Как саратовские троллейбусы покоряют Россию и мир

Усовершенствованная модификация троллейбуса "Мегаполис" и троллейбус ЗИУ-5 (на заднем плане)© Валентина Брыкалина/ТАССУсовершенствованная модификация троллейбуса "Мегаполис" и троллейбус ЗИУ-5 (на заднем плане)© Валентина Брыкалина/ТАСС

Одна из последних моделей предприятия ЗАО «Тролза» способна ехать без подзарядки до 40 км, что позволяет не только объезжать пробки, но и преодолевать мосты или тоннели

САРАТОВ, 27 июля. /ТАСС/
Сара­тов­ское пред­при­я­тие ЗАО «Трол­за» завер­ши­ло сбор­ку одно­го из новых образ­цов совре­мен­но­го инно­ва­ци­он­но­го трол­лей­бу­са. Как рас­ска­зал кор­ре­спон­ден­ту ТАСС гене­раль­ный дирек­тор пред­при­я­тия Иван Кот­виц­кий, усо­вер­шен­ство­ван­ная моди­фи­ка­ция трол­лей­бу­са «Мега­по­лис» – это пере­ход­ная модель меж­ду элек­тро­бу­сом и трол­лей­бу­сом, он обла­да­ет авто­ном­ным ходом, повы­шен­ным уров­нем ком­форт­но­сти и досту­пен для инва­ли­дов.

«Сей­час в Рос­сии уже не оста­лось ни одно­го горо­да, куда бы в раз­ное вре­мя ни постав­ля­лись сара­тов­ские трол­лей­бу­сы. Такая попу­ляр­но­сть свя­за­на с посто­ян­ным усо­вер­шен­ство­ва­ни­ем машин. В насто­я­щее вре­мя осво­е­но про­из­вод­ство трол­лей­бу­сов с удли­нен­ным ходом, опыт­ные испы­та­ния завер­ша­ет уни­каль­ная для рос­сий­ско­го рын­ка модель элек­тро­бу­са. Все маши­ны соот­вет­ству­ют тре­бо­ва­ни­ям госу­дар­ствен­ных про­грамм «Энер­го­сбе­ре­же­ние и повы­ше­ние энер­ге­ти­че­ской эффек­тив­но­сти до 2020 года», «Эко­ло­ги­че­ская без­опас­но­сть Рос­сии до 2020 года» и «Доступ­ная сре­да», – ска­зал Кот­виц­кий.

Пред­при­я­тие уже заклю­чи­ло кон­тракт на постав­ку усо­вер­шен­ство­ван­ных трол­лей­бу­сов в Санкт-Петер­бург. Кро­ме того, в бли­жай­шее вре­мя «Трол­за» пла­ни­ру­ет ряд новых поста­вок за рубеж, подроб­но­сти кото­рых пока не рас­кры­ва­ют­ся.

Кор­ре­спон­дент ТАСС побы­вал на пред­при­я­тии, уви­дел, как созда­ют­ся трол­лей­бу­сы ново­го поко­ле­ния, и узнал о буду­щем элек­тро­транс­пор­та в Рос­сии.

«Мегаполис» на смену старенькому ЗИУ

На вхо­де в завод до сих пор сто­ит пер­вая гор­до­сть «Трол­зы», зна­ме­ни­тый ЗИУ-5 – раз­ра­бот­ка кон­струк­то­ров заво­да, с кото­рой нача­лось мас­со­вое про­из­вод­ство трол­лей­бу­сов. В совет­ское вре­мя эта модель счи­та­лась инно­ва­ци­он­ной. А сего­дня высо­кие, узкие и неудоб­ные сту­пень­ки, сиде­нья, обтя­ну­тые корич­не­вым дер­ма­ти­ном и спе­ци­аль­ный аппа­рат для ком­по­сти­ро­ва­ния биле­тов наве­ва­ют вос­по­ми­на­ния из дет­ства.

Экс­кур­сию по пред­при­я­тию про­во­дит глав­ный кон­струк­тор Эду­ард Дани­лов. Тер­ри­то­рия заво­да доволь­но боль­шая, 40 гек­та­ров и, еще несколь­ко лет назад цеха нахо­ди­лись в раз­ных местах, но тепе­рь все изме­ни­лось – все отде­лы пере­еха­ли под одну боль­шую кры­шу. Это, по сло­вам Дани­ло­ва, поз­во­ля­ет суще­ствен­но сэко­но­мить силы и вре­мя сотруд­ни­ков. Повсю­ду ярко-синие желез­ные «короб­ки» – это заго­тов­ки буду­щей пар­тии трол­лей­бу­сов для Санкт-Петер­бур­га. В самом нача­ле линии сбор­ки «короб­ки» еще без колес и «начин­ки», в кон­це нас ожи­да­ет новень­кий усо­вер­шен­ство­ван­ный «Мега­по­лис».

«В послед­ние годы ста­ло мод­ным сло­во «элек­тро­бус» – то есть элек­три­че­ский авто­бус, но если поду­мать, что он из себя пред­став­ля­ет? На самом деле это при­выч­ный нам трол­лей­бус, толь­ко с воз­мож­но­стью бес­кон­такт­ной езды. Наш «Мега­по­лис», одна из послед­них моде­лей, осна­щен кон­ди­ци­о­не­ром, дат­чи­ка­ми без­опас­но­сти на две­рях, спе­ци­аль­ны­ми широ­ки­ми пло­щад­ка­ми для мало­мо­биль­ных граж­дан, а еще, одним дви­же­ни­ем руки води­те­ля, трол­лей­бус с лег­ко­стью пре­вра­ща­ет­ся в авто­бус. После нажа­тия спе­ци­аль­ной кноп­ки, он скла­ды­ва­ет «рож­ки» и едет даль­ше без под­за­ряд­ки», – рас­ска­зы­ва­ет Дани­лов.

Эта функ­ция поз­во­лят не толь­ко объ­ез­жать проб­ки, но и, напри­мер, пре­одо­ле­вать мосты или тон­не­ли, где уста­но­вить кон­такт­ную сеть тех­ни­че­ски слож­но. Мак­си­маль­но про­ехать без под­за­ряд­ки трол­лей­бус «Трол­зы» может до 40 км – это сред­няя вели­чи­на любо­го марш­ру­та обще­ствен­но­го транс­пор­та в Рос­сии. Еще один плюс – для исполь­зо­ва­ния таких трол­лей­бу­сов не надо стро­ить спе­ци­аль­ные стан­ции под­за­ряд­ки, ведь инфра­струк­ту­ра уже есть в боль­шин­стве горо­дов.

Необходимость господдержки

По сло­вам ген­ди­рек­то­ра заво­да, глав­ная про­бле­ма, с кото­рой может столк­нуть­ся про­из­вод­ство – это отсут­ствие гос­под­держ­ки. Несколь­ко лет назад, когда уро­вень гос­под­держ­ки сни­зил­ся, завод ока­зал­ся в слож­ном поло­же­нии. Что­бы оце­нить зна­чи­мо­сть под­держ­ки, доста­точ­но посмот­реть на коли­че­ство выпус­ка­е­мых машин. Если еще в 2012 г. «Трол­за» про­из­во­дит 260 трол­лей­бу­сов, в 2013 – 399, то уже в 2014 про­из­ве­де­но лишь 130 машин, в 2015 и вовсе – 51 трол­лей­бус.

«За эти годы погиб­ло боль­шин­ство пред­при­я­тий, кото­рые ремон­ти­ро­ва­ли и выпус­ка­ли трол­лей­бу­сы, напри­мер Баш­кир­ский трол­лей­бус­ный завод, Ново­си­бир­ский завод. Дру­гие рез­ко сокра­ти­ли чис­лен­но­сть. Нам уда­лось сохра­нить кол­лек­тив за счет под­держ­ки мест­но­го бан­ка – мы взя­ли кре­дит и два года жили толь­ко на заем­ные сред­ства», – пояс­ня­ет Кот­виц­кий.

«Трол­зе» в этот пери­од уда­лось даже сохра­нить штат сотруд­ни­ков на преж­нем уров­не – сей­час здесь тру­дят­ся 860 чело­век. «В пери­од про­стоя мы нача­ли актив­но модер­ни­зи­ро­вать свое про­из­вод­ство. Мы пере­ш­ли пол­но­стью на трол­лей­бу­сы с низ­ким полом (маши­ны без высо­кой сту­пень­ки на вхо­де и со спе­ци­аль­ной отки­ды­ва­ю­щей­ся плат­фор­мой для мало­мо­биль­ных граж­дан – прим. ТАСС), пол­но­стью изме­ни­ли как внеш­ний, так и внут­рен­ний вид трол­лей­бу­са, внес­ли более 200 изме­не­ний в маши­ну», – уточ­ня­ет ген­ди­рек­тор.

Резуль­та­ты модер­ни­за­ции не заста­ви­ли себя ждать: на сего­дняш­ний день более 70% всех трол­лей­бу­сов в РФ созда­ны на ЗАО «Трол­за». Сара­тов­ские трол­лей­бу­сы рабо­та­ют на лини­ях 84 горо­дов Рос­сии и за рубе­жом, в том числе, в Арген­ти­не, Кир­ги­зии, Таджи­ки­ста­не и др.

«Толь­ко в этом году мы пла­ни­ру­ем поста­вить 78 трол­лей­бу­сов для нужд Госу­дар­ствен­ной транс­порт­ной лизин­го­вой ком­па­нии и 101 трол­лей­бус для Санкт-Петер­бур­га. На днях в горо­де Берез­ня­ки (Перм­ский край – прим. ТАСС) состо­ял­ся кон­курс на постав­ку трол­лей­бу­сов, по ито­гам кото­ро­го будут постав­ле­ны две наши маши­ны», – ска­зал Кот­виц­кий.

Экологично и экономично

«У нас все­гда была деше­вая энер­ге­ти­ка, и это под­толк­ну­ло нас к осо­зна­нию того, что элек­три­че­ский вид транс­пор­та, во-пер­вых, чище, а во вто­рых дешев­ле в экс­плу­а­та­ции. Есть рас­че­ты, кото­рые пока­зы­ва­ют что исполь­зо­ва­ние трол­лей­бу­са за весь про­ме­жу­ток жиз­нен­но­го цик­ла – это 8–10 лет, дает 15% эко­но­мии, даже по срав­не­нию с любым газо­вым авто­бу­сом», – пояс­ня­ет Кот­виц­кий.

Одна­ко пока боль­шин­ство горо­дов все же отда­ют пред­по­чте­ние авто­бу­сам. При­чи­ны тому невы­со­кая сто­и­мо­сть дизе­ля и отсут­ствие необ­хо­ди­мо­сти под­дер­жи­вать инфра­струк­ту­ру, кон­такт­ную сеть, на долж­ном уров­не. Что каса­ет­ся эко­ло­ги­че­ской состав­ля­ю­щий, здесь трол­лей­бус тоже име­ет пре­иму­ще­ства перед авто­бу­са­ми, но все же про­иг­ры­ва­ет.

«Колос­саль­ное коли­че­ство хоро­ших изоб­ре­те­ний не смо­гло про­бить себе доро­гу», – счи­та­ет Кот­виц­кий.

От «рогатого» к беспилотнику

В каче­стве дру­го­го эко­ло­гич­но­го вари­ан­та совре­мен­ные раз­ра­бот­чи­ки сего­дня все чаще пред­ла­га­ют элек­тро­бу­сы, но и здесь есть слож­но­сти.

«Я счи­таю, что про­из­во­ди­те­ли долж­ны перей­ти на уни­фи­ци­ро­ван­ную плат­фор­му. Как в Евро­пе – поль­ская ком­па­ния «Соля­рис», напри­мер, на одной плат­фор­ме может созда­вать любой вид транс­пор­та. Кузов у всех машин оди­на­ков, и экс­плу­а­ти­ро­вать их мож­но в одном пар­ке. Это даст эко­но­мию в энер­ге­ти­ке, логи­сти­ке и повы­сит эффек­тив­но­сть», – уве­рен Кот­виц­кий.

Сле­ду­ю­щий шаг раз­ра­бот­чи­ков, счи­та­ет ген­ди­рек­тор, созда­ние бес­пи­лот­но­го транс­пор­та. «А как это сде­лать про­ще все­го? Конеч­но, имея опре­де­лен­ную линию сле­до­ва­ния марш­ру­та. И здесь вно­вь могут помочь те самые трол­лей­бус­ные сети, кото­рые уже есть в боль­шин­стве горо­дов», – счи­та­ет Кот­виц­кий.

Впро­чем, это пока толь­ко меч­ты. По сло­вам Кот­виц­ко­го, прой­дет не менее 10 лет, преж­де чем из маши­ны мож­но будет убрать води­те­ля.

«К сожа­ле­нию, на доро­гах выде­лен­ные линии есть толь­ко в круп­ных горо­дах, напри­мер, в Москве. В дру­гих горо­дах тех­но­ло­гия выде­лен­ных линий пока не отра­бо­та­на, а дви­же­ние доста­точ­но интен­сив­ное. Но, конеч­но надо про­бо­вать эту тех­но­ло­гию. Уже сей­час в горо­дах нуж­но под­дер­жи­вать элек­три­че­ские сети, экс­плу­а­ти­ро­вать их, обу­чать спе­ци­а­ли­стов, что­бы не ока­зать­ся в хво­сте про­грес­са», – под­черк­нул ген­ди­рек­тор.

О заводе

Появил­ся завод в 1868 году в селе Ради­ца Брян­ско­го уез­да и про­из­во­дил тогда ком­плек­ту­ю­щие для желез­но­до­рож­но­го транс­пор­та. В годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны завод эва­ку­и­ру­ют в г. Энгельс Сара­тов­ской обал­сти. Тогда основ­ным видом про­дук­ции заво­да ста­но­вят­ся артил­ле­рий­ские сна­ря­ды. Пер­вый трол­лей­бус был выпу­щен на заво­де в 1951 году.

В насто­я­щий момент «Трол­зы» пере­во­зят пас­са­жи­ров в 84 горо­дах РФ: в Москве, Санкт-Петер­бур­ге, Каза­ни, Сева­сто­по­ле, Вла­ди­во­сто­ке и др.