Россия и МВФ: от крупнейшего должника до влиятельного кредитора

Здание Международного валютного фонда в Вашингтоне © REUTERS/Yuri Gripas Здание Международного валютного фонда в Вашингтоне © REUTERS/Yuri Gripas

Как наша стра­на зани­ма­ла у Меж­ду­на­род­но­го валют­но­го фон­да, как воз­вра­ща­ла дол­ги и в каких отно­ше­ни­ях одна из круп­ней­ших финан­со­вых орга­ни­за­ций мира нахо­дит­ся с Рос­си­ей сей­час

Уже 25 лет Рос­сий­ская Феде­ра­ция явля­ет­ся чле­ном Меж­ду­на­род­но­го валют­но­го фон­да (МВФ). 27 апре­ля 1992 года Совет управ­ля­ю­щих МВФ про­го­ло­со­вал за при­ем в состав орга­ни­за­ции нашей стра­ны и еще 12 быв­ших рес­пуб­лик Совет­ско­го Сою­за.

За это вре­мя Рос­сия про­шла путь от заем­щи­ка, полу­чив­ше­го от МВФ при­мер­но $22 млрд, до кре­ди­то­ра. Исто­рия вза­и­мо­от­но­ше­ний Рос­сии и МВФ — в мате­ри­а­ле ТАСС.


Что такое Международный валютный фонд? Когда он появился и кто в него входит?

Офи­ци­аль­ной датой созда­ния МВФ счи­та­ет­ся 27 декаб­ря 1945 года. В этот день пер­вые 29 госу­дар­ств под­пи­са­ли Хар­тию МВФ — глав­ный доку­мент фон­да. На сай­те орга­ни­за­ции ука­за­на глав­ная цель ее суще­ство­ва­ния: обес­пе­че­ние ста­биль­но­сти меж­ду­на­род­ной валют­ной систе­мы, то есть систе­мы обмен­ных кур­сов и меж­ду­на­род­ных рас­че­тов, кото­рая поз­во­ля­ет стра­нам и их граж­да­нам вести опе­ра­ции друг с дру­гом.

Сего­дня в МВФ вхо­дят 189 госу­дар­ств.


По каким принципам работает МВФ?

Фонд выпол­ня­ет мно­же­ство функ­ций. Напри­мер, он сле­дит за состо­я­ни­ем меж­ду­на­род­ной валют­ной и финан­со­вой систе­мы как в обще­ми­ро­вом раз­ре­зе, так и в каж­дой кон­крет­ной стра­не. Кро­ме того, сотруд­ни­ки МВФ кон­суль­ти­ру­ют стра­ны, вхо­дя­щие в состав орга­ни­за­ции. Еще одна функ­ция фон­да — кре­ди­то­ва­ние стран с суще­ствен­ны­ми про­бле­ма­ми в эко­но­ми­ке.

Каж­дая стра­на — член МВФ име­ет свою кво­ту, вли­я­ю­щую на раз­мер взно­сов, коли­че­ство «голо­сов» при при­ня­тии реше­ний и доступ к финан­си­ро­ва­нию. Дей­ству­ю­щая фор­му­ла рас­че­та квот в МВФ состо­ит из четы­рех ком­по­нен­тов: вало­вый внут­рен­ний про­дукт, откры­то­сть эко­но­ми­ки и ее измен­чи­во­сть, а так­же меж­ду­на­род­ные резер­вы стра­ны.

Каж­дое госу­дар­ство-участ­ник пере­да­ет взно­сы в фонд в опре­де­лен­ных валют­ных про­пор­ци­ях — чет­верть на выбор в одной из сле­ду­ю­щих валют: дол­лар США, евро (до 2003-го — мар­ка и фран­цуз­ский франк), япон­ская иена, юань КНР и фунт стер­лин­гов. Остав­ши­е­ся три чет­вер­ти — в наци­о­наль­ной валю­те.

Посколь­ку у стран — чле­нов МВФ раз­ные валю­ты, с 1972 года для обще­го удоб­ства финан­сы фон­да кон­вер­ти­ру­ют во внут­рен­нее пла­теж­ное сред­ство, оно назы­ва­ет­ся SDR («спе­ци­аль­ные пра­ва заим­ство­ва­ния»). Имен­но в SDR МВФ ведет все рас­че­ты и выда­ет кре­ди­ты, при­чем толь­ко по «без­на­лу» — ни монет, ни купюр SDR нет и нико­гда не было. Курс пла­ва­ю­щий: по состо­я­нию на 27 апре­ля 1 SDR был равен $1,37, или 76,5 руб­ля.

Впро­чем, в момент вступ­ле­ния Рос­сии в МВФ сло­жи­лась любо­пыт­ная ситу­а­ция. У нашей стра­ны в 1992 году не было воз­мож­но­сти вне­сти свою долю в валю­те. Про­бле­му реши­ли ори­ги­наль­но — стра­на взя­ла на один день бес­про­цент­ный кре­дит у США, Гер­ма­нии, Фран­ции и Япо­нии в валю­тах этих стран, внесла свой взнос в МВФ и сра­зу же попро­си­ла свою «резерв­ную долю» (кре­дит в раз­ме­ре чет­вер­ти от кво­ты, кото­рую стра­на-член име­ет пра­во попро­сить у фон­да в любой момент в ино­стран­ной валю­те). После чего вер­ну­ла предо­став­лен­ные сред­ства.


Насколько велика российская квота в современном МВФ?

Кво­та Рос­сии состав­ля­ет 2,7% — 12 903 млн SDR ($17 677 млн, или почти трил­ли­он руб­лей).


Почему Советский Союз не входил в МВФ?

Неко­то­рые экс­пер­ты счи­та­ют, что это про­счет руко­вод­ства СССР. Напри­мер, нынеш­ний дуай­ен Сове­та дирек­то­ров фон­да (тер­мин МВФ, дослов­но пере­во­дя­щий­ся как «ста­рей­ши­на») Алек­сей Можин рас­ска­зал ТАСС, что совет­ская деле­га­ция участ­во­ва­ла в Брет­тон-Вуд­ской кон­фе­рен­ции, на кото­рой раз­ра­ба­ты­ва­лась Хар­тия МВФ. Ее участ­ни­ки обра­ща­лись к руко­вод­ству Совет­ско­го Сою­за с реко­мен­да­ци­ей всту­пить в МВФ, но тогдаш­ний нар­ком ино­стран­ных дел Вяче­слав Моло­тов напи­сал отказ­ную резо­лю­цию. По мне­нию Можи­на, при­чи­ной были осо­бен­но­сти совет­ской эко­но­ми­ки, иная ста­ти­сти­ка и неже­ла­ние вла­стей выда­вать ино­стран­ным госу­дар­ствам неко­то­рые эко­но­ми­че­ские дан­ные, напри­мер раз­мер золо­то­ва­лют­ных резер­вов.

Глав­ный науч­ный сотруд­ник Инсти­ту­та миро­вой эко­но­ми­ки и меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний Дмит­рий Смыс­лов, автор кни­ги «Исто­рия отно­ше­ний Рос­сии с меж­ду­на­род­ны­ми финан­со­вы­ми орга­ни­за­ци­я­ми», при­во­дит дру­гое объ­яс­не­ние: «Дог­ма­ти­че­ские идео­ло­ги­че­ские сте­рео­ти­пы, кото­рые были при­су­щи преж­не­му поли­ти­че­ско­му руко­вод­ству СССР».


Почему же Россия начала занимать деньги у фонда?

После раз­ва­ла Совет­ско­го Сою­за оста­лись мно­го­мил­ли­ард­ные дол­ги, лик­ви­ди­ро­вать кото­рые уда­лось толь­ко в этом году. По раз­ным дан­ным, они состав­ля­ли от 65 до 140 млрд дол­ла­ров. Изна­чаль­но пла­ни­ро­ва­лось, что отда­вать зай­мы будут 12 рес­пуб­лик быв­ше­го Сою­за (кро­ме стран При­бал­ти­ки). Одна­ко в кон­це 1992 года пре­зи­дент РФ (1991–1999) Борис Ель­цин под­пи­сал согла­ше­ние о «нуле­вом вари­ан­те», при кото­ром Рос­сий­ская Феде­ра­ция согла­ша­лась выпла­чи­вать дол­ги всех рес­пуб­лик СССР, а вза­мен полу­ча­ла пра­во на все акти­вы быв­ше­го Сою­за.

МВФ и Соеди­нен­ные Шта­ты (в каче­стве обла­да­те­ля самой боль­шой кво­ты в фон­де) при­вет­ство­ва­ли это реше­ние (по одной из вер­сий — пото­му что дру­гие рес­пуб­ли­ки попро­сту отка­за­лись воз­вра­щать зай­мы и в 1992 году день­ги отда­ла толь­ко Рос­сия). Боль­ше того, по вер­сии Смыс­ло­ва, МВФ едва ли не ста­вил под­пи­са­ние «нуле­во­го вари­ан­та» усло­ви­ем вступ­ле­ния в фонд.

Фонд поз­во­лял полу­чать сред­ства на дли­тель­ные сро­ки и под очень низ­кие про­цен­ты (в 1992 году став­ка была 6,6% годо­вых и с тех пор она неуклон­но сни­жа­ет­ся). Таким обра­зом, Рос­сия «рефи­нан­си­ро­ва­ла» дол­ги перед кре­ди­то­ра­ми СССР: их «про­цент­ная став­ка» была суще­ствен­но выше. Обрат­ной сто­ро­ной меда­ли были тре­бо­ва­ния, кото­рые МВФ выстав­лял к Рос­сии.


И сколько мы получили от фонда?

Есть две циф­ры. Пер­вая из них — раз­мер одоб­рен­ных кре­ди­тов, он состав­ля­ет 25,8 млрд SDR. Одна­ко по фак­ту Рос­сия полу­чи­ла толь­ко 15,6 млрд SDR. Эта суще­ствен­ная раз­ни­ца объ­яс­ня­ет­ся тем, что кре­ди­ты выда­ют­ся частя­ми и с опре­де­лен­ны­ми усло­ви­я­ми. В слу­чае если, по мне­нию МВФ, Рос­сия их не выпол­ня­ла, даль­ней­шие тран­ши про­сто не при­хо­ди­ли.

Напри­мер, по ито­гам 1992 года Рос­сия долж­на была обес­пе­чить сокра­ще­ние бюд­жет­но­го дефи­ци­та до 5% ВВП. Но он ока­зал­ся в два раза выше, и поэто­му транш не был отправ­лен. В 1993 году МВФ дол­жен был выдать кре­дит более чем на 1 млрд SDR, одна­ко его руко­вод­ство не было удо­вле­тво­ре­но резуль­та­та­ми про­во­ди­мой в Рос­сии финан­со­вой и мак­ро­эко­но­ми­че­ской ста­би­ли­за­ции. По этой при­чи­не, а так­же из-за пере­мен в соста­ве пра­ви­тель­ства РФ вто­рая поло­ви­на кре­ди­та в 1993 году так и не была предо­став­ле­на. Нако­нец, в 1998 году Рос­сия объ­яви­ла дефолт, и поэто­му объ­ем финан­со­вой помо­щи в раз­ме­ре более $10 млрд предо­став­лен не был. В 1999–2000 годах МВФ дол­жен был дать в кре­дит око­ло $4,5 млрд, но пере­чис­лил толь­ко пер­вый транш. Кре­ди­то­ва­ние пре­кра­ти­лось по ини­ци­а­ти­ве Рос­сии — под­ня­лась цена на нефть, в 2000 году суще­ствен­но изме­ни­лась поли­ти­че­ская конъ­юнк­ту­ра в стра­не и необ­хо­ди­мо­сть вле­зать в дол­ги исчез­ла. После это­го Рос­сия вплоть до 2005 года пога­ша­ла зай­мы. С того момен­та наша стра­на не зани­ма­ла у МВФ сред­ства.

В любом слу­чае Рос­сия была круп­ней­шим заем­щи­ком МВФ, и, напри­мер, в 1998 году коли­че­ство выдан­ных кре­ди­тов пре­вы­ша­ло кво­ту более чем в три раза.


На что тратились эти деньги?

Одно­знач­но­го отве­та нет. Часть из них шла на укреп­ле­ние руб­ля, часть — в бюд­жет Рос­сии. Очень мно­го денег из кре­ди­тов МВФ ушло на пога­ше­ние внеш­не­го дол­га СССР перед дру­ги­ми кре­ди­то­ра­ми, в том числе Лон­дон­ским и Париж­ским клу­ба­ми.

 


МВФ помогал только деньгами?

Нет. Фонд ока­зы­вал Рос­сии и дру­гим пост­со­вет­ским стра­нам ком­плекс экс­перт­ных и кон­сал­тин­го­вых услуг. Осо­бен­но акту­аль­но это было сра­зу после рас­па­да СССР, посколь­ку в то вре­мя Рос­сия и дру­гие рес­пуб­ли­ки еще не уме­ли эффек­тив­но управ­лять рыноч­ной эко­но­ми­кой. По мне­нию Алек­сея Можи­на, фонд сыг­рал реша­ю­щую, клю­че­вую роль в созда­нии каз­на­чей­ской систе­мы в Рос­сии. Кро­ме того, вза­и­мо­от­но­ше­ния с МВФ помо­га­ли Рос­сии полу­чать и дру­гие зай­мы, в том числе от ком­мер­че­ских бан­ков и орга­ни­за­ций.


Какие взаимоотношения у России с МВФ сейчас?

«Рос­сия участ­ву­ет в финан­си­ро­ва­нии наших уси­лий — будь то в афри­кан­ских стра­нах, где у нас сей­час мно­го про­грамм, или в неко­то­рых евро­пей­ских стра­нах, где мы рабо­та­ем. И день­ги к ней вер­нут­ся, с про­цен­та­ми» — так оха­рак­те­ри­зо­ва­ла роль нашей стра­ны дирек­тор-рас­по­ря­ди­тель МВФ Кри­стин Лагард в интер­вью ТАСС.

В свою оче­редь, Рос­сия пери­о­ди­че­ски про­во­дит кон­суль­та­ции с МВФ по всем аспек­там эко­но­ми­че­ско­го поло­же­ния в нашей стра­не и раз­ви­тия эко­но­ми­ки.

Сер­гей Круг­лов