В США отметили 80-летие перелета экипажа Чкалова из Москвы в Ванкувер

Замглавы Россотрудничества Александр Радьков, и.о. мэра Ванкувера Анна Макнейнер-Огле и директор национального парка "Форт Ванкувер" Трейси Фортман © Россотрудничество
Замглавы Россотрудничества Александр Радьков, и.о. мэра Ванкувера Анна Макнейнер-Огле и директор национального парка "Форт Ванкувер" Трейси Фортман © Россотрудничество

На торжественной церемонии присутствовали генеральный консул РФ в Сиэтле Валерий Тимашов, представители МИД РФ и внук легендарного пилота

НЬЮ-ЙОРК, 25 июня. /ТАСС/

Пер­вый бес­по­са­доч­ный пере­лет из Совет­ско­го Сою­за в США, совер­шен­ный эки­па­жем совет­ских авиа­то­ров под руко­вод­ством Вале­рия Чка­ло­ва, име­ет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние для вза­и­мо­от­но­ше­ний Рос­сии и Аме­ри­ки. Такое мне­ние выра­зил в суб­бо­ту заме­сти­тель гла­вы Рос­со­труд­ни­че­ства Алек­сан­др Радь­ков на состо­яв­шей­ся на тер­ри­то­рии наци­о­наль­но­го пар­ка «Форт Ван­ку­вер» (штат Вашинг­тон) тор­же­ствен­ной цере­мо­нии, посвя­щен­ной 80-летию это­го исто­ри­че­ско­го собы­тия.

Начало дружбы советского и американского народов

«Это собы­тие, кото­рое име­ет сей­час осо­бое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, напо­ми­ная о том, как наши стра­ны сооб­ща дви­га­ли чело­ве­че­ство к про­грес­су, новым откры­ти­ям и дости­же­ни­ям, – отме­тил замгла­вы Рос­со­труд­ни­че­ства. – Это был три­умф не толь­ко совет­ской авиа­ции, но и нача­ло вза­и­мо­по­ни­ма­ния меж­ду совет­ским и аме­ри­кан­ским наро­да­ми, что в кон­це 30-х годов было очень важ­но». Он напом­нил, что в аме­ри­кан­ских горо­дах совет­ских пило­тов встре­ча­ли цве­та­ми и ова­ци­я­ми, теп­лый при­ем был ока­зан и пре­зи­ден­том США Фран­кли­ном Рузвель­том.

Со сво­ей сто­ро­ны испол­ня­ю­щий обя­зан­но­сти мэра Ван­ку­ве­ра Энн Мак­ней­нер-Огле заяви­ла, что «пере­лет из Моск­вы в Ван­ку­вер эки­па­жа под руко­вод­ством Вале­рия Чка­ло­ва поло­жил нача­ло мно­го­лет­ней друж­бе наших наро­дов». Кро­ме того, под­черк­ну­ла она, это собы­тие ока­за­лось уни­каль­ным с точ­ки зре­ния исто­рии, став одним из важ­ней­ших эта­пов «золо­то­го века миро­вой авиа­ции».

Очки Чкалова и земля с его родины

На тор­же­ствен­ной цере­мо­нии при­сут­ство­ва­ли в том числе гене­раль­ный кон­сул РФ в Сиэт­ле (штат Вашинг­тон) Вале­рий Тима­шов, пред­ста­ви­те­ли МИД РФ, внук леген­дар­но­го пило­та, кото­ро­го так­же зовут Вале­рий Чка­лов, рус­ско­языч­ные аме­ри­кан­цы, жите­ли Ван­ку­ве­ра, исто­ри­ки, авиа­то­ры, сотруд­ни­ки пар­ка «Форт Ван­ку­вер» и музея авиа­ции Пир­со­на. Ван­ку­вер­ский город­ской оркестр испол­нил гим­ны РФ и США, после чего чле­ны деле­га­ций обе­их стран сов­мест­но воз­ло­жи­ли цве­ты к мону­мен­ту, посвя­щен­но­му пере­ле­ту.

В музее авиа­ции Пир­со­на откры­та экс­по­зи­ция в честь собы­тия 80-лет­ней дав­но­сти, поз­во­ля­ю­щая не толь­ко узнать подроб­но­сти пере­ле­та, но и уви­деть очки Чка­ло­ва, в кото­рых он управ­лял само­ле­том АНТ-25, кол­бу с зем­лей из быв­ше­го горо­да Васи­лё­во (ныне Чка­лов­ск), где он родил­ся, фото­ма­те­ри­а­лы о встре­че эки­па­жа жите­ля­ми Ван­ку­ве­ра, модель АНТ-25.

Путешествие с многочисленными неприятностями

В 1932 году бри­га­дой кон­струк­то­ра Пав­ла Сухо­го под руко­вод­ством Андрея Тупо­ле­ва был создан само­лет АНТ-25, пред­на­зна­чен­ный для даль­них пере­ле­тов. Одно­мо­тор­ный низ­ко­план дли­ной 13 мет­ров с раз­ма­хом кры­льев 35 мет­ров был рас­счи­тан на эки­паж из трех чело­век, а его осо­бен­но­стью ста­ло нали­чие топ­лив­ных баков в кры­льях. Сред­няя ско­ро­сть поле­та АНТ-25 состав­ля­ла 165 км в час, а мак­си­маль­ная – 246 км в час. На само­ле­те было уста­нов­ле­но сра­зу несколь­ко рекор­дов, одна­ко глав­ным стал пер­вый бес­по­са­доч­ный пере­лет из Моск­вы в Север­ную Аме­ри­ку.

19 июня само­лет достиг побе­ре­жья Кана­ды, но доле­теть до Сан-Фран­цис­ко ока­за­лось невоз­мож­но из-за нехват­ки топ­ли­ва. 20 июня он про­из­вел посад­ку на аэро­дро­ме Пир­со­на в Ван­ку­ве­ре. Таким обра­зом полет АНТ-25 про­дол­жал­ся 63 часа 16 минут, а пре­одо­лен­ное им рас­сто­я­ние пре­вы­си­ло 9 тысяч км, более поло­ви­ны кото­ро­го про­ле­га­ло над вод­ной поверх­но­стью и льда­ми. Пере­лет стал и пер­вым авиа­пу­те­ше­стви­ем через Север­ный полюс.

Советские летчики – герои для США

В Соеди­нен­ных Шта­тах совет­ских авиа­то­ров встре­ча­ли как насто­я­щих геро­ев, их повсю­ду сопро­вож­да­ли тол­пы мест­ных жите­лей, а в Вашинг­то­не, в Оваль­ном каби­не­те Бело­го дома, эки­паж при­нял аме­ри­кан­ский пре­зи­дент. На роди­не лет­чи­ков награ­ди­ли орде­на­ми Крас­но­го Зна­ме­ни.

12 июля 1937 года еще один АНТ-25 с дру­гим эки­па­жем совер­шил пере­лет через Север­ный полюс по марш­ру­ту СССР – США, при­зем­лив­шись на одном из паст­бищ воз­ле горо­да Сан- Джа­син­то (штат Кали­фор­ния). Таким обра­зом был уста­нов­лен новый рекорд даль­но­сти бес­по­са­доч­но­го пере­ле­та (свы­ше 10 тысяч км).