Виктор Садовничий: Россия должна оставаться ведущей научной державой

Виктор Садовничий
© Михаил Почуев/ТАСС

В посла­нии Феде­раль­но­му собра­нию пре­зи­дент РФ Вла­ди­мир Путин поста­вил перед пра­ви­тель­ством зада­чу запу­стить про­грам­му раз­ви­тия эко­но­ми­ки «ново­го тех­но­ло­ги­че­ско­го поко­ле­ния», реа­ли­за­ция кото­рой будет опи­рать­ся на рос­сий­ские ком­па­нии, науч­ные цен­тры и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные кад­ры.

Пред­ста­ви­те­ли вла­сти, круп­ней­ших ком­па­ний, нау­ки, обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний и инсти­ту­тов раз­ви­тия в ходе кон­грес­са «Инно­ва­ци­он­ная прак­ти­ка: нау­ка плюс биз­нес», кото­рый прой­дет в МГУ им. М.В. Ломо­но­со­ва 7 декаб­ря, обсу­дят, каким обра­зом про­из­вод­ство зна­ний и высо­ких тех­но­ло­гий может стать основ­ным источ­ни­ком роста эко­но­ми­ки в Рос­сии.

В пред­две­рии кон­грес­са рек­тор МГУ Вик­тор Садов­ни­чий рас­ска­зал ТАСС о вызо­вах, кото­рые сто­ят перед Рос­си­ей в раз­ви­тии чело­ве­че­ско­го капи­та­ла для инно­ва­ци­он­ной эко­но­ми­ки, о роли нерав­но­душ­ных педа­го­гов и о том как вос­пре­пят­ство­вать утеч­ке моз­гов из стра­ны.

— Какие вызо­вы сто­ят перед Рос­си­ей в раз­ви­тии чело­ве­че­ско­го капи­та­ла?

— Раз­ви­тие чело­ве­че­ско­го капи­та­ла свя­за­но с повы­ше­ни­ем каче­ства обра­зо­ва­ния при сохра­не­нии его фун­да­мен­таль­но­сти в соче­та­нии с при­клад­ны­ми зада­ча­ми инно­ва­ци­он­ной эко­но­ми­ки. Но это долж­но быть не про­сто науч­но-тех­ни­че­ское раз­ви­тие. Необ­хо­ди­мо осо­знать важ­но­сть гума­ни­тар­но­го аспек­та. Мы долж­ны гото­вить наци­о­наль­но ори­ен­ти­ро­ван­ный науч­но-тех­ни­че­ский кад­ро­вый резерв и пре­пят­ство­вать утеч­ке моз­гов из стра­ны, с ран­не­го дет­ства закла­ды­вая базо­вые навы­ки и уме­ния, кото­рые поз­во­лят потом отве­тить на новые соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские вызо­вы. Рос­сия долж­на оста­вать­ся веду­щей науч­ной дер­жа­вой. Это и будет спо­соб­ство­вать раз­ви­тию чело­ве­че­ско­го капи­та­ла.

— Какие ресур­сы необ­хо­ди­мо для это­го выде­лить?

— В под­го­тов­ке кад­ров реша­ю­щая роль при­над­ле­жит обра­зо­ва­тель­ным учре­жде­ни­ям, осна­щен­ным новей­шим науч­ным обо­ру­до­ва­ни­ем; талант­ли­вым, нерав­но­душ­ным педа­го­гам, кото­рые спо­соб­ны зара­зить уче­ни­ков иде­я­ми, зажечь в них огонь твор­че­ства. Финан­со­вые вло­же­ния так­же необ­хо­ди­мы. Госу­дар­ство дела­ет мно­го для раз­ви­тия обра­зо­ва­тель­но­го и твор­че­ско­го потен­ци­а­ла моло­де­жи. Есть и нерав­но­душ­ные пред­ста­ви­те­ли биз­не­са. Общи­ми уси­ли­я­ми мож­но дости­чь успе­ха в этом направ­ле­нии.

— Что меша­ет повы­ше­нию эффек­тив­но­сти обра­зо­ва­тель­ной инфра­струк­ту­ры как осно­вы раз­ви­тия чело­ве­че­ско­го капи­та­ла?

— Если есть спо­соб­но­сти и жела­ние, ничто не может поме­шать, но помочь может совре­мен­ное обо­ру­до­ва­ние, муль­ти­ме­дий­ные тех­но­ло­гии, меж­дис­ци­пли­нар­ные и твор­че­ские под­хо­ды к пре­по­да­ва­нию фун­да­мен­таль­ных пред­ме­тов.

— Путин в посла­нии поста­вил зада­чу акти­ви­за­ции эко­но­ми­че­ско­го роста. Как эту зада­чу могли бы решить инве­сти­ции в чело­ве­че­ский капи­тал? Реаль­но ли в целом повы­сить каче­ство чело­ве­че­ско­го капи­та­ла, что­бы, начи­ная с 2020 года, рас­ти тем­па­ми выше сред­не­ми­ро­вых?

— В посла­нии пре­зи­ден­та Феде­раль­но­му собра­нию опре­де­ле­ны стра­те­ги­че­ские при­о­ри­те­ты в раз­ви­тии нашей стра­ны. 2020 год — это вре­мя нынеш­них школь­ни­ков и сту­ден­тов. Кад­ры — реша­ю­щая сила, поэто­му без инве­сти­ций в чело­ве­че­ский капи­тал нам не обой­тись. Буду­щий спе­ци­а­ли­ст дол­жен обла­дать необ­хо­ди­мы­ми навы­ка­ми и ком­пе­тен­ци­я­ми, что­бы быть успеш­ным.

— Какие кон­крет­ные резуль­та­ты дол­жен при­не­сти кон­гресс 7 декаб­ря?

— Раз­ви­тие эко­но­ми­ки и обще­ства напря­мую зави­сит от уров­ня под­го­тов­ки нынеш­них школь­ни­ков и сту­ден­тов. Это пред­мет посто­ян­ной забо­ты наше­го госу­дар­ства и про­фес­си­о­наль­но­го сооб­ще­ства. Все зави­сит от наших эффек­тив­ных и согла­со­ван­ных дей­ствий. Нынеш­ний кон­гресс дол­жен объ­еди­нить стрем­ле­ния и уси­лия уче­ных, рабо­то­да­те­лей и педа­го­гов в раз­ра­бот­ке эффек­тив­ных под­хо­дов к под­го­тов­ке кад­ров для инно­ва­ци­он­ной эко­но­ми­ки, обоб­щить име­ю­щий­ся поло­жи­тель­ный опыт и наме­тить кон­крет­ные шаги по вза­и­мо­дей­ствию нау­ки и биз­не­са в раз­ви­тии чело­ве­че­ско­го потен­ци­а­ла для успеш­но­го раз­ви­тия нашей стра­ны.

Подроб­нее на ТАСС:
http://tass.ru/opinions/interviews/3847383