Добавить стоимости: почему российский янтарь нуждается в собственном бренде

© Виталий Невар/ТАСС
© Виталий Невар/ТАСС

Участники Международного янтарного форума обсудили проблемы развития и регулирования отрасли в России

СВЕТЛОГОРСК /Калининградская область/, 29 июля. /ТАСС/

Янтар­ная отрасль для Кали­нин­град­ской обла­сти явля­ет­ся одной из клю­че­вых, одна­ко для ее про­дви­же­ния и раз­ви­тия нуж­но создать соб­ствен­ный бренд. О том, поче­му в насто­я­щее вре­мя назре­ла такая необ­хо­ди­мо­сть, как создать и про­дви­гать янтар­ный бренд гово­ри­ли участ­ни­ки панель­ной дис­кус­сии Меж­ду­на­род­но­го янтар­но­го фору­ма, кото­рый про­хо­дит в эти дни в горо­де Свет­ло­гор­ске Кали­нин­град­ской обла­сти.

«В насто­я­щее вре­мя фра­за «Янтарь – наци­о­наль­ный бренд Рос­сии» не умест­на, пото­му что пока это про­сто товар, а бренд и товар – это раз­ные вещи», – ска­зал в ходе дис­ку­сии пред­се­да­тель сове­та дирек­то­ров одно­го из ста­рей­ших часо­вых заво­дов в Рос­сии «Пет­ро­двор­цо­вый часо­вой завод» Жак фон Полье.

По его мне­нию, сего­дня в Рос­сии даже роз­нич­ная тор­гов­ля янта­рем и юве­лир­ны­ми изде­ли­я­ми с мине­ра­лом идет в основ­ном на вес. Кро­ме того, участ­ни­ки фору­ма отме­ти­ли, что в янтар­ной отрас­ли суще­ству­ет про­бле­ма регу­ли­ро­ва­ния, так как в насто­я­щее вре­мя нет чет­ких пра­вил под­твер­жде­ния под­лин­но­сти кам­ня.

«В нашем госу­дар­стве или в дру­гих необ­хо­ди­мо выстро­ить систе­му, кото­рая суще­ству­ет в оцен­ке дру­гих кам­ней, напри­мер, брил­ли­ан­тов. Сей­час чет­кой систе­мы оцен­ки нет: как дол­жен выгля­деть янтарь или доста­точ­но ли веса само­род­ка более, чем в один кило­грамм, что­бы отне­сти его к дра­го­цен­ным кам­ням – не понят­но», – отме­тил гене­раль­ный дирек­тор фир­мы по про­из­вод­ству юве­лир­ных изде­лий «Мои­сей­кин Рашн Лак­ше­ри» Вик­тор Мои­сей­кин, доба­вив, что в мире так­же суще­ству­ют про­бле­мы «узна­ва­е­мо­сти» янта­ря из Рос­сии, кото­рые так­же необ­хо­ди­мо решать.

Кро­ме того, экс­пер­ты заяв­ля­ют о необ­хо­ди­мо­сти фор­ми­ро­ва­ния брен­да рос­сий­ско­го янта­ря для уве­ли­че­ния доба­воч­ной сто­и­мо­сти про­дук­та внут­ри стра­ны.

Необходимость бренда

В целом участ­ни­ки дис­кус­сии при­шли к выво­ду о необ­хо­ди­мо­сти созда­ния «янтар­но­го брен­да» для про­дви­же­ния про­дук­ции как на внут­рен­нем, так и на меж­ду­на­род­ном рын­ке. «Пока нет кон­ку­рен­ции – нет брен­да. Нет добав­лен­ной сто­и­мо­сти – нет брен­да. Как толь­ко нач­нут янтар­щи­ки кон­ку­ри­ро­вать, вот тогда это будет бренд. Этим долж­ны зани­мать­ся спе­ци­а­ли­сты», – ска­за­ла изда­тель жур­на­ла о юве­лир­ной инду­стрии Мари­на Куд­ри­на.

Одна­ко экс­пер­ты отме­ча­ют, что пред­по­сыл­ки для созда­ния брен­да рус­ско­го янта­ря есть. «Из кали­нин­град­ско­го янта­ря может быть сфор­ми­ро­ван хоро­ший бренд, обла­да­ю­щий высо­кой сто­и­мо­стью, так как мине­рал обла­да­ет все­ми основ­ны­ми каче­ства­ми для его созда­ния. Добы­ча янта­ря в реги­о­не обла­да­ет исто­ри­ей, то есть тем, что нель­зя при­ду­мать, и это необ­хо­ди­мо актив­но исполь­зо­вать для его про­дви­же­ния», – отме­тил Жак фон Полье.

Власти взяли на заметку

Реги­о­наль­ные вла­сти, кото­рые воз­ла­га­ют боль­шие надеж­ды на раз­ви­тие янтар­ной отрас­ли, так­же про­ра­ба­ты­ва­ют вопрос раз­ви­тия брен­да и хотят отой­ти от «сырье­вой моде­ли раз­ви­тия» добы­чи.

«Сей­час в отрас­ли рабо­та­ют мно­го людей, но, к сожа­ле­нию, пока они про­из­во­дят полу­фаб­ри­кат, кото­рый идет на экс­порт. При этом у нас есть пре­крас­ные юве­ли­ры, нам бы хоте­лось, что­бы эти про­из­вод­ства раз­ви­ва­лись у нас», – ска­зал он. Он доба­вил, что «уже на про­шлой неде­ле мы (вла­сти – прим. ТАСС) с наши­ми феде­раль­ны­ми кол­ле­га­ми обсуж­да­ли вопрос, что необ­хо­ди­мо обме­ни­вать­ся опы­том меж­ду реги­о­на­ми». «В Бал­тий­ском феде­раль­ном уни­вер­си­те­те мы в этом году мы запус­ка­ем факуль­тет про­мыш­лен­го­го дизай­на, пото­му что без высо­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров отрасль не будет раз­ви­вать­ся», – отме­тил испол­ня­ю­щий обя­зан­но­сти зам­пре­да област­но­го пра­ви­тель­ства.

Раз­ви­ти­ем брен­да янта­ря инте­ре­су­ют­ся и Кали­нин­град­ском янтар­ном ком­би­на­те, гене­раль­ный дирек­тор кото­ро­го выра­зил готов­но­сть про­ра­бо­тать вопрос о реги­стра­ции интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти на про­дук­цию. Кро­ме того, как сооб­ща­лось ранее, пред­ста­ви­тель госу­дар­ствен­ной кор­по­ра­ции «Ростех», в состав кото­рой вхо­дит ком­би­нат, так­же сооб­щил, что в стра­те­гию раз­ви­тия пред­при­я­тия вхо­дит созда­ние «янтар­но­го кла­сте­ра» вокруг пред­при­я­тия до 2025 года.

Пла­ни­ру­ет­ся, что в кла­стер вой­дут юве­лир­ные и обра­ба­ты­ва­ю­щие про­из­вод­ства. В раз­ви­те кла­сте­ра кор­по­ра­ция пла­ни­ру­ет вло­жить до 2 млрд руб­лей.

Янтарь явля­ет­ся ока­ме­нев­шей иско­па­е­мой смо­лой хвой­ных дере­вьев. Око­ло 90% его миро­вых запа­сов нахо­дит­ся око­ло посел­ка Янтар­ный Кали­нин­град­ской обла­сти, из-за чего реги­он зача­стую назы­ва­ют янтар­ным кра­ем. В про­шлом году на тер­ри­то­рии реги­о­на впер­вые про­шел Меж­ду­на­род­ный янтар­ный форум, кото­рый стал еже­год­ным.