Путин утвердил основы госполитики в области военно-морской деятельности до 2030 года

© Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС© Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Основной угрозой для своей нацбезопасности Россия считает стремление Соединенных штатов к доминированию в Мировом океане

МОСКВА, 20 июля. /ТАСС/
Рос­сия счи­та­ет угро­зой для сво­ей наци­о­наль­ной без­опас­но­сти стрем­ле­ние США к доми­ни­ро­ва­нию в Миро­вом оке­а­не. Дан­ный тезис содер­жит­ся в осно­вах госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки РФ в обла­сти воен­но-мор­ской дея­тель­но­сти на пери­од до 2030 года, указ об утвер­жде­нии кото­рой под­пи­сал пре­зи­дент РФ Вла­ди­мир Путин.

«Сохра­ня­ют­ся суще­ству­ю­щие и появ­ля­ют­ся новые опас­но­сти и угро­зы наци­о­наль­ной без­опас­но­сти Рос­сий­ской Феде­ра­ции в Миро­вом оке­а­не, основ­ны­ми из кото­рых явля­ют­ся: стрем­ле­ние ряда госу­дар­ств, преж­де все­го Соеди­нен­ных Шта­тов Аме­ри­ки (США) и их союз­ни­ков, к доми­ни­ро­ва­нию в Миро­вом оке­а­не, в том числе в Арк­ти­ке, а так­же к дости­же­нию подав­ля­ю­ще­го пре­вос­ход­ства сво­их воен­но-мор­ских сил», – ска­за­но в доку­мен­те, опуб­ли­ко­ван­ном на офи­ци­аль­ном пор­та­ле пра­во­вой инфор­ма­ции.

Сре­ди дру­гих угроз без­опас­но­сти РФ назва­ны «нали­чие тер­ри­то­ри­аль­ных пре­тен­зий ино­стран­ных госу­дар­ств к Рос­сий­ской Феде­ра­ции в отно­ше­нии при­мор­ских тер­ри­то­рий и при­ле­га­ю­щих к ним аква­то­рий; уве­ли­че­ние коли­че­ства госу­дар­ств, обла­да­ю­щих бое­спо­соб­ны­ми, мощ­ны­ми воен­но-мор­ски­ми сила­ми; рас­про­стра­не­ние ору­жия мас­со­во­го пора­же­ния и ракет­ных тех­но­ло­гий; стрем­ле­ние ряда госу­дар­ств огра­ни­чить доступ Рос­сий­ской Феде­ра­ции к ресур­сам Миро­во­го оке­а­на и ее выход на жиз­нен­но важ­ные мор­ские транс­порт­ные ком­му­ни­ка­ции; эко­но­ми­че­ское, поли­ти­че­ское, меж­ду­на­род­но-пра­во­вое и воен­ное дав­ле­ние на Рос­сий­скую Феде­ра­цию в целях сни­же­ния эффек­тив­но­сти ее мор­ской дея­тель­но­сти в Миро­вом оке­а­не, ослаб­ле­ния ее кон­тро­ля над Север­ным мор­ским путем – исто­ри­че­ски сло­жив­шей­ся наци­о­наль­ной транс­порт­ной ком­му­ни­ка­ци­ей Рос­сий­ской Феде­ра­ции».

Кро­ме того, Моск­ву бес­по­ко­ят «уве­ли­че­ние мас­шта­бов меж­ду­на­род­но­го тер­ро­риз­ма, пират­ства, бра­ко­ньер­ства, неза­кон­ных пере­во­зок мор­ским транс­пор­том ору­жия, нар­ко­ти­че­ских сред­ств, пси­хо­троп­ных веще­ств, а так­же хими­че­ских веще­ств и радио­ак­тив­ных мате­ри­а­лов; нали­чие оча­гов и эска­ла­ция воору­жен­ных кон­флик­тов на тер­ри­то­ри­ях, име­ю­щих стра­те­ги­че­ское зна­че­ние для Рос­сий­ской Феде­ра­ции и ее союз­ни­ков, а так­же на тер­ри­то­ри­ях госу­дар­ств, име­ю­щих выход к Миро­во­му оке­а­ну».

«Для обес­пе­че­ния вли­я­ния на воен­но-поли­ти­че­скую обста­нов­ку в мире и защи­ты сво­их инте­ре­сов Рос­сий­ская Феде­ра­ция реа­ли­зу­ет бес­спор­ное пра­во на воен­но-мор­ское при­сут­ствие в Миро­вом оке­а­не, руко­вод­ству­ясь прин­ци­па­ми и нор­ма­ми меж­ду­на­род­но­го пра­ва», – под­чер­ки­ва­ет­ся в доку­мен­те.

Неблагоприятный прогноз

«В пери­од до 2030 года в мире про­гно­зи­ру­ет­ся неста­биль­ная воен­но-поли­ти­че­ская обста­нов­ка, харак­те­ри­зу­ю­ща­я­ся уси­ле­ни­ем гло­баль­ной кон­ку­рен­ции, сопер­ни­че­ством миро­вых цен­тров силы, неустой­чи­во­стью поли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих на фоне ослож­не­ния меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний и акти­ви­за­ции транс­на­ци­о­наль­ных тер­ро­ри­сти­че­ских груп­пи­ро­вок», – отме­ча­ет­ся в Осно­вах гос­по­ли­ти­ки.

О боевых кораблях и подлодках оперативно-стратегического объединения ВМФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе

В доку­мен­те пере­чис­ля­ют­ся три «непо­сред­ствен­ные воен­ные угро­зы наци­о­наль­ной без­опас­но­сти РФ», кото­рые могут воз­ник­нуть «с уче­том нега­тив­ных изме­не­ний меж­ду­на­род­ной обста­нов­ки в Миро­вом оке­а­не». Это – «рез­кое обостре­ние воен­но-поли­ти­че­ской обста­нов­ки (меж­го­су­дар­ствен­ных отно­ше­ний) и созда­ние усло­вий для при­ме­не­ния воен­ной силы в рай­о­нах Миро­во­го оке­а­на, име­ю­щих стра­те­ги­че­ское зна­че­ние для обес­пе­че­ния наци­о­наль­ных инте­ре­сов Рос­сий­ской Феде­ра­ции; раз­вер­ты­ва­ние (нара­щи­ва­ние) ино­стран­ны­ми госу­дар­ства­ми в при­ле­га­ю­щих к тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Феде­ра­ции аква­то­ри­ях морей и оке­а­нов стра­те­ги­че­ских неядер­ных систем высо­ко­точ­но­го ору­жия мор­ско­го бази­ро­ва­ния, а так­же систем про­ти­во­ра­кет­ной обо­ро­ны мор­ско­го бази­ро­ва­ния; при­ме­не­ние рядом госу­дар­ств воен­ной силы в нару­ше­ние Уста­ва Орга­ни­за­ции Объ­еди­нен­ных Наций и дру­гих норм меж­ду­на­род­но­го пра­ва, угро­жа­ю­щее наци­о­наль­ным инте­ре­сам Рос­сий­ской Феде­ра­ции».

Объяснение необходимости присутствия РФ

Необ­хо­ди­мо­сть воен­но-мор­ско­го при­сут­ствия Рос­сий­ской Феде­ра­ции в стра­те­ги­че­ски важ­ных и дру­гих рай­о­нах Миро­во­го оке­а­на в доку­мен­те опре­де­ля­ет­ся исхо­дя из несколь­ких опас­но­стей. Сре­ди них назы­ва­ют­ся «уси­ли­ва­ю­ще­е­ся стрем­ле­ние ряда госу­дар­ств к обла­да­нию источ­ни­ка­ми угле­во­до­род­ных ресур­сов на Ближ­нем Восто­ке, в Арк­ти­ке и в бас­сей­не Кас­пий­ско­го моря; нега­тив­ное воз­дей­ствие на меж­ду­на­род­ную обста­нов­ку ситу­а­ции в Сирий­ской Араб­ской Рес­пуб­ли­ке, Рес­пуб­ли­ке Ирак, Ислам­ской Рес­пуб­ли­ке Афга­ни­стан, кон­флик­тов на Ближ­нем и Сред­нем Восто­ке, в ряде стран Южной Азии и Афри­ки; воз­мож­но­сть обостре­ния суще­ству­ю­щих и воз­ник­но­ве­ния новых меж­го­су­дар­ствен­ных кон­флик­тов в любом рай­о­не Миро­во­го оке­а­на». Моск­ву так­же бес­по­ко­ят «рост пират­ской актив­но­сти в Гви­ней­ском зали­ве, а так­же в аква­то­ри­ях Индий­скою и Тихо­го оке­а­нов; воз­мож­но­сть ока­за­ния ино­стран­ны­ми госу­дар­ства­ми про­ти­во­дей­ствия осу­ществ­ле­нию Рос­сий­ской Феде­ра­ци­ей эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти и про­ве­де­нию науч­ных иссле­до­ва­ний в Миро­вом оке­а­не».

Великая морская держава

«Рос­сий­ская Феде­ра­ция по-преж­не­му сохра­ня­ет ста­тус вели­кой мор­ской дер­жа­вы, мор­ской потен­ци­ал кото­рой обес­пе­чи­ва­ет реа­ли­за­цию и защи­ту ее наци­о­наль­ных инте­ре­сов в любом рай­о­не Миро­во­го оке­а­на, явля­ет­ся важ­ным фак­то­ром меж­ду­на­род­ной ста­биль­но­сти и стра­те­ги­че­скою сдер­жи­ва­ния и поз­во­ля­ет про­во­дить неза­ви­си­мую наци­о­наль­ную мор­скую поли­ти­ку в каче­стве рав­но­прав­но­го участ­ни­ка меж­ду­на­род­ной мор­ской дея­тель­но­сти», – под­чер­ки­ва­ет­ся в Осно­вах гос­по­ли­ти­ки.

В доку­мен­те пояс­ня­ет­ся, что «воен­но-мор­ская дея­тель­но­сть явля­ет­ся состав­ной частью (видом) воен­ной дея­тель­но­сти госу­дар­ства, осу­ществ­ля­е­мой в Миро­вом оке­а­не в целях предот­вра­ще­ния агрес­сии про­тив Рос­сий­ской Феде­ра­ции и в целях реа­ли­за­ции ее наци­о­наль­ных инте­ре­сов, и отно­сит­ся к кате­го­рии выс­ших госу­дар­ствен­ных при­о­ри­те­тов».

Для обес­пе­че­ния сво­их наци­о­наль­ных инте­ре­сов РФ «опре­де­ля­ет стра­те­ги­че­ски важ­ные и дру­гие рай­о­ны Миро­во­го оке­а­на, в кото­рых ее воен­но-мор­ское при­сут­ствие осу­ществ­ля­ет­ся на посто­ян­ной или пери­о­ди­че­ской осно­ве».