Эксперты: рыбная отрасль России требует особого внимания власти

Рыбная промышленность
Рыбная промышленность

Одни­ми из основ­ных про­блем раз­ви­тия рыб­ной отрас­ли, по мне­нию экс­пер­тов, ста­ли отсут­ствие систе­мы опре­де­ле­ния каче­ства рыбы, а так­же изно­шен­но­сть рыбо­ло­вец­ко­го фло­та

РОСТОВ-НА-ДОНУ, 27 апре­ля. /ТАСС/
Рыб­ная отрасль Рос­сии тре­бу­ет более при­сталь­но­го вни­ма­ния вла­сти и кон­тро­ли­ру­ю­щих орга­нов, чем дру­гая пище­вая про­мыш­лен­но­сть.

Так, в стра­не до сих пор нет систе­мы опре­де­ле­ния каче­ства рыбы, боль­шая часть рыбо­ло­вец­ких судов уста­ре­ла, холо­диль­ни­ки и обо­ру­до­ва­ние для хра­не­ния и транс­пор­ти­ров­ки про­дук­ции не соот­вет­ству­ют стан­дар­там. Эти про­бле­мы обсу­ди­ли экс­пер­ты на II Все­рос­сий­ском фору­ме про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти в рам­ках панель­ной сес­сии «Наци­о­наль­ная систе­ма управ­ле­ния каче­ством пище­вой про­дук­ции: состо­я­ние и пер­спек­ти­вы».

Взгляд Роскачества

На сего­дняш­ний день в Рос­сии, где силь­но раз­вит рыб­ный про­мы­сел, и есть бога­тые ресур­сы, нет систе­мы опре­де­ле­ния каче­ства рыбы. Об этом сооб­щи­ла заме­сти­тель руко­во­ди­те­ля Рос­сий­ской систе­мы каче­ства Еле­на Сарат­це­ва.

«Надо отме­тить, что на сего­дняш­ний день в РФ – стра­не, бога­той сво­и­ми рыб­ны­ми ресур­са­ми, – не внед­ре­на и не раз­ра­бо­та­на мето­ди­ка иден­ти­фи­ка­ции рыб­ной про­дук­ции. Сего­дняш­ние мето­ди­ки, кото­рые суще­ству­ют, поз­во­ля­ют толь­ко ска­зать – соот­вет­ству­ет ли рыба заяв­лен­но­му сор­ту или нет», – пояс­ни­ла она.

Сарат­це­ва отме­ти­ла, что по ито­гам про­ве­рок, кото­рые про­во­ди­лись на рос­сий­ских рын­ках, более 60% моро­же­ной трес­ки ока­за­лось под­дель­ной. «То есть это не трес­ка, а более деше­вый мин­тай – это фак­ти­че­ски обман потре­би­те­ля», – ска­за­ла она.

«В целом же рынок про­дук­ции, по резуль­та­там наших иссле­до­ва­ний, мы можем раз­де­лить на три сек­то­ра. Пер­вый сек­тор – это про­дук­ция, не соот­вет­ству­ю­щая обя­за­тель­ным тре­бо­ва­ни­ям, а так­же той инфор­ма­ции, кото­рую про­дав­цы доб­ро­воль­но нано­сят на упа­ков­ку. 40% про­дук­ции, кото­рая нахо­дит­ся на рын­ке, дей­стви­тель­но, без­опас­на и соот­вет­ству­ет всем тре­бо­ва­ни­ям. И поряд­ка 30% про­дук­ции не про­сто соот­вет­ству­ет луч­шим тре­бо­ва­ни­ям Рос­сии, но и соот­вет­ству­ет миро­вым ана­ло­гам», – рас­ска­за­ла заме­сти­тель руко­во­ди­те­ля Роска­че­ства.

Устаревшие суда и стандарты хранения

Член коми­те­та Сове­та феде­ра­ции по аграр­но-про­до­воль­ствен­ной поли­ти­ке и при­ро­до­поль­зо­ва­нию Люд­ми­ла Тала­ба­е­ва, в свою оче­редь, отме­ти­ла, что чаще все­го рыбо­ло­вец­кие суда в Рос­сии край­не изно­ше­ны.

Она напом­ни­ла об изме­не­ни­ях в закон «О рыбо­лов­стве» и о ско­ром вступ­ле­нии в силу систе­мы рас­пре­де­ле­ния так назы­ва­е­мых «квот под киль». «С 2018 года все кво­ты будут носить инве­сти­ци­он­ный харак­тер. 20% этих квот будет выде­лять­ся тем, кто будет стро­ить на вер­фях РФ мало­тон­наж­ные и мно­го­тон­наж­ные суда, и неболь­шая часть будет выде­ле­на для тех инве­сто­ров, кото­рые будут стро­ить пере­ра­ба­ты­ва­ю­щие заво­ды», – пояс­ни­ла Тала­ба­е­ва.

Кро­ме того, она отме­ти­ла, что совет­ский стан­дарт хра­не­ния и пере­ра­бот­ки рыбы при тем­пе­ра­ту­ре 18 гра­ду­сов ниже нуля исполь­зу­ет­ся в про­из­вод­стве рыб­ной про­дук­ции и сего­дня, хотя, как отме­ча­ют спе­ци­а­ли­сты, необ­хо­ди­ма тем­пе­ра­ту­ра 25 гра­ду­сов ниже нуля.

«В При­мор­ском крае холо­диль­ни­ков с тем­пе­ра­ту­рой минус 25 и ниже прак­ти­че­ски нет. Конеч­но, их нуж­но стро­ить, и не за госу­дар­ствен­ные день­ги. Пото­му что сего­дня у госу­дар­ства нет такой воз­мож­но­сти», – ска­за­ла Тала­ба­е­ва, отме­тив, что необ­хо­ди­мо при­вле­кать в отрасль част­ных инве­сто­ров, и при этом госу­дар­ство долж­но давать им гаран­тии дол­го­сроч­ной рабо­ты.

II Все­рос­сий­ский форум про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти про­хо­дит в Росто­ве-на-Дону 27 и 28 апре­ля.

В нем при­ни­ма­ют уча­стие деле­га­ции из более чем 30 реги­о­нов Рос­сии от Кали­нин­град­ской обла­сти и Кры­ма до Орен­бур­га и Рес­пуб­ли­ки Саха (Яку­тия).