Мишель Легран планирует вновь побывать на фестивале молодежи и студентов в Москве

Мишель Легран© Алексей Филиппов/ТАСС
Мишель Легран© Алексей Филиппов/ТАСС

Первый визит композитора в СССР состоялся еще в 1957 году, когда ему было 25 лет

ПАРИЖ, 28 июля. /ТАСС/

Фран­цуз­ский ком­по­зи­тор, автор музы­ки к 200 кино­филь­мам Мишель Легран пла­ни­ру­ет побы­вать на XIX Все­мир­ном фести­ва­ле моло­де­жи и сту­ден­тов, кото­рый прой­дет в Москве в октяб­ре это­го года. Об этом маэст­ро сооб­щил в чет­верг в канун 60-й годов­щи­ны VI Все­мир­но­го фести­ва­ля, участ­ни­ком кото­ро­го он был.

В теле­фон­ном раз­го­во­ре с послом Рос­сии во Фран­ции Алек­сан­дром Орло­вым музы­кант ска­зал, что «с огром­ным вол­не­ни­ем вспо­ми­на­ет свой пер­вый визит в рос­сий­скую сто­ли­цу».

«Дни, про­ве­ден­ные тогда, летом 1957 года в Рос­сии, оста­ви­ли неза­бы­ва­е­мые впе­чат­ле­ния», – при­знал­ся Легран.

Музы­кант счи­та­ет «исто­ри­че­ским собы­ти­ем» форум 1957 года, впер­вые собрав­ший в Москве пред­ста­ви­те­лей моло­до­го поко­ле­ния из более 130 стран. «Рус­ское госте­при­им­ство пре­взо­шло все ожи­да­ния», – под­черк­нул он.

«Это были сер­деч­ные, очень откры­тые встре­чи, – отме­тил ком­по­зи­тор. – Мне дове­лось услы­шать в те дни мно­го заме­ча­тель­ных песен, и я, веро­ят­но, и сего­дня могу вспом­нить каж­дую из них».

По сло­вам Легра­на, «было бы очень инте­рес­но побы­вать в Рос­сии на новой встре­че моло­де­жи мира».

Музыкант на все времена

Коман­дор орде­на Почет­но­го Леги­о­на, Мишель Легран – один из самых актив­ных и зна­ме­ни­тых участ­ни­ков куль­тур­ных обме­нов меж­ду Фран­ци­ей и Рос­си­ей. Он содей­ству­ет это­му диа­ло­гу на про­тя­же­нии уже шести деся­ти­ле­тий.

После бле­стя­щей уче­бы в Париж­ской кон­сер­ва­то­рии он начал сотруд­ни­чать с извест­ны­ми джа­зо­вы­ми оркест­ра­ми и в 1954 году выпу­стил аль­бом I love Paris – cюи­ту на тему извест­ных музы­каль­ных про­из­ве­де­ний, посвя­щен­ных фран­цуз­ской сто­ли­це. Пла­стин­ка, имев­шая огром­ный успех, разо­шлась аст­ро­но­ми­че­ским тира­жом в 8 мил­ли­о­нов экзем­пля­ров, что было в то вре­мя абсо­лют­ным рекор­дом для инстру­мен­таль­ных запи­сей.

К нача­лу Мос­ков­ско­го фести­ва­ля летом 1957 года маэст­ро было все­го 25 лет. Но оркестр, кото­рым он руко­во­дил, счи­тал­ся одним из луч­ших джа­зо­вых биг-бэн­дов в Евро­пе. Во гла­ве это­го оркест­ра он и при­е­хал на фести­валь в Рос­сию. «Это были потря­са­ю­щие гастро­ли, – ска­зал Легран. – Пуб­ли­ка в Рос­сии ока­за­ла нам неслы­хан­ный при­ем».

Шербурские зонтики

Миро­вая извест­но­сть при­шла к ком­по­зи­то­ру в 1964 году, когда на экра­ны Фран­ции, а затем все­го мира вышел фильм «Шер­бур­ские зон­ти­ки». Имен­но музы­ка Легра­на при­несла кар­ти­не мно­же­ство наград и веч­ную любо­вь пуб­ли­ки всех воз­рас­тов. «Зри­те­ли опро­верг­ли опа­се­ния про­дю­се­ров, кото­рые уве­ря­ли, что ник­то не ста­нет слу­шать арти­стов, пою­щих о повсе­днев­ных о вещах», – вспо­ми­на­ет ком­по­зи­тор. Кар­ти­на, пол­но­прав­ным соав­то­ром кото­рой явля­ет­ся Легран, была удо­сто­е­на «Золо­той паль­мо­вой вет­ви» на Канн­ском фести­ва­ле в 1964 году.

В тот же пери­од он выпу­стил несколь­ко аль­бо­мов с веду­щи­ми джа­зо­вы­ми музы­кан­та­ми. В этом направ­ле­нии маэст­ро про­дол­жа­ет рабо­тать и сего­дня. В насто­я­щее вре­мя Мишель Легран – един­ствен­ный ком­по­зи­тор, полу­чив­ший три «Оска­ра» и пять пре­мий Grammy в номи­на­ции «Луч­шая музы­ка». Он рабо­тал с Фрэн­ком Синатрой, Шар­лем Азна­ву­ром, Бар­брой Стрей­занд, Лай­зой Минел­ли.

200 фильмов

«Музы­ка – это воз­дух, кото­рым я дышу», – гово­рит Легран. Он не огра­ни­чи­ва­ет себя одним жан­ром: пишет джа­зо­вые ком­по­зи­ции, сим­фо­нии, эст­рад­ную музы­ку, опе­ры и мюзик­лы. Одна­ко важ­ней­шим из искус­ств для него оста­ет­ся кино. К насто­я­ще­му вре­ме­ни он напи­сал пес­ни и музы­ку более чем к 200 филь­мам фран­цуз­ских, англий­ских, ита­льян­ских и аме­ри­кан­ских режис­се­ров. А в 2003 году Легран сочи­нил музы­ку для рос­сий­ской мело­дра­мы «Янтар­ные кры­лья» (режис­сер Андрей Разен­ков).

Легран неод­но­крат­но воз­глав­лял жюри пре­стиж­ных музы­каль­ных фести­ва­лей и кон­кур­сов, в част­но­сти, меж­ду­на­род­но­го кон­кур­са моло­дых испол­ни­те­лей «Сла­вян­ский базар» (1994). Маэст­ро изве­стен и как дири­жер – в этом каче­стве он рабо­та­ет в раз­ных стра­нах. В послед­ние годы Легран пишет и сам ста­вит музы­каль­ные спек­такли на дра­ма­ти­че­ской сце­не, кото­рые идут не толь­ко во Фран­ции.

В 1985 году Легран был почет­ным гостем XII Все­мир­но­го фести­ва­ля моло­де­жи и сту­ден­тов в Москве. В 2007 году на Фести­ва­ле рос­сий­ско­го искус­ства в Кан­не ему вру­чи­ли почет­ный знак «За выда­ю­щий­ся вклад в укреп­ле­ние куль­тур­ных свя­зей меж­ду Рос­си­ей и Фран­ци­ей». Ком­по­зи­тор мно­го раз высту­пал перед рос­сий­ской пуб­ли­кой и отно­сит­ся к ней с осо­бой теп­ло­той. А в 2012 году в Москве музы­кан­ту вру­чи­ли зна­ме­ни­тый приз Benois de la danse, име­ю­щий в мире ста­тус балет­но­го «Оска­ра». Он был удо­сто­ен этой награ­ды за пар­ти­ту­ру к бале­ту «Лилиом», постав­лен­но­му Джо­ном Ной­май­е­ром в Гам­бур­ге.

Муза Легра­на – извест­ная фран­цуз­ская кино­ак­три­са и писа­тель­ни­ца рус­ско­го про­ис­хож­де­ния Маша Мериль, урож­ден­ная княж­на Гага­ри­на. Они вен­ча­лись несколь­ко лет назад в рус­ской церк­ви в Пари­же. Любо­вь к рус­ской куль­ту­ре тепе­рь еще и семей­ная тра­ди­ция. Под патро­на­том Легра­на-Мериль в Пари­же еже­год­но про­хо­дит фести­валь рос­сий­ско­го кино.

Роди­на маэст­ро – Фран­ция, дом – весь мир. «Я очень тро­нут при­гла­ше­ни­ем при­е­хать на новый фести­валь моло­де­жи и сту­ден­тов в Моск­ву, – ска­зал ком­по­зи­тор. – Жду этой встре­чи с нетер­пе­ни­ем».