Центр российского судостроения: как в Севастополе возрождают кораблестроение

© Петр Ковалев/ТАСС© Петр Ковалев/ТАСС

В соответствии со стратегией социально-экономического развития города, к 2030 году Севастополь должен стать центром, обеспечивающим нужды Черноморского флота и гражданского судоходства

СЕВАСТОПОЛЬ, 28 июля. /Корр. ТАСС Андрей Мединский/
Сева­сто­поль, соглас­но стра­те­гии соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия горо­да до 2030 года, дол­жен стать рос­сий­ским цен­тром судо­стро­е­ния и судо­ре­мон­та, обес­пе­чи­ва­ю­щим нуж­ды Чер­но­мор­ско­го фло­та (ЧФ) и граж­дан­ско­го судо­ход­ства.
По мне­нию пред­ста­ви­те­лей отрас­ли и мест­ной вла­сти, для это­го необ­хо­ди­мо, преж­де все­го, модер­ни­зи­ро­вать суще­ству­ю­щие про­из­вод­ства, обес­пе­чить их кад­ра­ми и зака­за­ми, а так­же создать в горо­де судо­стро­и­тель­ный кла­стер, кото­рые объ­еди­нит для нужд фло­та науч­ные и про­из­вод­ствен­ные мощ­но­сти.

Судо­стро­е­ние и судо­ре­монт – тра­ди­ци­он­ные отрас­ли для Сева­сто­по­ля, но в пост­со­вет­ский пери­од мощ­но­сти были прак­ти­че­ски утра­че­ны, а круп­ней­шие пред­при­я­тия при­шли в упа­док. После вос­со­еди­не­ния с Рос­си­ей в 2014 году была постав­ле­на зада­ча вос­ста­нов­ле­ния ком­пе­тен­ций по судо­стро­е­нию и судо­ре­мон­ту для нужд граж­дан­ско­го и Чер­но­мор­ско­го фло­та РФ.

О том, как идет этот про­цесс, про­бле­мах и о пер­спек­ти­вах раз­ви­тия отрас­ли – в мате­ри­а­ле ТАСС.

Цифры не впечатляют

В совет­ское вре­мя Сева­сто­поль счи­тал­ся все­со­юз­ным цен­тром судо­стро­е­ния и судо­ре­мон­та. Толь­ко на круп­ней­шем пред­при­я­тии отрас­ли – Сева­сто­поль­ском мор­ском заво­де – рабо­та­ло 16 тыс. чело­век, а сам завод был горо­дом в горо­де, где поми­мо про­из­вод­ства рас­по­ла­га­лась соб­ствен­ная поли­кли­ни­ка, мага­зин, сто­ло­вая.

Его вер­фь – ровес­ни­ца Сева­сто­по­ля. За годы суще­ство­ва­ния заво­да с его ста­пе­лей сошло нема­ло зна­ме­ни­тых кораб­лей, напри­мер, герой Рус­ско-турец­кой вой­ны 1828–1829 годов бриг «Мер­ку­рий», бро­не­па­луб­ный крей­сер «Оча­ков», здесь был достро­ен нико­ла­ев­ский бро­не­но­сец «Потем­кин» – кораб­ли-герои пер­вой рус­ской рево­лю­ции. Рас­цвет пред­при­я­тия при­шел­ся на 70–80 годы XX века, когда здесь стро­и­лись не толь­ко кораб­ли, но и мощ­ные плав­кра­ны гру­зо­подъ­ем­но­стью до 1,6 тыс. тонн. Завод являл­ся посто­ян­ной базой ремон­та Чер­но­мор­ско­го фло­та.

Сей­час судо­стро­е­ние и судо­ре­монт в Сева­сто­по­ле не име­ют высо­ких пока­за­те­лей. В част­но­сти, как заяв­лял ранее врио губер­на­то­ра горо­да Дмит­рий Овсян­ни­ков, в насто­я­щее вре­мя «циф­ры не впе­чат­ля­ют»: в отрас­ли рабо­та­ет око­ло трех тысяч чело­век на 120 пред­при­я­ти­ях, в основ­ным неболь­ших, объ­ем зака­зов рас­тет, но он неболь­шой.

По сло­вам дирек­то­ра Сев­мор­за­во­да (вхо­дит в Объ­еди­нен­ную судо­стро­и­тель­ную кор­по­ра­цию – ОСК – прим. ТАСС) Иго­ря Дрея, судо­стро­е­ния в Сева­сто­по­ле прак­ти­че­ски не ста­ло в «нуле­вые» годы, если не счи­тать стро­и­тель­ства мало­мер­ных судов, веду­ще­го­ся мел­ки­ми част­ны­ми фир­ма­ми. Поэто­му эту отрасль нуж­но воз­рож­дать прак­ти­че­ски с нуля.

«Про­бле­мы судо­ре­мон­та, кото­рый в Сева­сто­по­ле частич­но сохра­нил­ся, – это обвет­ша­ло­сть основ­ных фон­дов пред­при­я­тий, их тех­но­ло­ги­че­ская отста­ло­сть и, как след­ствие, – низ­кая про­из­во­ди­тель­но­сть тру­да, кад­ро­вый дефи­цит, забю­ро­кра­ти­зи­ро­ван­но­сть внеш­не- и внут­ри­про­из­вод­ствен­ной сре­ды, слож­но­сти с постав­ка­ми обо­ру­до­ва­ния, ком­плек­ту­ю­щих и мате­ри­а­лов», – ска­зал Дрей.

Типич­ным при­ме­ром отрас­ле­во­го упад­ка явля­ет­ся исто­рия само­го Сев­мор­за­во­да, где к момен­ту вхож­де­ния Сева­сто­по­ля в состав Рос­сии из 16 тыс. высо­ко­класс­ных спе­ци­а­ли­стов оста­лось лишь 200 сотруд­ни­ков, при­чем не про­из­вод­ствен­ни­ков, а охра­ны и админ­пер­со­на­ла. Про­из­вод­ствен­ная дея­тель­но­сть прак­ти­че­ски не велась.

Центр судостроения – Севастополь

Стра­те­ги­ей соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Сева­сто­по­ля до 2030 года преду­смот­рен мно­го­крат­ный рост пока­за­те­лей судо­стро­е­ния и судо­ре­мон­та. «Объ­ем про­из­вод­ства воз­растет с 1,5 млрд руб­лей в 2015 году до 21 млрд руб­лей к 2030 году. В струк­ту­ре заня­то­сти эко­но­ми­че­ски актив­но­го насе­ле­ния судо­стро­е­ние и судо­ре­монт обес­пе­чит созда­ние допол­ни­тель­но до шести тысяч рабо­чих мест. Чис­лен­но­сть заня­тых в отрас­ли воз­растет в три раза к пока­за­те­лю 2015 года и соста­вит 8,9 тыс. работ­ни­ков», – отме­ча­ет­ся в доку­мен­те.

По мне­нию экс­пер­тов, дости­же­ние этих пока­за­те­лей тре­бу­ет реше­ния, преж­де все­го, вопро­сов тех­ни­че­ско­го пере­во­ору­же­ния и модер­ни­за­ции отрас­ли, а так­же про­бле­мы кад­ро­во­го голо­да. В резуль­та­те в Сева­сто­по­ле будет создан цен­тр судо­стро­е­ния, а успеш­ное дости­же­ние постав­лен­ных целей даст воз­мож­но­сть раз­ви­вать­ся не толь­ко судо­стро­е­нию и судо­ре­мон­ту, но и повле­чет раз­ви­тие дру­гих отрас­лей эко­но­ми­ки, отрас­ле­во­го обра­зо­ва­ния и про­ект­ных пред­при­я­тий.

Стра­те­ги­че­ская цель Сева­сто­по­ля – стать рос­сий­ским цен­тром судо­стро­е­ния, при­чем воен­но-про­мыш­лен­но­го, пояс­нил ТАСС врио губер­на­то­ра Сева­сто­по­ля Овсян­ни­ков.

«И мы уже при­сту­пи­ли к реше­нию этой зада­чи, у нас для это­го ресур­сы есть. Есть пред­при­я­тия, кото­рые спе­ци­а­ли­зи­ру­ют­ся на выпол­не­нии зака­зов для фло­та: 13 судо­ре­монт­ный, Сев­мор­за­вод, 771-й и 91-й заво­ды. Сев­мор­за­во­ду, напри­мер, пра­ви­тель­ство (РФ – прим. ТАСС) помо­гло полу­чить зака­зы на пла­ву­чие кра­ны, про­из­вод­ство нара­щи­ва­ет­ся, откры­ва­ют­ся рабо­чие места. Три года назад здесь рабо­та­ло 150 чело­век, а сей­час более пяти­сот, а все­го пла­ни­ру­ет­ся коли­че­ство рабо­чих мест уве­ли­чить до двух тысяч, это­го тре­бу­ют пла­ны по деся­ти­крат­но­му росту объ­е­мов про­из­вод­ства», – ска­зал он.

Как пола­га­ют авто­ры стра­те­гии, Крым­ский цен­тр судо­стро­е­ния и судо­ре­мон­та на базе заво­дов Сева­сто­по­ля смо­жет, в част­но­сти, выпол­нять каче­ствен­ные ремонт и обслу­жи­ва­ние крей­се­ра «Москва» – флаг­ма­на Чер­но­мор­ско­го фло­та, про­ти­во­ло­доч­ных, десант­ных и про­чих кораб­лей и судов ЧФ, обес­пе­чи­вать при­вле­че­ние и выпол­не­ние зака­зов Мино­бо­ро­ны Рос­сии и граж­дан­ско­го фло­та.

Возрождение предприятий

Сев­мор­за­вод, явля­ю­щий­ся и сей­час круп­ней­шим пред­при­я­ти­ем отрас­ли в Сева­сто­по­ле, в 2015 году вошел ОСК как фили­ал Цен­тра судо­ре­мон­та «Звез­доч­ка». До 2020 года ОСК здесь про­во­дит мас­штаб­ную модер­ни­за­цию с общим объ­е­мом инве­сти­ций более 7 млрд руб­лей. По сло­вам дирек­то­ра Сев­мор­за­во­да, это поз­во­лит воз­ро­дить утра­чен­ные ком­пе­тен­ции.

«Не где-то «за гори­зон­том», а имен­но в Сева­сто­по­ле сно­ва будут стро­ить­ся суда и плав­кра­ны, каче­ствен­но про­во­дить­ся ремонт и сер­вис­ное обслу­жи­ва­ние всех суще­ству­ю­щих и пер­спек­тив­ных типов над­вод­ных кораб­лей и под­вод­ных лодок ВМФ, вклю­чая кораб­ли 1 ран­га, всех типов судов граж­дан­ско­го фло­та. Кол­лек­тив нашей вер­фи дол­жен вырас­ти до несколь­ких тысяч чело­век, кото­рые будут рабо­тать в двух­смен­ном режи­ме», – гово­рит Дрей.

В бли­жай­шее вре­мя в ОСК вой­дет и 13 судо­ре­монт­ный завод Мино­бо­ро­ны, где сей­час рабо­та­ет 1,8 тыс. чело­век. Пред­при­я­тие будет зани­мать­ся воен­ным судо­ре­мон­том. На заво­де так­же пла­ни­ру­ет­ся про­ве­сти модер­ни­за­цию мощ­но­стей, по оцен­кам руко­вод­ства пред­при­я­тия, в его обнов­ле­ние необ­хо­ди­мо вло­жить 5,5–8 млрд руб­лей.

Инте­гра­ция воз­рож­да­ю­щих­ся пред­при­я­тий в Кры­му и Сева­сто­по­ле в круп­ные рос­сий­ские хол­дин­ги, такие как ОСК, помо­жет им полу­чить необ­хо­ди­мый объ­ем зака­зов для них, отме­чал ранее вице-пре­мьер РФ Дмит­рий Рого­зин после засе­да­ния воен­но-про­мыш­лен­ной комис­сии в Лива­дии.

По оцен­кам ОСК, в бли­жай­шие несколь­ко лет порт­фель зака­зов Сев­мор­за­во­да соста­вит поряд­ка 10 млрд руб­лей. «Сей­час зада­ча сде­лать все, что ему (Сев­мор­за­во­ду – прим. ТАСС) дове­ри­ли, мы гото­вы им вся­че­ски помо­гать, загруз­ка заво­да сей­час будет очень близ­ка к мак­си­маль­ной», – ска­зал ТАСС вице-пре­зи­дент по тех­ни­че­ско­му раз­ви­тию ОСК Дмит­рий Коло­дяж­ный.

Судостроительный кластер

Воз­рож­де­ние судо­стро­е­ния и судо­ре­мон­та в Сева­сто­по­ле вла­сти и ОСК свя­зы­ва­ют не столь­ко с модер­ни­за­ци­ей несколь­ких, пусть даже и круп­ных, пред­при­я­тий, сколь­ко с созда­ни­ем в реги­о­не судо­стро­и­тель­но­го кла­сте­ра, где наря­ду с про­из­вод­ством будет раз­ви­вать­ся отрас­ле­вое обра­зо­ва­ние – это в буду­щем поз­во­лит решить вопрос кад­ров, а так­же про­ект­ные учре­жде­ния, на кото­рые будет воз­ло­же­на функ­ция про­ек­ти­ро­ва­ния судов и плав­кра­нов.

«Мы не зацик­ли­ва­ем­ся толь­ко на Сев­мор­за­во­де, а выстра­и­ва­ем пол­ную цепоч­ку, соот­вет­ствен­но, у нас Сева­сто­поль­ский госу­ни­вер­си­тет [будет раз­ви­вать­ся] как обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние и Цен­тр мор­ских иссле­до­ва­ний (создан при вузе – прим. ТАСС), кон­струк­тор­ское бюро «Коралл» – как кон­струк­тор­ская часть и Сев­мор­за­вод – про­из­во­ди­тель гото­вой про­дук­ции», – пояс­нил вице-пре­зи­дент ОСК Коло­дяж­ный.

Как отме­тил дирек­тор Сев­мор­за­во­да Дрей, выпуск­ни­ки сева­сто­поль­ских выс­ших и сред­не-спе­ци­аль­ных учеб­ных заве­де­ний уже вли­ва­ют­ся в тру­до­вой кол­лек­тив. «Есть при­ме­ры, когда, уйдя на служ­бу в Воору­жен­ные Силы по при­зы­ву, моло­дые рабо­чие воз­вра­ща­ют­ся на завод, что видит­ся очень отрад­ным», – добав­ля­ет он.

По сло­вам врио губер­на­то­ра Овсян­ни­ко­ва, для воз­рож­де­ния ста­ту­са Сева­сто­по­ля как круп­но­го воен­но-про­мыш­лен­но­го цен­тра и модер­ни­за­ции и загруз­ки судо­стро­и­тель­ных и судо­ре­монт­ных заво­дов необ­хо­ди­мо раз­ви­тие соб­ствен­но­го науч­но­го потен­ци­а­ла и инте­гра­ция сева­сто­поль­ских пред­при­я­тий в эко­но­ми­ку Рос­сии.

«Я могу при­ве­сти в при­мер сева­сто­поль­ское кон­струк­тор­ское бюро «Коралл», кото­рое раз­ра­бо­та­ло мор­ские добы­ва­ю­щие плат­фор­мы. Оно вклю­че­но в феде­раль­ную про­грам­му раз­ви­тия мор­ской тех­ни­ки как раз­ра­бот­чик оте­че­ствен­ной линей­ки пла­ву­чих кра­нов. Есть и дру­гие при­ме­ры, но оста­нав­ли­вать­ся на достиг­ну­том мы не наме­ре­ны. Сева­сто­поль сей­час шаг­нул в эпо­ху сво­е­го эко­но­ми­че­ско­го воз­рож­де­ния, осно­вой кото­ро­го долж­на стать судо­стро­и­тель­ная и судо­ре­монт­ная отрасль про­мыш­лен­но­сти», – ска­зал он.

Время «малышей»

По мне­нию вла­стей Сева­сто­по­ля, воз­рож­де­ние про­мыш­лен­ных гиган­тов, таких как Сев­мор­за­вод, за сред­ства феде­раль­но­го бюд­же­та и круп­ной госкор­по­ра­ции, долж­но «под­тя­нуть» и срав­ни­тель­но неболь­шие част­ные пред­при­я­тия отрас­ли, кото­рым такая гос­под­держ­ка недо­ступ­на. Так, по сло­вам врио губер­на­то­ра горо­да Овсян­ни­ко­ва, фор­ми­ро­ва­ние в Сева­сто­по­ле цен­тра судо­ре­мон­та поз­во­лит уве­ли­чить загруз­ку малых и сред­них пред­при­я­тий отрас­ли.

В то же вре­мя пред­ста­ви­те­ли част­ных ком­па­ний гово­рят о необ­хо­ди­мо­сти быть кон­ку­рен­то­спо­соб­ны­ми на рын­ке. «В общем, направ­ле­ние стра­те­гии пра­виль­ное. Но все долж­ны пони­мать, что судо­ре­монт и судо­стро­е­ние – это гло­баль­ный биз­нес, мы кон­ку­ри­ру­ем не толь­ко внут­ри сво­ей стра­ны, но и с Тур­ци­ей, Бол­га­ри­ей и Кита­ем, для того, что­бы была загруз­ка на пред­при­я­ти­ях, что­бы город полу­чал дохо­ды, мы долж­ны стро­ить и ремон­ти­ро­вать, по край­ней мере, луч­ше, чем в Тур­ции», – ска­зал во вре­мя обсуж­де­ния про­ек­та стра­те­гии Алек­сей Маль­ко, ком­мер­че­ский дирек­тор ГК «Тех­флот», по сло­вам кото­ро­го сей­час кон­ку­рент­ная сре­да – не в поль­зу Сева­сто­по­ля.

Он отме­тил, что за гра­ни­цей, напри­мер, в Тур­ции, судо­ре­монт сто­ит дешев­ле, а дела­ет­ся быст­рее и каче­ствен­нее, при­чем там нет про­блем с логи­сти­кой и санк­ци­он­ной нагруз­кой. Поэто­му, по мне­нию Маль­ко­ва, пока сто­ит рас­счи­ты­вать на внут­рен­ний рынок, но в то же вре­мя стре­мить­ся к кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти на миро­вом.

Оце­ни­вая в целом пер­спек­ти­вы раз­ви­тия судо­стро­е­ния и судо­ре­мон­та, сева­сто­поль­ские судо­стро­и­те­ли гово­рят об общем эффек­те, кото­рый даст воз­рож­де­ние отрас­лей. «Судо­стро­е­ние и судо­ре­монт – это тех­но­ло­ги­че­ски емкая отрасль, раз­ви­тие кото­рой дает муль­ти­пли­ка­тив­ный эффект. Речь идет не толь­ко о постав­ках, но и о логи­сти­че­ских цепоч­ках, науч­ных раз­ра­бот­ках, смеж­ных про­из­вод­ствах и так далее», – гово­рит дирек­тор Сев­мор­за­во­да Дрей.

По его сло­вам, уже сего­дня у заво­да нала­же­ны парт­нер­ские отно­ше­ния с десят­ка­ми смеж­ных фирм и пред­при­я­тий, в том числе малых.