«Для нас, школьников блокадного Ленинграда, Исаакиевский собор был родным домом после войны, мы гордились и гордимся им, – рассказала ТАСС одна из подписавших документ членов союза «Дети блокады-900», его секретарь Майя Кадышева. – Нам непонятно, почему решение о судьбе собора принимается без общественного обсуждения, общественность должна участвовать».
В письме высказано мнение, что «проведенные за минувший год 640 богослужений дают основание утверждать, что Исаакиевский собор являет собой прекрасный пример сотрудничества музейного и церковного сообществ». При этом блокадники указывают, что «рассматривать Исаакиевский собор лишь как храм – значит не видеть его исторического значения, в том числе в грозные военные годы». «Исаакиевский собор – наше общее достояние, верующих и неверующих, тех, кто как мы, пережил войну и тех, кто ее не знал – наших детей, наших внуков, – говорится в письме. – Только музей, отражающий историю собора целиком, а не ее отдельную часть, будет достоин великого города».
Музей и блокадники
Авторы письма напоминают, что «музей-памятник проводил и проводит огромную работу по увековечиванию памяти героической обороны Ленинграда». «Тематические экскурсии, посвященные блокаде, постоянная выставка, которую можно посещать бесплатно, также бесплатные концерты в честь прорыва и снятия блокады – это далеко не полный перечень того, что объединяет нас с музеем», – говорится в письме, опубликованном от имени организации, членами которой являются около 1400 жителей города, переживших блокаду в детском и школьном возрасте.
В начале марта обращение к премьер-министру РФ по поводу Исаакиевского собора направил писатель Даниил Гранин, участник битвы за Ленинград и почетный гражданин Санкт-Петербурга, написавший в 1977–1981 гг. в соавторстве с Алесем Адамовичем знаменитую «Блокадную книгу», основанную на живых свидетельствах блокадников. Писатель рассказал ТАСС, что в письме попросил не передавать Исаакиевский собор в пользование Русской православной церкви и сохранить его музейный статус.
«Чтобы помнили…»
В годы блокады в Исаакиевском соборе хранились экспонаты музеев города и пригородных дворцов Петродворца, Павловска, Пушкина и Гатчины, которые летом 1941 года не успели эвакуировать вглубь страны. Купол собора был закрашен серой краской, чтобы не служить ориентиром для бомбившей город немецкой авиации и артиллерии, а в подвалах Исаакия располагалось Объединенное музейное хозяйство, созданное в августе 1945 года для спасения коллекций. 9 мая 2005 года здесь была открыта мемориальная доска со 101 именем хранителей музейных фондов и сотрудников музеев, работавших здесь с 1941 года по 1945 год, а также постоянная выставка «Чтобы помнили…», рассказывающая о подвиге ленинградских музейщиков.
Споры вокруг собора
Правительство Санкт-Петербурга объявило, что 30 декабря 2016 года было отдано распоряжение о передаче Исаакиевского собора в пользование Московскому патриархату РПЦ на основании принятого в 2010 году ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения».
Здание Исаакиевского собора находится в собственности Санкт-Петербурга, но под охраной на федеральном уровне, входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.