На выставке в Петербурге представили приборы и экипировку полярников с дрейфующих станций

Выставка "На дрейфующих льдах Арктики" в Санкт-Петербурге © Наталия Михальченко/ТАСС
Выставка "На дрейфующих льдах Арктики" в Санкт-Петербурге © Наталия Михальченко/ТАСС

В фон­дах музея хра­нят­ся сви­де­тель­ства жиз­ни и рабо­ты на всех 40 дрей­фу­ю­щих стан­ци­ях, кото­рые рабо­та­ли вбли­зи Север­но­го полю­са с 1937 по 2013 годы 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 мая. /Корр. ТАСС Ната­лия Михальченко/

Науч­ные при­бо­ры для иссле­до­ва­ния льда, мор­ских тече­ний и атмо­сфе­ры Арк­ти­ки, эки­пи­ров­ку поляр­ни­ков и зна­ме­на дрей­фу­ю­щих стан­ций пред­ста­ви­ли на выстав­ке «На дрей­фу­ю­щих льдах Арк­ти­ки», кото­рая откры­лась в Петер­бур­ге, в музее Арк­ти­ки и Антарк­ти­ки, пере­да­ет кор­ре­спон­дент ТАСС. Выстав­ка посвя­ще­на 80-летию пер­во­го дрей­фа папа­нин­цев в 1937–1938 годах, день высад­ки кото­рых на лед 21 мая 1937 года, в Рос­сии с 2013 года отме­ча­ют как День поляр­ни­ка.

Вни­ма­ние посе­ти­те­лей при­влек рас­ши­тый золо­том и бар­ха­том флаг пер­вой дрей­фу­ю­щей стан­ции – он, как и вся выстав­ка, будет экс­по­ни­ро­вать­ся три меся­ца.

История дрейфующих станций

Экспонаты и посетители выставки "На дрейфующих льдах Арктики" в Санкт-Петербурге © Наталия Михальченко/ТАСС

Экс­по­на­ты и посе­ти­те­ли выстав­ки «На дрей­фу­ю­щих льдах Арк­ти­ки» в Санкт-Петер­бур­ге
© Ната­лия Михальченко/ТАСС

Во вре­мя дрей­фа папа­нин­цев их стан­ция не име­ла поряд­ко­во­го номе­ра, так как годо­вой дрейф на льди­не не имел пре­це­ден­тов в миро­вой нау­ке. Повто­рить экс­пе­ди­цию уда­лось лишь после вой­ны, в 1950-м году, тогда папа­нин­ско­му «Север­но­му полю­су» и доба­ви­ли циф­ру «1», ведь появи­лась вто­рая. Высад­ки на лед дрей­фу­ю­щих стан­ций регу­ляр­но осу­ществ­ля­лась с 1991 года, когда эва­ку­и­ро­ва­ли стан­цию «СП-31», льди­на под кото­рой поз­же прак­ти­че­ски рас­та­я­ла.

Затем после­до­вал пере­рыв, свя­зан­ный с рас­па­дом СССР. Воз­об­но­вить изу­че­ние Арк­ти­ки на дрей­фу­ю­щих стан­ци­ях смо­гли толь­ко в 2003 году, одна­ко через 10 лет, в 2013 году, непре­рыв­ная линия иссле­до­ва­ний вно­вь была пре­рва­на, так как льди­на под стан­ци­ей «Север­ный полюс – 40» трес­ну­ла, и поляр­ни­ков при­шлось эва­ку­и­ро­вать. Часть из них выса­ди­лась на ост­ро­ве Боль­ше­вик архи­пе­ла­га Север­ная Зем­ля, рас­кон­сер­ви­ро­вав ледо­вую базу «Мыс Бара­но­ва», про­сто­яв­шую к тому момен­ту 17 лет в закон­сер­ви­ро­ван­ном виде. Сей­час этот науч­но-иссле­до­ва­тель­ский ста­ци­о­нар стал фор­по­стом арк­ти­че­ских иссле­до­ва­ний, там рабо­та­ют 18 чело­век, летом чис­ло уче­ных дости­га­ет 40 с уче­том сезон­ных экс­пе­ди­ций.

С тех пор уче­ным не уда­ет­ся подыс­кать под­хо­дя­щей льди­ны, так как пло­ща­ди арк­ти­че­ских льдов неумо­ли­мо сокра­ща­ют­ся под вли­я­ни­ем гло­баль­но­го потеп­ле­ния, а оно осо­бен­но замет­но в Арк­ти­ке. К 2020 году рос­сий­ские уче­ные рас­счи­ты­ва­ют полу­чить в свое рас­по­ря­же­ние ледо­стой­кую само­ход­ную плат­фор­му, кото­рая ста­нет ядром дрей­фу­ю­щих стан­ций, обес­пе­чив без­опас­но­сть уче­ных.