Перспективы чартерных программ по России упираются в тарифы авиакомпаний

Гла­ва Росту­риз­ма при­звал Роса­виа­цию уве­ли­чить чис­ло чар­тер­ных рей­сов внут­ри стра­ны. При этом речь идет не толь­ко о Крас­но­дар­ском крае или Кры­ме, но и менее попу­ляр­ных направ­ле­ни­ях, напри­мер, Мине­раль­ных Водах, Кали­нин­гра­де или Иркут­ске. «Мы бы хоте­ли, что­бы вме­сте с туро­пе­ра­тор­ским сооб­ще­ством меха­низм чар­тер­ных пере­во­зок по нашей стра­не был зна­чи­тель­но уве­ли­чен и акти­ви­зи­ро­ван. Это сни­зит сто­и­мо­сть авиа­пе­ре­воз­ки. Потреб­но­сть в этом мы видим, а туро­пе­ра­то­ры настой­чи­во об этом гово­рят», – ска­зал Олег Сафо­нов.

Туро­пе­ра­то­ры в целом соглас­ны, что чар­те­ры могли бы стать серьез­ным сти­му­лом для повы­ше­ния спро­са на путе­ше­ствия по Рос­сии. Одна­ко, по сло­вам гене­раль­но­го дирек­то­ра ком­па­нии «Муль­ти­тур» Дмит­рия Шаро­ва, все упи­ра­ет­ся в тари­фы авиа­ком­па­ний: «Пока они куса­ют­ся, и нам это невы­год­но. Мы ско­рее отка­жем­ся от чар­тер­ной про­грам­мы, чем поне­сем финан­со­вые поте­ри».

С кол­ле­гой соглас­на заме­сти­тель гене­раль­но­го дирек­то­ра ком­па­нии «Роза вет­ров» Ири­на Глаз­ко­ва: поста­нов­ка чар­те­ра на мно­гих тури­сти­че­ских марш­ру­тах, за исклю­че­ни­ем южных курор­тов, свя­за­на с высо­ки­ми рис­ка­ми. «Сред­ний класс и ниже ста­ли мень­ше тра­тить на отдых, пред­по­чи­тая одну в год пол­но­цен­ную поезд­ку с семьей к морю. Дру­гие более корот­кие поезд­ки сей­час чаще все­го заме­ня­ет дача. Поэто­му, кро­ме Кры­ма и Сочи, в каче­стве мас­со­вых круг­ло­го­дич­ных направ­ле­ний могут высту­пить лишь Кав­мин­во­ды, где есть хоро­ший спрос на лече­ние», – ска­за­ла RATA-news г-жа Глаз­ко­ва. По ее сло­вам, чар­тер­ная про­грам­ма в Кали­нин­град мало­ре­аль­на из-за слиш­ком корот­ко­го сезо­на: «Направ­ле­ние попу­ляр­но, вос­тре­бо­ва­но, но не знаю, кто из туро­пе­ра­то­ров решит­ся на такой чар­тер. Пер­спек­тив­нее даже, на мой взгляд, такие экзо­ти­че­ские направ­ле­ния, как Кам­чат­ка».

По сло­вам дирек­то­ра по про­да­жам ком­па­нии «Инту­ри­ст» Сер­гея Тол­чи­на, за чар­тер­ны­ми про­грам­ма­ми на южные рос­сий­ские курор­ты – буду­щее, эта пере­воз­ка будет раз­ви­вать­ся. «Нам все­гда будет нуж­но море и теп­ло. И на этих направ­ле­ни­ях еще мно­гое пред­сто­ит сде­лать», – пояс­нил экс­перт. Напри­мер, как заме­ти­ла г-жа Глаз­ко­ва, необ­хо­ди­мо сни­зить цены на пере­ле­ты в Ана­пу. «Они доро­же, чем в Сочи, пото­му что в мест­ном аэро­пор­ту, в отли­чие от сочин­ско­го с боль­ши­ми пото­ка­ми, высо­кая сто­и­мо­сть мно­гих услуг, напри­мер, отстоя само­ле­тов. Дота­ции аэро­пор­ту помо­гли бы сти­му­ли­ро­вать спрос на Ана­пу, преж­де все­го, у жите­лей шах­тер­ских горо­дов на Ура­ле. Им такой отдых про­сто необ­хо­дим», – уточ­ни­ла собе­сед­ни­ца.

При этом орга­ни­за­ция чар­те­ров в по экс­кур­си­он­ным направ­ле­ни­ям, напри­мер, в Каза­нь, Ека­те­рин­бург кажет­ся Сер­гею Тол­чи­ну преж­де­вре­мен­ной: «Поток туда сей­час фор­ми­ру­ет­ся, мож­но гово­рить о мас­со­во­сти, одна­ко одно­го горо­да для экс­кур­си­он­но­го чар­тер­но­го тура недо­ста­точ­но. Такие про­грам­мы надо допол­нять дру­ги­ми пунк­та­ми, заколь­цо­вы­вать их и давать низ­кие цены, кото­рые могли бы сти­му­ли­ро­вать спрос». Но в любом слу­чае, пола­га­ет он, если госу­дар­ство хочет раз­ви­вать инте­рес к поезд­кам по стра­не, надо ощу­ти­мо облег­чать транс­порт­ные рас­хо­ды. Чар­те­ры помо­гут «рас­ка­тать» доро­гу ко мно­гим пока не слиш­ком рас­кру­чен­ным местам отды­ха. И начать луч­ше с корот­ких чар­тер­ных про­грамм на гор­но­лыж­ные курор­ты, напри­мер, на Алтай. «Они не стра­да­ют от нехват­ки тури­стов, но это, в основ­ном, мест­ные жите­ли или из бли­жай­ших обла­стей. Насто­я­щий эффект для мест­ной эко­но­ми­ки будет, когда туда поедут тури­сты из более обес­пе­чен­ных реги­о­нов, пове­зут свои день­ги. Соот­вет­ствен­но, появит­ся сти­мул для даль­ней­ше­го раз­ви­тия курор­тов», – пола­га­ет г-н Тол­чин.

Напом­ним, раз­го­во­ры о воз­мож­но­сти суб­си­ди­ро­ва­ния внут­рен­ней тури­сти­че­ской авиа­пе­ре­воз­ки появи­лись ров­но год назад. Тогда пла­ни­ро­ва­лось создать меха­низм, кото­рый поз­во­лял бы ком­па­ни­ям фор­ми­ро­вать в низ­кий сезон тур­па­ке­ты на базе льгот­ной цены. Про­ект был раз­ра­бо­тан в Мини­стер­стве куль­ту­ры. Общие пред­ло­же­ния были сфор­му­ли­ро­ва­ны к нача­лу фев­ра­ля 2016 гола, вско­ре Росту­ризм отпра­вил заяв­ку с переч­нем направ­ле­ний и туро­пе­ра­то­ров, кото­рые реши­ли участ­во­вать в этой про­грам­ме. В спи­сок вош­ли «Але­ан», «Биб­лио Гло­бус», «Инту­ри­ст», «Корал Тре­вел», «Пегас Тури­стик», «Пер­со­на Гра­та» (Каза­нь), «Мери­ди­ан» (Крас­но­яр­ск), «Роза вет­ров».

Соглас­но кон­со­ли­ди­ро­ван­ной заяв­ке туро­пе­ра­то­ров, рей­сы в Сочи, Ана­пу, Каза­нь, Сим­фе­ро­поль и Гор­но-Алтай­ск пла­ни­ро­ва­лись из 14 реги­о­наль­ных цен­тров – Ека­те­рин­бур­га, Санкт-Петер­бур­га, Ново­си­бир­ска, Каза­ни, Ниж­не­го Нов­го­ро­да, Пер­ми, Кара­ган­ды. Тюме­ни, Омска, Сур­гу­та, Чере­пов­ца, Сама­ры, Уфы и Крас­но­яр­ска. В Сочи, Сим­фе­ро­поль и Ана­пу поле­ты пла­ни­ро­ва­лись из всех этих горо­дов, в Каза­нь – толь­ко из Архан­гель­ска, Санкт-Петер­бур­га, Тюме­ни и Сур­гу­та, а в Гор­но-Алтай­ск – из Санкт-Петер­бур­га, Ека­те­рин­бур­га, Каза­ни, Тюме­ни, Крас­но­яр­ска и Сама­ры. С 1 апре­ля по 1 июня и с 15 сен­тяб­ря по 15 нояб­ря 2016 года опе­ра­то­ры пла­ни­ро­ва­ли пере­вез­ти по льгот­ным ценам мини­мум 165 тыс. чело­век.

Одна­ко дело затя­ну­лось, к сере­ди­не мар­та Роса­виа­ция сокра­ти­ла туро­пе­ра­тор­ский спи­сок со 108 до 19 направ­ле­ний. А на всю про­грам­му выде­ли­ли в ито­ге 360,25 млн руб­лей – вдвое мень­ше, чем пла­ни­ро­ва­лось. Как ока­за­лось, в Минэко­но­мраз­ви­тия не под­дер­жа­ли про­ект Мин­куль­та о суб­си­ди­ро­ва­нии и пред­ло­жи­ли искать сред­ства для гос­суб­си­дий туро­пе­ра­то­рам не в феде­раль­ном бюд­же­те, а в соб­ствен­ных бюд­же­тах Мин­куль­та и Росту­риз­ма. Воз­мож­но, сей­час, в связ­ке с Роса­виа­ци­ей, тур­биз­не­су все-таки удаст­ся добить­ся жела­е­мых суб­си­дий.

Свет­ла­на Став­це­ва, RATA–news