Пилотные российские роботы выйдут на освоение шельфа Арктики через 10 лет

© Пресс-служба Фонда перспективных исследований© Пресс-служба Фонда перспективных исследований

Созданные в рамках проекта «Айсберг» подводные и подледные комплексы позволят освоить ранее неразведанные участки шельфа

МОСКВА, 26 апре­ля. /ТАСС/

Пилот­ные образ­цы под­вод­ных авто­ма­ти­зи­ро­ван­ных ком­плек­сов, кото­рые смо­гут исполь­зо­вать­ся для под­вод­ных работ по изу­че­нию и осво­е­нию шель­фа Арк­ти­ки, появят­ся в Рос­сии через 10 лет. Об этом сооб­щил ТАСС руко­во­ди­тель про­ект­ной груп­пы Фон­да пер­спек­тив­ных иссле­до­ва­ний (ФПИ) Вик­тор Лит­ви­нен­ко.

«Для созда­ния таких необи­та­е­мых под­вод­ных ком­плек­сов потре­бу­ет­ся око­ло 10 лет – это тот срок, кото­рый нужен для осу­ществ­ле­ния всех необ­хо­ди­мых работ и испы­та­ний, после чего пилот­ные ком­плек­сы смо­гут в пол­ной мере решать воз­ло­жен­ные на них зада­чи», – ска­зал он.

Необитаемые комплексы

ФПИ реа­ли­зу­ет про­ект «Айс­берг», направ­лен­ный на созда­ние под­вод­ных и под­лед­ных ком­плек­сов для осво­е­ния место­рож­де­ний арк­ти­че­ских морей. Голов­ным испол­ни­те­лем по про­ек­ту явля­ет­ся АО «ЦКБ МТ «Рубин». Как рас­ска­зал Лит­ви­нен­ко, на дан­ный момент раз­ра­бо­та­ны аван­про­ек­ты энер­ге­ти­че­ско­го, транс­порт­но-мон­таж­но­го и сер­вис­но­го, буро­во­го ком­плек­сов, а так­же ком­плек­са сей­смо­раз­вед­ки, все они будут рабо­тать под водой.

Ком­плекс сей­смо­раз­вед­ки будет пред­став­лять собой оби­та­е­мую под­вод­ную лод­ку новой кон­струк­ции с робо­ти­зи­ро­ван­ны­ми аппа­ра­та­ми на бор­ту, кото­рые смо­гут выхо­дить из нее, решать постав­лен­ные зада­чи, после чего воз­вра­щать­ся на борт и пере­да­вать полу­чен­ные дан­ные. Буро­вые ком­плек­сы будут обес­пе­чи­вать авто­ном­ное буре­ние и обу­стра­и­вать сква­жи­ны. Таким обра­зом раз­ра­ба­ты­ва­е­мые ком­плек­сы смо­гут осу­ществ­лять весь цикл работ – от поис­ка место­рож­де­ний до непо­сред­ствен­ной добы­чи неф­ти и газа – на глу­би­нах до 400 мет­ров, тогда как сей­час рабо­ты ведут­ся на глу­би­нах до 100–150 мет­ров.

Одно из глав­ных пре­иму­ще­ств ука­зан­ных ком­плек­сов – неза­ви­си­мо­сть от при­род­ных и погод­ных усло­вий, а так­же воз­мож­но­сть авто­ном­ной рабо­ты без при­сут­ствия чело­ве­ка. «Созда­ва­е­мые ком­плек­сы смо­гут рабо­тать круг­ло­су­точ­но и решать широ­кий спек­тр задач – в любое вре­мя года и при любой пого­де. Напри­мер, в насто­я­щее вре­мя уче­ные могут про­во­дить иссле­до­ва­ния с судов в Арк­ти­ке все­го на про­тя­же­нии одно­го-двух меся­цев нави­га­ции. С помо­щью новых ком­плек­сов мож­но будет круг­ло­го­дич­но мони­то­рить ситу­а­цию, кар­то­гра­фи­ро­вать дно Миро­во­го оке­а­на и решать дру­гие зада­чи как при­клад­но­го, так и науч­но­го харак­те­ра», – ска­зал Лит­ви­нен­ко.

Для энер­го­снаб­же­ния созда­ва­е­мых под­вод­ных робо­тов будут исполь­зо­вать­ся энер­го­ком­плек­сы с ядер­ным реак­то­ром, что поз­во­лит обес­пе­чить их зна­чи­тель­ную авто­ном­но­сть – до года.

Проверки техники

Боль­шое вни­ма­ние при раз­ра­бот­ке про­ек­та уде­ля­ет­ся надеж­но­сти тех­ни­ки, кото­рой пред­сто­ит рабо­тать в авто­ном­ном режи­ме в суро­вых усло­ви­ях Арк­ти­ки. Для это­го, по сло­вам Лит­ви­нен­ко, про­во­дит­ся глу­бо­кая про­ра­бот­ка про­ек­тов и пред­по­ла­га­ют­ся дли­тель­ные испы­та­ния в ходе созда­ния новых тех­но­ло­ги­че­ских сред­ств.

Созда­ва­е­мая тех­ни­ка сна­ча­ла будет про­ве­рять­ся на суше – на стен­дах. Затем нач­нут­ся под­вод­ные тесто­вые рабо­ты в есте­ствен­ных усло­ви­ях. «Будут про­во­дить­ся испы­та­ния всех эле­мен­тов ком­плек­сов, ход испы­та­ний будет кон­тро­ли­ро­вать­ся посред­ством спе­ци­аль­ных дат­чи­ков и систем мони­то­рин­га», – рас­ска­зал пред­ста­ви­тель фон­да.

Одним из инно­ва­ци­он­ных реше­ний, отра­ба­ты­ва­е­мых в рам­ках про­ек­та, явля­ет­ся при­ме­не­ние боль­шо­го коли­че­ства авто­ном­ных необи­та­е­мых под­вод­ных аппа­ра­тов (АНПА) для про­ве­де­ния под­вод­ной (под­лед­ной) сей­смо­раз­вед­ки. Для это­го необ­хо­ди­мо будет решить непро­стую зада­чу созда­ния систем груп­по­во­го управ­ле­ния глу­бо­ко­вод­ны­ми аппа­ра­та­ми. «На сего­дня эта зада­ча еще никем не реше­на, это будут уни­каль­ные и про­рыв­ные тех­ни­че­ские реше­ния», – под­черк­нул руко­во­ди­тель про­ект­ной груп­пы ФПИ.

Отдель­ным серьез­ным вопро­сом ста­нет обес­пе­че­ние эко­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти. «Все эко­ло­ги­че­ские тре­бо­ва­ния и аспек­ты мы будем учи­ты­вать, в том числе нор­мы МАГАТЭ при нахож­де­нии реак­то­ра на дне Миро­во­го оке­а­на», – ска­зал сотруд­ник фон­да.

Инвесторы и заказчики

Гово­ря о сто­и­мо­сти изго­тов­ле­ния подоб­ных ком­плек­сов, Лит­ви­нен­ко сооб­щил, что речь идет о десят­ках мил­ли­ар­дов руб­лей. Но уже есть ком­па­нии, гото­вые под­дер­жи­вать раз­ра­бот­ку ком­плек­сов и в даль­ней­шем их исполь­зо­вать. «У нас выстро­е­но вза­и­мо­дей­ствие с «Газ­про­мом», «Рос­нефтью», Роса­то­мом, ОСК и дру­ги­ми потен­ци­аль­ны­ми потре­би­те­ля­ми созда­ва­е­мых тех­но­ло­гий. Во вза­и­мо­дей­ствии с ними мы начи­на­ли про­ект «Айс­берг», эти ком­па­нии выра­жа­ют зна­чи­тель­ный инте­рес к веду­щим­ся раз­ра­бот­кам», – отме­тил пред­ста­ви­тель ФПИ,

Ком­плек­сы могут быть исполь­зо­ва­ны для рабо­ты на лицен­зи­он­ных участ­ках. В Арк­ти­ке это Барен­це­во и Кар­ское моря, море Лап­те­вых, частич­но Печор­ское море и дру­гие. Как при­зна­ют в фон­де, рабо­та по созда­нию под­вод­ных и под­лед­ных ком­плек­сов для осво­е­ния место­рож­де­ний арк­ти­че­ских морей ори­ен­ти­ро­ва­на на даль­нюю пер­спек­ти­ву – пока есть более про­стые для осво­е­ния участ­ки, не тре­бу­ю­щие при­ме­не­ния столь слож­ных тех­ни­че­ских сред­ств.

«Но ресур­сы исто­ща­ют­ся, когда-то нуж­но будет пере­хо­дить на нераз­ве­дан­ные участ­ки шель­фа. Тогда и потре­бу­ют­ся новые тех­ни­че­ские сред­ства, кото­рые так­же поз­во­лят осва­и­вать и твер­дые полез­ные иско­па­е­мые», – отме­тил Лит­ви­нен­ко.

При раз­ра­бот­ке ком­плек­сов про­во­дят­ся иссле­до­ва­ния по широ­ко­му кру­гу науч­ных направ­ле­ний, напри­мер, в сфе­ре созда­ния новых мате­ри­а­лов, робо­то­тех­ни­ки и др. Резуль­та­ты подоб­ных работ най­дут при­ме­не­ние и в дру­гих оте­че­ствен­ных про­из­вод­ствен­ных сфе­рах.

«Созда­вая уни­каль­ные под­вод­ные и под­лед­ные ком­плек­сы, мы дела­ем серьез­ный шаг в сто­ро­ну осво­е­ния гид­ро­кос­мо­са, кото­рый к насто­я­ще­му вре­ме­ни оста­ет­ся недо­ста­точ­но изу­чен­ным», – отме­тил уче­ный.