Медосмотры в школах углубят из-за несчастных случаев на уроках

Урок физкультуры в первом классе Естественнонаучного лицея № 11, Ростов-на-Дону © Валерий Матыцин/ТАСС
Урок физкультуры в первом классе Естественнонаучного лицея № 11, Ростов-на-Дону © Валерий Матыцин/ТАСС

Как отмечают эксперты, в регионах требуется решить проблему нехватки врачей и внедрять новые технологии

МОСКВА, 3 нояб­ря. /ТАСС/

При­вле­че­ние допол­ни­тель­ных кад­ров к про­ве­де­нию мед­осмот­ров в шко­лах и совер­шен­ство­ва­ние мето­дов пере­да­чи дан­ных о здо­ро­вье детей меж­ду вра­ча­ми, учи­те­ля­ми и роди­те­ля­ми поз­во­лит свое­вре­мен­но выяв­лять пато­ло­гии и избе­гать несчаст­ных слу­ча­ев на уро­ках физ­куль­ту­ры, счи­та­ют опро­шен­ные ТАСС сотруд­ни­ки школ и поли­кли­ник в реги­о­нах.

Ранее гла­ва Мино­бр­на­у­ки Оль­га Васи­лье­ва сооб­щи­ла, что более 200 детей погиб­ли в про­шлом году, зани­ма­ясь физ­куль­ту­рой в шко­ле. Мин­здрав РФ заявил, что необ­хо­ди­мо решать про­бле­му путем углуб­ле­ния про­фи­лак­ти­че­ских меди­цин­ских осмот­ров в шко­лах. Экс­пер­ты в реги­о­нах рас­ска­за­ли ТАСС, как орга­ни­зо­вать про­ве­де­ние мед­осмот­ра в шко­лах, как заин­те­ре­со­вать такой рабо­той вра­чей и чем могут помочь роди­те­ли школь­ни­ков.

Дефицит педиатров

Как отме­ча­ют экс­пер­ты, основ­ной труд­но­стью при орга­ни­за­ции школь­ных меди­цин­ских осмот­ров сего­дня ста­но­вит­ся нехват­ка вра­чей, кото­рая осо­бен­но остро ощу­ща­ет­ся в отда­лен­ных рай­о­нах стра­ны — на Даль­нем Восто­ке и в арк­ти­че­ских реги­о­нах.

«У нас сей­час поли­кли­ни­ка уком­плек­то­ва­на участ­ко­вы­ми лишь напо­ло­ви­ну, каж­дый врач ведет по два участ­ка. И хотя при­гла­шать на осмот­ры, инфор­ми­ро­вать — это дей­стви­тель­но наша обя­зан­но­сть, дру­гие участ­ни­ки про­цес­са тоже долж­ны участ­во­вать в этом, инте­ре­со­вать­ся, пом­нить о сво­ей обя­зан­но­сти сле­дить за здо­ро­вьем ребен­ка», — гово­рит глав­врач дет­ской поли­кли­ни­ки № 5 горо­да Вла­ди­во­сто­ка Алек­сандра Горш­ко­ва.

По ее сло­вам, нехват­ка спе­ци­а­ли­стов объ­яс­ня­ет­ся не толь­ко сни­же­ни­ем числа посту­па­ю­щих в меди­цин­ские вузы, но и тем, что сту­ден­ты стре­мят­ся про­дол­жить обу­че­ние в орди­на­ту­ре и не идут рабо­тать на участ­ке. «Мы видим, как сту­ден­ты зале­за­ют в кре­ди­ты с помо­щью роди­те­лей, посту­па­ют плат­но в орди­на­ту­ру, а к нам в ито­ге при­ш­ло в этом году два спе­ци­а­ли­ста, из кото­рых одна у нас про­сто под­ра­ба­ты­ва­ет, пока доучи­ва­ет­ся», — гово­рит Горш­ко­ва.

На нехват­ку мед­ра­бот­ни­ков жалу­ют­ся и в шко­лах. «У нас в шко­ле, в кото­рой боль­ше тыся­чи уча­щих­ся, нет штат­но­го меди­цин­ско­го работ­ни­ка. У нас при­хо­дя­щая мед­сест­ра, кото­рая при­хо­дит раз в неде­лю. Она посто­ян­но рабо­та­ет в дру­гой шко­ле горо­да и по сов­ме­сти­тель­ству при­хо­дит к нам», — ска­за­ла дирек­тор южно-саха­лин­ской гим­на­зии № 2 Мария Чес­но­ко­ва, отме­тив, что осмот­ры про­во­дят­ся тем не менее регу­ляр­но, сила­ми при­хо­дя­щих вра­чей.

Мин­здрав РФ пла­ни­ру­ет решать этот вопрос путем под­го­тов­ки в меди­цин­ских вузах бака­лав­ров по школь­ной меди­ци­не — это новое направ­ле­ние, кото­рое появи­лось в Рос­сии в 2016 году. Вра­чи в реги­о­нах назы­ва­ют и дру­гие спо­со­бы при­вле­че­ния спе­ци­а­ли­стов — напри­мер, под­ня­тие пре­сти­жа про­фес­сии за счет раз­лич­ных мер под­держ­ки. «Когда в 2006 году рабо­тал про­ект «Здо­ро­вье», в кото­ром жест­ко была опре­де­ле­на допла­та участ­ко­вым педи­атрам в 10 тысяч руб­лей, тогда был кон­курс на каж­дое место участ­ко­во­го педи­атра. Тепе­рь этих денег не ста­ло мень­ше, но 10 тысяч руб­лей в 2006 году — это не то же самое, что 10 тысяч руб­лей сего­дня», — отме­ти­ла глав­врач дет­ской поли­кли­ни­ки № 5 Вла­ди­во­сто­ка.

А в Новом Урен­гое нехват­ку кад­ров ком­пен­си­ру­ют реор­га­ни­за­ци­ей меди­цин­ских учре­жде­ний — в рам­ках пилот­но­го про­ек­та в дет­ской поли­кли­ни­ке орга­ни­зо­ва­ли осмот­ры под эги­дой цен­тра здо­ро­вья. В цен­тре детей при­ни­ма­ют нев­ро­лог, хирург, уро­лог, ото­ла­рин­го­лог, офталь­мо­лог, гине­ко­лог, орто­пед, сто­ма­то­лог, пси­хи­атр, педи­атр и лого­пед. В нем мож­но прой­ти меди­цин­ские осмот­ры при поступ­ле­нии в дет­ские сады, шко­лы, офор­мить справ­ки о состо­я­нии здо­ро­вья в оздо­ро­ви­тель­ные лаге­ря, для допус­ка к сда­че норм ГТО.

Технологии и время

Из нехват­ки кад­ров выте­ка­ет дру­гая про­бле­ма — недо­ста­ток вре­ме­ни на осмотр школь­ни­ков. Депу­тат Зако­но­да­тель­но­го собра­ния Санкт-Петер­бур­га, член коми­те­та по зако­но­да­тель­ству, заме­сти­тель пред­се­да­те­ля посто­ян­ной комис­сии по соци­аль­ной поли­ти­ке и здра­во­охра­не­нию Санкт-Петер­бур­га Алек­сан­др Его­ров сооб­щил ТАСС, что сего­дня у петер­бург­ских вра­чей на каж­до­го школь­ни­ка есть от 12 до 20 минут.

«Если у вра­ча есть вре­мя на более деталь­ный осмотр, то, даже не обла­дая боль­шим опы­том, он может запо­до­зрить пато­ло­гию. Но часто быва­ет, что эти мед­осмот­ры не про­во­дят деталь­но. Быва­ет так, что и для галоч­ки про­во­дят», — отме­тил Его­ров.

При­вле­че­ние новых спе­ци­а­ли­стов и более эффек­тив­ная орга­ни­за­ция мед­осмот­ров помо­гут решить вопрос, одна­ко необ­хо­ди­мо так­же уде­лять вни­ма­ние осна­ще­нию меди­ков, кото­рые про­во­дят осмот­ры, совре­мен­ным обо­ру­до­ва­ни­ем.

Мин­здрав Алтай­ско­го края наме­рен в сле­ду­ю­щем году при­об­ре­сти мобиль­ный аппа­рат­но-про­грамм­ный ком­плекс для допол­ни­тель­но­го, деталь­но­го обсле­до­ва­ния школь­ни­ков. Он будет про­ве­рять сер­деч­но-сосу­ди­стую, дыха­тель­ную, цен­траль­ную нерв­ную систе­му, зре­ние, слух — прак­ти­че­ски весь орга­низм, и выяв­лять, преж­де все­го, фак­то­ры риска, кото­рые могут при­ве­сти к серьез­ным забо­ле­ва­ни­ям.

В четы­рех шко­лах Улья­нов­ска реа­ли­зу­ет­ся в каче­стве экс­пе­ри­мен­та дру­гая идея — мед­осмот­ры про­во­дят­ся раз­дель­но, частич­но в шко­ле, частич­но — в поли­кли­ни­ках. При­чем осмат­ри­ва­ют не толь­ко уче­ни­ков, но и учи­те­лей. По сло­вам дирек­то­ра улья­нов­ской шко­лы № 76, участ­ву­ю­щей в про­ек­те, Люд­ми­лы Греч­ко, осмот­ры выяви­ли рас­про­стра­нен­ную и серьез­ную про­бле­му — лиш­ний вес.

«Мне при­шлось обра­щать­ся к опе­ра­то­рам орга­ни­за­ции пита­ния, что­бы под­го­то­вить спе­ци­аль­ное меню для таких детей. Сей­час оно раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся и с янва­ря будет вво­дить­ся в школь­ные сто­ло­вые», — под­черк­ну­ла Греч­ко.

Трудности коммуникации

Школь­ные мед­осмот­ры — это не толь­ко боль­шой поток детей, с кото­ры­ми долж­ны рабо­тать вра­чи, но и огром­ные объ­е­мы дан­ных, кото­рые долж­ны хра­нить­ся и пере­да­вать­ся поли­кли­ни­кам, шко­лам и роди­те­лям. На эту про­бле­му ука­зы­ва­ет упол­но­мо­чен­ный по пра­вам ребен­ка Сара­тов­ской обла­сти Татья­на Заго­род­няя, отме­чая, что реше­ни­ем может стать толь­ко инфор­ма­ти­за­ция и пере­нос дан­ных на элек­трон­ные носи­те­ли.

«Без­услов­но, у нас в мед­учре­жде­ни­ях все еще сохра­ня­ет­ся ста­рая систе­ма кар­то­чек — они теря­ют­ся, пор­тят­ся. Но в поли­кли­ни­ках уже нача­ли менять рент­ге­нов­ские аппа­ра­ты — если рань­ше была воз­мож­но­сть сде­лать толь­ко ана­ло­го­вые сним­ки, то тепе­рь они дела­ют­ся в циф­ро­вом вари­ан­те и сохра­ня­ют­ся в ком­пью­те­ре. То же самое с аппа­ра­та­ми УЗИ. Это поз­во­ля­ет не про­сто сле­дить за состо­я­ни­ем детей, а видеть дина­ми­ку», — пояс­ни­ла она агент­ству.

Внед­ре­ние тех­но­ло­гий и быст­рая пере­да­ча дан­ных меж­ду учре­жде­ни­я­ми, что­бы учи­те­ля были в кур­се болез­ней детей, выяв­лен­ных вра­ча­ми, поз­во­лят сни­зить чис­ло несчаст­ных слу­ча­ев в шко­лах, уве­рен петер­бург­ский депу­тат Алек­сан­др Его­ров. «Класс­ный руко­во­ди­тель дол­жен об этом знать, что­бы не полу­чи­лось так — ребе­нок не дол­жен чем-либо зани­мать­ся, а он, напри­мер, по сво­ей воле, решил себя испы­тать и, допу­стим, пошел на лыж­ную гон­ку, когда ему это запре­ще­но», — под­черк­нул он.

Одна­ко есть и дру­гая сто­ро­на про­бле­мы — роди­те­ли, кото­рые не все­гда ответ­ствен­но под­хо­дят к инфор­ми­ро­ва­нию школ об осо­бен­но­стях сво­е­го ребен­ка. «Мы порой не зна­ем, какие забо­ле­ва­ния, в том числе хро­ни­че­ские, серьез­ные есть у детей. В част­но­сти, идет при­ем в пер­вый класс, роди­те­ли могут при­но­сить меди­цин­скую кар­ту, могут не при­но­сить. Это пер­со­наль­ные дан­ные, кото­рые засек­ре­че­ны для шко­лы, и поче­му такую демо­кра­тию раз­ве­ли — непо­нят­но», — гово­рит дирек­тор южно-саха­лин­ской гим­на­зии № 2, отме­чая, что меди­цин­ская кар­та долж­на появить­ся в обя­за­тель­ном спис­ке доку­мен­тов, необ­хо­ди­мых для при­е­ма в шко­лу.

Скорая помощь детям

О бес­печ­но­сти роди­те­лей гово­рят экс­пер­ты и в кав­каз­ских реги­о­нах. По сло­вам пред­се­да­те­ля меж­ре­ги­о­наль­но­го обще­ствен­но­го дви­же­ния «Роди­тель­ский коми­тет Севе­ро-Кав­каз­ско­го феде­раль­но­го окру­га» Киры Мои­се­е­вой, мно­гие семьи счи­та­ют, что про­фи­лак­ти­че­ский осмотр детей реша­ет все про­бле­мы и воз­ла­га­ют на них всю забо­ту о здо­ро­вье ребен­ка.

«Роди­те­ли сей­час нераз­бор­чи­вы в сво­ем выбо­ре. Все, что бес­плат­но, — все хоро­шо. Для детей подоб­ная ини­ци­а­ти­ва тоже в радо­сть — они про­пус­ка­ют шко­лу. В первую оче­редь, забо­тить­ся о здо­ро­вье детей долж­ны роди­те­ли, школь­ные мед­осмот­ры есть, сто­ма­то­ло­ги про­ве­ря­ют зубы и так далее, но все, что более важ­но, — это уже лече­ние, это забо­та роди­те­лей», — отме­ти­ла Мои­се­е­ва.

«Навер­ное, дети гиб­нут во вре­мя уро­ков физ­куль­ту­ры не пото­му, что они боле­ют. При­чи­ной смер­ти во вре­мя физ­куль­ту­ры могут стать — край­не ред­ко — сахар­ный диа­бет у ребен­ка, но если во вре­мя физи­че­ских нагру­зок ока­жет­ся, что у него очень низ­кий сахар, ему про­сто вовре­мя не помо­гли — вот это может стать при­чи­ной», — отме­тил он.

В иде­а­ле, счи­та­ет дирек­тор шко­лы № 17 Чер­кес­ска Маго­мед Бай­ра­му­ков, в каж­дой шко­ле дол­жен рабо­тать ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный педи­атр — это реша­ло бы про­бле­мы и про­фи­лак­ти­ки, и пер­вой помо­щи при ЧП.

«У нас в шко­ле обу­ча­ют­ся 1,7 тыс. детей, рабо­та­ют фельд­шер и мед­сест­ра — пред­ста­ви­те­ли город­ско­го отде­ла здра­во­охра­не­ния. Есть меди­цин­ский каби­нет, осна­щен­ный эле­мен­тар­ны­ми при­бо­ра­ми. Мы не жалу­ем­ся, но нет пре­де­ла совер­шен­ству», — пояс­нил Бай­ра­му­ков.