«Никогда не терять веру в мечту»: уроки Фестиваля молодежи и студентов в СССР

Фестиваль молодежи и студентов в СССР - 1957 год
Фестиваль молодежи и студентов в СССР - 1957 год

Участница VI Всемирного фестиваля молодежи — о значении форума 1957 года, индийцах в СССР и балете в пустыне

ТАСС/Reuters

В пят­ни­цу, 28 июля, испол­ня­ет­ся 60 лет со дня нача­ла Фести­ва­ля моло­де­жи и сту­ден­тов в Москве — пер­во­го меж­ду­на­род­но­го меро­при­я­тия хру­щев­ской «отте­пе­ли». Форум 1957 года стал самым мас­со­вым за всю исто­рию фести­валь­но­го дви­же­ния: тогда Москва при­ня­ла 34 тыся­чи деле­га­тов из 131 стра­ны мира. Совет­ские люди впер­вые полу­чи­ли воз­мож­но­сть пооб­щать­ся с ино­стран­ца­ми, и наобо­рот — зару­беж­ные гости впер­вые уви­де­ли, как живут люди по ту сто­ро­ну «желез­но­го зана­ве­са». О зна­че­нии это­го фести­ва­ля ТАСС пого­во­рил с одной из его непо­сред­ствен­ных участ­ниц — узбек­ской бале­ри­ной, лау­ре­а­том Госу­дар­ствен­ной пре­мии СССР, про­фес­со­ром хорео­гра­фии Бер­на­рой Кари­е­вой.

«Если бы мне посчаст­ли­ви­лось попасть на оче­ред­ной форум, я посо­ве­то­ва­ла бы его участ­ни­кам нико­гда не терять веру в меч­ту, — гово­рит Кари­е­ва. — Нам это помо­га­ло горы свер­нуть! Без веры и надеж­ды нет счаст­ли­вой жиз­ни».

В 1947 году при­е­хав­шие в сто­ли­цу Узбе­ки­ста­на мос­ков­ские педа­го­ги в числе пер­вых ото­бра­ли 9-лет­нюю Бер­на­ру для уче­бы в ака­де­ми­че­ском хорео­гра­фи­че­ском учи­ли­ще при Боль­шом теат­ре. Там она позна­ко­ми­лась с Мари­сом Лие­пой, Вла­ди­ми­ром Васи­лье­вым, Ека­те­ри­ной Мак­си­мо­вой. «В одном клас­се со мной зани­ма­лась пода­ю­щая боль­шие надеж­ды Свет­ла­на Дру­жи­ни­на, кото­рая, к несча­стью, из-за пере­ло­ма руки была вынуж­де­на оста­вить балет и уйти в кино, где ста­ла актри­сой и зна­ме­ни­тым режис­се­ром», — вспо­ми­на­ет Кари­е­ва.

Награда из рук вождя

В 1951 году в Москве про­хо­ди­ла дека­да лите­ра­ту­ры и искус­ства Узбе­ки­ста­на. 13-лет­няя Бер­на­ра и ее стар­шие 17-лет­ние подру­ги на заклю­чи­тель­ном кон­цер­те испол­ни­ли танец малень­ких лебе­дей из бале­та Чай­ков­ско­го «Лебе­ди­ное озе­ро». При­сут­ство­вав­ший в зале Ста­лин был вос­хи­щен мастер­ством юных узбек­ских тан­цов­щиц и, несмот­ря на воз­раст арти­сток, награ­дил их меда­ля­ми «За тру­до­вое отли­чие».

В 1956 году Кари­е­ва воз­вра­ща­ет­ся в Таш­кент и при­сту­па­ет к репе­ти­ци­ям в новом зда­нии теат­ра опе­ры и бале­та име­ни Али­ше­ра Навои, а уже в сле­ду­ю­щем году ее отправ­ля­ют на все­со­юз­ный кон­курс моло­дых испол­ни­те­лей бале­та, где в жюри пред­се­да­тель­ство­ва­ла леген­дар­ная Гали­на Ула­но­ва. Тогда же Кари­е­ву вклю­ча­ют в состав участ­ни­ков фести­ва­ля от Узбе­ки­ста­на.

Москва сближает людей

Фести­валь, начав­ший­ся через неко­то­рое вре­мя после кон­кур­са, пора­зил бале­ри­ну огром­ным коли­че­ством ино­стран­цев и тем, как быст­ро при­хо­ди­ли к вза­и­мо­по­ни­ма­нию пред­ста­ви­те­ли раз­ных стран, не зна­ю­щие язы­ка друг дру­га. Москва сбли­жа­ла людей. «Одной из самых попу­ляр­ных на фести­ва­ле была индий­ская деле­га­ция, все гото­вы были часа­ми смот­реть и слу­шать как они тан­цу­ют и поют», — рас­ска­зы­ва­ет Кари­е­ва. По ее сло­вам, в индий­цах совет­скую моло­де­жь при­вле­ка­ли зага­доч­ные мело­дии и дви­же­ния и то, что они осво­бо­ди­лись недав­но от коло­ни­аль­но­го ига. Все это пред­опре­де­ли­ло неве­ро­ят­ный успех индий­ско­го кино и кон­цер­тов. Попу­ляр­ней­ший сре­ди участ­ни­ков фести­ва­ля актер и режис­сер Радж Капур все­гда пере­дви­гал­ся по Москве в сопро­вож­де­нии тол­пы поклон­ни­ков.

В пусты­не буду­щим звез­дам бале­та при­шлось высту­пать на кузо­вах гру­зо­ви­ков. «Мы пла­ка­ли, когда один из руко­во­ди­те­лей стро­и­тель­ства на цере­мо­нии про­ща­ния в сво­ем выступ­ле­нии под­черк­нул, что мы будем высту­пать на самых луч­ших пло­щад­ках мира, но эту запом­ним на всю жиз­нь», — вспо­ми­на­ет бале­ри­на.

С любовью и уважением

В 1959 году Бер­на­ра Кари­е­ва в соста­ве кол­лек­ти­ва Боль­шо­го теат­ра впер­вые выеха­ла на зару­беж­ные гастро­ли. Балет­ная труп­па высту­пи­ла тогда в Вене­су­эле, Колум­бии, Мек­си­ке и дру­гих госу­дар­ствах Южной Аме­ри­ки. Во всех этих стра­нах самы­ми горя­чи­ми поклон­ни­ка­ми совет­ских арти­стов были участ­ни­ки Мос­ков­ско­го фести­ва­ля моло­де­жи и сту­ден­тов. За мно­гие годы Кари­е­ва высту­пи­ла в луч­ших залах Вели­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Гер­ма­нии, Кубы, Ямай­ки, Бир­мы, Индии, Бра­зи­лии, Арген­ти­ны.

Вале­рий Бирю­ков