Россияне вернули отдых в число своих приоритетных расходов

Россияне стали активнее интересоваться турами на отдых. Так, по данным сервиса Level.Travel, продающего в онлайне туры от более 20 ведущих туроператоров России, количество поисковых запросов на летний отдых в январе 2017 увеличилось в 3,5 раза.

При этом год назад в янва­ре рос­си­я­не при­смат­ри­ва­ли себе, в основ­ном, отдых в Рос­сии – на нашу стра­ну при­хо­ди­лось 34% запро­сов. Далее шли Гре­ция и Кипр (по 13%), а замы­ка­ли пятер­ку самых вос­тре­бо­ван­ных направ­ле­ний отды­ха Абха­зия (9%) и Бол­га­рия (8%). Сей­час кар­тин­ка дру­гая: Гре­ция (19%), Тур­ция (16%), Рос­сия (13%), Кипр (10%) Бол­га­рия (9%). Гре­ция доба­ви­ла к сво­е­му про­шло­год­не­му пока­за­те­лю по запро­сам 6%. А Рос­сия поте­ря­ла почти две тре­ти «голо­сов» и отсту­пи­ла на тре­тье место. Воз­мож­но, их забра­ла Тур­ция, кото­рой в про­шлом году не было вооб­ще, а сей­час она вер­ну­лась сра­зу на вто­рое место.

Год назад Рос­сия лиди­ро­ва­ла и в запро­сах на отдых в фев­ра­ле-мар­те (24%), на рав­ных кон­ку­ри­руя с Таи­лан­дом (23%). А в нынеш­нем янва­ре рос­си­я­не уже чаще иска­ли туры в Таи­ланд (22,7%) и ОАЭ (11%), подви­нув оте­че­ствен­ные курор­ты на тре­тье место (9,2%). Как и в слу­чае с запро­са­ми на лет­ний отдых, доля Рос­сия сокра­ти­лась почти на две тре­ти.

Одна­ко искать тур – еще не зна­чит его купить. И, судя по январ­ским про­да­жам туров на лето сер­ви­сом Level.Travel, Рос­сия усту­пать свое пер­вен­ство пока не соби­ра­ет­ся: на нее по-преж­не­му при­хо­дит­ся почти треть всех поку­пок. На вто­ром-тре­тьем местах рас­по­ло­жи­лись Гре­ция и Кипр (по 17%). Для срав­не­ния, год назад трой­ка самых про­да­ва­е­мых направ­ле­ний отды­ха выгля­де­ла так: Рос­сия (72%), Бол­га­рия (14%), Хор­ва­тия (7%). Рос­сия удер­жа­ла пози­цию и в про­да­жах на бли­жай­шие даты, хотя сокра­ти­ла свою долю. Так, 27% про­дан­ных в янва­ре туров на фев­раль-март при­шлось имен­но на Рос­сию (в про­шлом году 60%), 23% – на Таи­ланд (год назад 19%), 7% – на Индию.

В целом, по дан­ным Level.Travel, общее коли­че­ство про­дан­ных в янва­ре лет­них туров выро­сло по срав­не­нию с тем же пери­о­дом про­шло­го года в 3,35 раз. Гене­раль­ный дирек­тор сер­ви­са Дмит­рий Малю­тин видит в этом знак того, что рос­сий­ские тури­сты при­спо­со­би­лись к эко­но­ми­че­ской ситу­а­ции и хотят пла­ни­ро­вать свой отдых зара­нее, как это дела­ли рань­ше. «Кро­ме того, люди научи­лись пере­рас­пре­де­лять семей­ные сред­ства в новых реа­ли­ях, и у мно­гих в бюд­же­те опять появи­лась гра­фа «отдых». Это­му спо­соб­ству­ет и отно­си­тель­ная ста­биль­но­сть по срав­не­нию с тур­бу­лент­но­стью в преды­ду­щий пери­од. Мы видим, что во внеш­ней поли­ти­ке не про­ис­хо­дит ниче­го экс­тра­ор­ди­нар­но­го, а курс валю­ты не ска­чет каж­дый день», – ска­зал гла­ва Level.Travel.

Инте­рес­но, что изме­не­ния в при­о­ри­те­тах рос­си­ян каса­ют­ся и уров­ня раз­ме­ще­ния. Поку­пая туры в янва­ре, тури­сты гораз­до реже выби­ра­ли для лет­не­го раз­ме­ще­ния оте­ли 3* (40%), чем в этом же меся­це год назад (64%). А оте­ли 5* их инте­ре­со­ва­ли почти в два раза боль­ше – 13% вме­сто 7% год назад.

Инте­рес­но, что рос­си­я­не почув­ство­ва­ли ста­биль­но­сть до того, как про­зву­ча­ли – прав­да, доволь­но осто­рож­ные – заяв­ле­ния соот­вет­ству­ю­щих инстан­ций на эту тему. Так, в сере­ди­не фев­ра­ля о выхо­де Рос­сии из жест­ко­го эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са заявил гла­ва Сбер­бан­ка Гер­ман Греф. Это под­твер­дил и мини­стр эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия РФ Мак­сим Ореш­кин: «Да, на мой взгляд, из жест­ко­го кри­зи­са в 2015 году – нача­ле 2016 года, мы, оче­вид­но, выхо­дим». В свою оче­редь агент­ство Moody’s повы­си­ло про­гноз по кре­дит­но­му рей­тин­гу Рос­сии с «нега­тив­но­го» до «ста­биль­но­го».

Туро­пе­ра­то­ры так­же весь­ма осто­рож­ны в сво­их оцен­ках ситу­а­ции на рын­ке, несмот­ря на явный всплеск ран­не­го бро­ни­ро­ва­ния. «У нас январь-фев­раль по объ­е­му про­даж обо­гнал ана­ло­гич­ный про­шло­год­ний пери­од втрое. При этом зару­беж­ные направ­ле­ния идут с опе­ре­же­ни­ем, а рос­сий­ское – на преж­нем уров­не», – ска­зал RATA-news дирек­тор по про­да­жам ком­па­нии «Инту­ри­ст» Сер­гей Тол­чин. По его сло­вам, тури­сты «хеджи­ру­ют свои рис­ки»: ста­ра­ют­ся забро­ни­ро­вать зару­беж­ные курор­ты, исхо­дя из нынеш­не­го мини­маль­но­го кур­са руб­ля. Кро­ме того на актив­но­сть тури­стов вли­я­ют такие фак­то­ры, как вос­ста­нов­ле­ние дове­рия к отрас­ли, поли­ти­че­ская ста­биль­но­сть, отло­жен­ный спрос. Но это очень хруп­кий рост, у него нет эко­но­ми­че­ской под­держ­ки, ведь денег у людей боль­ше не ста­ло, заклю­ча­ет экс­перт.

Дирек­тор ком­па­нии Click Voyage Игорь Коз­лов так­же при­зы­ва­ет не обо­льщать­ся. «У нас послед­няя неде­ля янва­ря была про­сто рекорд­ной по про­да­жам. Но кор­рект­но ли срав­ни­вать нынеш­ний январь с совер­шен­но про­валь­ным про­шло­год­ним? А имен­но таким он был для всех туро­пе­ра­то­ров. В про­шлом году на про­да­жи по ран­не­му бро­ни­ро­ва­нию при­хо­ди­лось 5%, а сей­час – 10%. Вот и весь рост! Нынеш­ний всплеск как начал­ся, так и может закон­чить­ся. Люди про­сто исполь­зу­ют момент, что­бы успеть опла­тить поезд­ку по низ­ко­му кур­су. Ника­ких эко­но­ми­че­ских осно­ва­ний для устой­чи­во­го роста нет, сред­ний чек в тур­биз­не­се сохра­ня­ет тен­ден­цию к сни­же­нию», – пояс­нил RATA-news г-н Коз­лов.

Сер­гей Тол­чин согла­сен с кол­ле­гой: даль­ней­ше­го роста спро­са может и не быть, сезон прой­дет скром­но, спо­кой­но, лишь слег­ка пре­вы­сив про­шло­год­ний уро­вень. Поток не столь­ко вырас­тет, сколь­ко пере­рас­пре­де­лит­ся. Более отчет­ли­во кон­ту­ры лета-2017, ско­рее все­го, про­явят­ся не рань­ше апре­ля.

Дирек­тор ком­па­нии «Де Визу» Алек­сей Лебедь так­же пола­га­ет, что ста­ти­сти­ки, поз­во­ля­ю­щей гово­рить об устой­чи­вом трен­де, пока мало­ва­то. «Но мы дей­стви­тель­но фик­си­ру­ем воз­рос­ший спрос, хоро­шую глу­би­ну про­даж, в том числе по направ­ле­ни­ям, кото­рые были в про­шлом году про­блем­ны­ми – Чер­но­го­рия, Бол­га­рия, Испа­ния. Воз­рос­ло чис­ло семей­ных тури­стов. Видим воз­вра­ще­ние тех, кто про­бо­вал орга­ни­зо­вать отдых само­сто­я­тель­но и был разо­ча­ро­ван», – ска­зал г-н Лебедь. На рост про­даж повли­я­ли все уже назван­ные фак­то­ры. «Но курс руб­ля и эко­но­ми­ка – явно неглав­ные при­чи­ны. Есть офи­ци­аль­ные дан­ные, что поку­па­тель­ная спо­соб­но­сть рос­си­ян сей­час на мини­му­ме, так что дело не в день­гах. Про­сто люди изме­ни­ли пси­хо­ло­ги­че­скую модель пове­де­ния, вер­ну­ли отдых в чис­ло сво­их при­о­ри­те­тов, пере­став откла­ды­вать жиз­нь на потом. И это очень важ­ный пока­за­тель», – уве­рен Алек­сей Лебедь.

Вряд ли лет­ний сезон будет про­стым. Один из глав­ных нару­ши­те­лей спо­кой­ствия – Тур­ция. «Рос­си­я­не соску­чи­лись по направ­ле­нию, а турец­кие оте­лье­ры хотят вер­нуть тот тур­по­ток из Рос­сии, кото­рый был до всех непри­ят­но­стей. Поэто­му от сезо­на мож­но ожи­дать лояль­но­го под­хо­да со сто­ро­ны туро­пе­ра­то­ров и дис­кон­та от оте­лей», – счи­та­ет Дмит­рий Малю­тин.

Сер­гей Тол­чин видит в этом опре­де­лен­ную угро­зу для рын­ка: «Все туро­пе­ра­то­ры амби­ци­оз­ны, за про­шед­шие два года они, как и тури­сты, «засто­я­лись», а высо­кие объ­е­мы ран­не­го бро­ни­ро­ва­ния рож­да­ют иллю­зии хоро­ше­го спро­са. В ито­ге – таких полет­ных про­грамм, кото­рые заяв­ле­ны сей­час из реги­о­нов, не было даже в более бла­го­по­луч­ные годы. Ско­рее все­го, они будут скор­рек­ти­ро­ва­ны. А вдруг нет?», – рас­суж­да­ет собе­сед­ник.

В любом слу­чае, по сло­вам экс­пер­тов, нынеш­ний сезон уже содер­жит в себе интри­гу. После двух лет вынуж­ден­но­го застоя он прой­дет под зна­ком отло­жен­но­го спро­са и завы­шен­ных ожи­да­ний. Посмот­рим, в какую сто­ро­ну его раз­вер­нут столь про­ти­во­ре­чи­вые фак­то­ры.

Свет­ла­на Став­це­ва, RATA–news