«Что за чудо-башмачки!». Коллекция коньков Гатчинского дворца

В музее-запо­вед­ни­ке «Гат­чи­на» 22 декаб­ря откро­ет­ся оче­ред­ная выстав­ка одно­го экс­по­на­та из цик­ла «Вре­ме­на года». Тему зим­них забав рас­кро­ет экс­по­зи­ция, посвя­щен­ная ката­нию на конь­ках – одно­му из люби­мых раз­вле­че­ний цар­ской семьи. В выста­воч­ном зале цен­траль­но­го кор­пу­са впер­вые будут пред­став­ле­ны конь­ки из собра­ния Гат­чин­ско­го двор­ца.

В 2014–2016 гг. музей при­об­рел 17 пар конь­ков, изго­тов­лен­ных в кон­це XIX – нача­ле XX вв., 15 из них будут пока­за­ны на выстав­ке. О том, вхо­ди­ли ли эти образ­цы в исто­ри­че­ское собра­ние Гат­чин­ско­го двор­ца, допод­лин­но неиз­вест­но. По леген­де, конь­ки были най­де­ны неким гос­по­ди­ном Сомо­вым неда­ле­ко от импе­ра­тор­ской рези­ден­ции и выве­зе­ны им в эми­гра­цию. Через мно­го лет они были выкуп­ле­ны у его потом­ков част­ным кол­лек­ци­о­не­ром. Самая ран­няя пара из это­го собра­ния дати­ро­ва­на 1884 г. На неко­то­рых есть клей­ма мастер­ских L.H. Hagen & Cо Christiania, J. Nooitgedagt & Zn.Ijust, Joh.Pet.Becker.Jr, Ijlst Wett. Ged.

 


В экс­по­зи­цию так­же вклю­че­на пара конь­ков, на поло­зьях кото­рой име­ет­ся клей­мо Jackson Haynes, они посту­пи­ли в музей в 2016 г. из част­ной кол­лек­ции. По мне­нию кура­то­ра выстав­ки Анны Хоро­ши­ло­вой, эта мар­ки­ров­ка может быть свя­за­на с име­нем аме­ри­кан­ско­го балет­но­го тан­цо­ра и фигу­ри­ста Джек­со­на Хейн­са, осно­ва­те­ля фигур­но­го ката­ния, кото­рый в 1870-х гг. был в тур­не и при­ез­жал в Санкт-Петер­бург. Извест­но, что Хейнс раз­ра­бо­тал соб­ствен­ную модель конь­ков, кото­рые кре­пи­лись к обу­ви заклеп­ка­ми.

Исто­рия ката­ния на конь­ках насчи­ты­ва­ет не одну тыся­чу лет. Это извест­но бла­го­да­ря архео­ло­ги­че­ским наход­кам на тер­ри­то­рии Нидер­лан­дов, Дании, Бава­рии, Боге­мии, Швей­ца­рии, Англии, Нор­ве­гии, Шве­ции и Рос­сии. На выстав­ке мож­но будет узнать о про­ис­хож­де­нии сло­ва «конь­ки», о том, какие конь­ки счи­та­ют­ся самы­ми ран­ни­ми из всех, когда-либо най­ден­ных, из како­го мате­ри­а­ла они изго­тав­ли­ва­лись и какую стра­ну назы­ва­ют роди­ной фигур­но­го ката­ния.

Пер­вый широ­кий инте­рес к ката­нию на конь­ках в Рос­сии обыч­но свя­зы­ва­ют с име­нем Пет­ра I. Нахо­дясь в Гол­лан­дии в 1697–1698-х гг. на обу­че­нии кора­бель­но­му делу, он увлек­ся конь­ко­беж­ным спор­том и при­вез конь­ки домой, что спо­соб­ство­ва­ло росту попу­ляр­но­сти это­го вида зим­не­го раз­вле­че­ния.

Одна­ко, как сви­де­тель­ству­ют доку­мен­ты, и до Пет­ра I в Рос­сии конь­ки были извест­ны. Напри­мер, англий­ский дипло­мат Томас Кар­лей­ль в 1663 г. отме­чал в сво­ем днев­ни­ке, гово­ря о моск­ви­чах: «Зимой они име­ют (как и гол­ланд­цы) конь­ки, кото­рые упо­треб­ля­ют, когда воды покры­ты льдом, но не для путе­ше­ствия, а толь­ко для упраж­не­ния и согре­ва­ния на льду…».

Что ново­го при­внес XIX век в этот вид зим­ней заба­вы? Где в Петер­бур­ге зали­ва­ли кат­ки? Где учил­ся сколь­зить на конь­ках буду­щий импе­ра­тор Нико­лай II? Отве­ты на эти и дру­гие вопро­сы посе­ти­те­ли най­дут на выстав­ке «Что за чудо-баш­мач­ки!».

RATAnews