Каковы перспективы сотрудничества вузов России и Казахстана

Участники форума ректоров вузов двух стран обсудили, как улучшить подготовку молодых специалистов и какие профессии пользуются наибольшим спросом

ЧЕЛЯБИНСК, 8 нояб­ря. /ТАСС/

Основ­ная тема XIV фору­ма Меж­ре­ги­о­наль­но­го сотруд­ни­че­ства Рос­сии и Казах­ста­на, кото­рый 8 и 9 нояб­ря про­хо­дит в Челя­бин­ске, – раз­ви­тие чело­ве­че­ско­го капи­та­ла, фор­ми­ро­ва­ние и раз­ви­тие кото­ро­го напря­мую зави­сит от рабо­ты вузов.

Вопро­сам того, как улуч­шить под­го­тов­ку моло­дых спе­ци­а­ли­стов, какие про­фес­сии поль­зу­ют­ся наи­боль­шим спро­сом, как и насколь­ко успеш­но созда­ют­ся про­грам­мы дистан­ци­он­но­го обу­че­ния и онлайн-кур­сов было посвя­ще­но пле­нар­ное засе­да­ние фору­ма рек­то­ров вузов двух стран, в рам­ках кото­ро­го наи­бо­лее круп­ные выс­шие учеб­ные заве­де­ния Рос­сии и Казах­ста­на под­пи­са­ли 40 дву­сто­рон­них согла­ше­ний и при­шли к ряду важ­ных для раз­ви­тия чело­ве­че­ско­го капи­та­ла обе­их стран реше­ний.

Сорок двусторонних соглашений

Форум рек­то­ров вузов Рос­сии и Казах­ста­на состо­ял­ся в Челя­бин­ске впер­вые в рам­ках фору­ма меж­ре­ги­о­наль­но­го сотруд­ни­че­ства двух стран.

«Впер­вые за всю исто­рию про­ве­де­ния фору­ма меж­ре­ги­о­наль­но­го сотруд­ни­че­ства выбра­но повест­кой дня раз­ви­тие чело­ве­че­ско­го капи­та­ла, так­же впер­вые в рам­ках встре­чи двух пре­зи­ден­тов про­во­дит­ся встре­ча рек­то­ров вузов», – ска­зал на цере­мо­нии откры­тия фору­ма рек­тор Евразий­ско­го наци­о­наль­но­го уни­вер­си­те­та им. Л. Н. Гуми­ле­ва в Казах­ста­не Ерлан Сады­ков.

По ито­гам рабо­ты на пло­щад­ках фору­ма меж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми веду­щих вузов двух стран было заклю­че­но 40 согла­ше­ний. В числе выс­ших учеб­ных заве­де­ний, кото­рый дого­во­ри­лись о сотруд­ни­че­стве МГУ им. М. В. Ломо­но­со­ва и Евразий­ский наци­о­наль­ный уни­вер­си­тет им. Л. В. Гуми­ле­ва, Евразий­ский наци­о­наль­ный уни­вер­си­тет и Южно-Ураль­ский феде­раль­ный уни­вер­си­тет, Актю­бин­ский уни­вер­си­тет им. С. Баи­ше­ва и Ураль­ский феде­раль­ный уни­вер­си­тет им. Б. Н. Ель­ци­на, Кара­ган­дин­ский и Тюмен­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­те­ты.

Кро­ме того, как пояс­ни­ли ТАСС в пресс-служ­бе губер­на­то­ра Челя­бин­ской обла­сти, по ито­гам фору­ма рек­то­ров была при­ня­та сов­мест­ная резо­лю­ция о сотруд­ни­че­стве в сфе­ре нау­ки и обра­зо­ва­ния, под­го­тов­ки и обу­че­ния сту­ден­тов, сов­мест­но­го исполь­зо­ва­ния лабо­ра­тор­но-тех­ни­че­ской базы уни­вер­си­те­тов, реа­ли­за­ции сов­мест­ных про­ек­тов. По сло­вам рек­то­ра МГУ Вик­то­ра Садов­ни­че­го, ито­го­вая резо­лю­ция пред­став­ля­ет собой «доку­мент, фик­си­ру­ю­щий нашу (вузов Рос­сии и Казах­ста­на, – прим. ТАСС) друж­бу».

Сотрудничество России и Казахстана

Как отме­тил в рам­ках пле­нар­но­го засе­да­ния фору­ма рек­то­ров пол­но­моч­ный пред­ста­ви­тель пре­зи­ден­та РФ в УФО Игорь Хол­ман­ских, Рос­сию и Казах­стан на про­тя­же­нии веков свя­зы­ва­ют тес­ные куль­тур­ные, соци­аль­ные и эко­но­ми­че­ские свя­зи.

«Наро­ды, кото­рые издрев­ле насе­ля­ли тер­ри­то­рии совре­мен­ных Рос­сии и Казах­ста­на свя­зы­ва­ют тес­ные куль­тур­но- исто­ри­че­ские свя­зи. Осво­е­ние цели­ны, стро­и­тель­ство круп­ней­ше­го в мире кос­мо­дро­ма, и, конеч­но же, наша общая побе­да над фашиз­мом – исто­ри­че­ские при­ме­ры, отра­жа­ю­щие проч­ные дру­же­ствен­ные свя­зи меж­ду наши­ми госу­дар­ства­ми. И сего­дня эко­но­ми­ки наших стран тес­но свя­за­ны друг с дру­гом, мы вме­сте выстра­и­ва­ем общую транс­порт­ную инфра­струк­ту­ру, укреп­ля­ем тех­но­ло­ги­че­скую коопе­ра­цию. В этой свя­зи рас­ши­ре­ние сотруд­ни­че­ства меж­ду Рос­си­ей и Казах­ста­ном в сфе­ре обра­зо­ва­ния и нау­ки игра­ет пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние», – ска­зал он.

По сло­вам пол­пре­да УФО, сего­дня свя­зи вузов Рос­сии с инсти­ту­та­ми и уни­вер­си­те­та­ми Казах­ста­на ста­но­вят­ся все более проч­ны­ми.

«В каче­стве ком­по­нен­тов это­го сотруд­ни­че­ства высту­па­ет раз­ра­бот­ка и обмен учеб­но-мето­ди­че­ской лите­ра­ту­рой, под­го­тов­ка сов­мест­ных пуб­ли­ка­ций и изда­ний, ака­де­ми­че­ский обмен пре­по­да­ва­те­ля­ми, сту­ден­та­ми, маги­стран­та­ми, реа­ли­за­ция сов­мест­ных про­ек­тов», – пере­чис­лил Хол­ман­ских.

При этом он отме­тил, что опи­рать­ся пред­ста­ви­те­лям двух стран необ­хо­ди­мо не толь­ко на общее исто­ри­че­ское насле­дие, но и «пред­ла­гать новые фор­ма­ты вза­и­мо­вы­год­но­го сотруд­ни­че­ства».

Ставка на IT-специалистов и онлайн-курсы

Мини­стр обра­зо­ва­ния и нау­ки РФ Оль­га Васи­лье­ва в ходе сво­е­го выступ­ле­ния отме­ти­ла, что чело­ве­че­ский капи­тал преж­де все­го пред­став­ля­ет собой «сово­куп­но­сть зна­ний, уме­ний и наук».

«Ядром его был, есть и будет чело­век обра­зо­ван­ный, про­фес­си­о­наль­ный, ини­ци­а­тив­ный», – ска­за­ла она, пояс­нив, что важ­ней­шую роль в фор­ми­ро­ва­нии чело­ве­че­ско­го капи­та­ла игра­ют имен­но выс­шие учеб­ные заве­де­ния.

Она рас­ска­за­ла о том, что 20% всех бюд­жет­ных мест в вузах Рос­сии еже­год­но выде­ля­ют­ся на под­го­тов­ку спе­ци­а­ли­стов в обла­сти меди­ци­ны и педа­го­ги­ки – на сего­дняш­ний день это поряд­ка 70 тыс. мест. При этом на дан­ный момент, по сло­вам мини­стра, ведом­ством уже на 5,5% уве­ли­че­ны кон­троль­ные циф­ры при­е­ма на направ­ле­ния под­го­тов­ки, свя­зан­ные с IT-тех­но­ло­ги­я­ми.

Кро­ме того, Мино­бр­на­у­ки пла­ни­ру­ет создать еди­ный пор­тал, кото­рый к 2020 году объ­еди­нит в себе 3,5 тыс. онлайн-кур­сов высо­ко­го каче­ства. «Пла­ни­ру­ет­ся создать еди­ный пор­тал, где будут высо­ко­го каче­ства онлайн-кур­сы, пор­тал будет рабо­тать в фор­ме еди­но­го окна. И мы хотим к 2020 году дове­сти коли­че­ство каче­ствен­ных кур­сов до 3,5 тыс», – ска­за­ла она.

Пример Челябинской области

В Челя­бин­ской обла­сти, в 30 вузах кото­рой сего­дня обу­ча­ет­ся почти 110 тыс. сту­ден­тов, уже созда­ют­ся дистан­ци­он­ные про­грам­мы обу­че­ния. «В послед­ние годы замет­но углуб­ля­лось дистан­ци­он­ное обу­че­ние. Что­бы сде­лать его мак­си­маль­но эффек­тив­ным пред­став­ле­на еди­ная систе­ма обра­зо­ва­тель­ных сер­ви­сов, кото­рая поз­во­лит исполь­зо­вать в уда­лен­ном досту­пе ресур­сы для созда­ния еди­но­го циф­ро­во­го обра­зо­ва­тель­но­го про­стран­ства», – ска­зал губер­на­тор Челя­бин­ской обла­сти Борис Дуб­ров­ский.

По его сло­вам, боль­шой вклад в раз­ви­тие и укреп­ле­ние меж­ре­ги­о­наль­ных свя­зей двух стран и сотруд­ни­че­ства вно­сит Южно-Ураль­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, в сте­нах кото­ро­го и был про­ве­ден форум рек­то­ров. «В сфе­ре куль­ту­ры, здра­во­охра­не­ния – наши обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы вос­тре­бо­ва­ны по ту сто­ро­ну гра­ни­цы», – ска­зал гла­ва реги­о­на, отме­тив, что в Челя­бин­ской обла­сти науч­ны­ми иссле­до­ва­ни­я­ми и раз­ра­бот­ка­ми зани­ма­ет­ся 65 орга­ни­за­ций, в кото­рых рабо­та­ют свы­ше 15 тыс. чело­век.

Интернационализация образования и филиалы

Мини­стр обра­зо­ва­ния и нау­ки Рес­пуб­ли­ки Казах­стан Ерлан Сага­ди­ев отме­тил, что в стра­не боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся интер­на­ци­о­на­ли­за­ции выс­ше­го обра­зо­ва­ния.

«За 6 лет коли­че­ство обу­ча­ю­щих­ся за рубе­жом выро­сло до 6 млн чело­век», – ска­зал он.

По его сло­вам, вла­сти Казах­ста­на видят необ­хо­ди­мо­сть в созда­нии всех усло­вий для того, что­бы выпуск­ни­ки казах­стан­ских вузов и фили­а­лов вузов рос­сий­ских сво­бод­но вла­де­ли тре­мя язы­ка­ми – рус­ским, казах­ским и англий­ским.

Гово­ря о сотруд­ни­че­стве вузов Рос­сии и Казах­ста­на, рек­тор МГУ высо­ко оце­нил транс­гра­нич­ное сотруд­ни­че­ство и отме­тил, что его необ­хо­ди­мо рас­ши­рять. Он так­же выска­зал­ся за то, что «надо шире про­ра­бо­тать вопрос рабо­ты фили­а­ла МГУ в Казах­ста­не» и сооб­щил, что этот фили­ал выпу­стил уже 1,6 тыс. моло­дых спе­ци­а­ли­стов.

Немно­го ранее, отве­чая на вопро­сы жур­на­ли­стов, Садов­ни­чий отме­тил, что «казах­стан­ские вузы боль­ше ори­ен­ти­ро­ва­ны на слу­же­ние обще­ству», доба­вив, что под слу­же­ни­ем обще­ству под­ра­зу­ме­ва­ет­ся «под­го­тов­ка кад­ров, забо­та о куль­ту­ре, забо­та о буду­щем стра­ны».

Рек­тор МГУ так­же пред­ло­жил создать совет по коор­ди­на­ции луч­ших прак­тик вузов из пред­ста­ви­те­лей учеб­ных заве­де­ний Рос­сии и Казах­ста­на.

«Мно­гие (участ­ни­ки фору­ма – прим. ТАСС) высту­па­ли и гово­ри­ли о луч­ших прак­ти­ках сво­их уни­вер­си­те­тов. Но может быть, нам сто­ит в рам­ках наше­го сотруд­ни­че­ства создать такую комис­сию, кото­рая зани­ма­лась бы коор­ди­на­ци­ей луч­ших прак­тик. Это сей­час лег­ко сде­лать», – ска­зал он, пояс­нив, что обмен прак­ти­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми может осу­ществ­лять­ся в элек­трон­ном виде.