Кому в России работать хорошо: как госрегулирование повлияло на потребительский рынок

© ТАСС/ Артем Геодакян
© ТАСС/ Артем Геодакян

Центр социального проектирования «Платформа» в своем докладе подвел промежуточные результаты введения новых правил взаимоотношений торговых сетей и поставщиков

Изме­не­ния в зако­не о госре­гу­ли­ро­ва­нии тор­го­вой дея­тель­но­сти, всту­пив­шие в силу 1 янва­ря 2017 года, не выве­ли рынок из рав­но­ве­сия. Воз­ник­но­ве­ния дефи­ци­та про­дук­тов в мага­зи­нах и повы­ше­ния цен на них уда­лось избе­жать, а участ­ни­ки рын­ка в целом адап­ти­ро­ва­лись к новым пра­ви­лам. Одна­ко экс­пер­ты под­чер­ки­ва­ют, что уси­ле­ние адми­ни­стра­тив­но­го дав­ле­ния может акти­ви­ро­вать все нако­пив­ши­е­ся рис­ки и при­ве­сти к серьез­ным послед­стви­ям. Такие выво­ды при­во­дят­ся в докла­де «Закон о тор­гов­ле и госре­гу­ли­ро­ва­нии про­до­воль­ствен­но­го ретей­ла. Про­ме­жу­точ­ные ито­ги и раз­вил­ки» цен­тра соци­аль­но­го про­ек­ти­ро­ва­ния «Плат­фор­ма», под­го­тов­лен­но­го при под­держ­ке Сою­за потре­би­те­лей Рос­сии на осно­ве экс­перт­но­го интер­вью с 30 пред­ста­ви­те­ля­ми ком­па­ний-постав­щи­ков, про­дук­то­во­го ретей­ла и обще­ствен­ных орга­ни­за­ций.

С нача­ла теку­ще­го года про­изо­шло сни­же­ние мак­си­маль­но­го сово­куп­но­го воз­на­граж­де­ния тор­го­вым сетям от постав­щи­ков за услу­ги (по про­дви­же­нию това­ров, логи­сти­ке, упа­ков­ке това­ров и т. п.) с 10% до 5% от цены това­ра. Кро­ме того, зако­но­да­те­ли сокра­ти­ли обя­за­тель­ные сро­ки опла­ты това­ров постав­щи­ку: с 10 до вось­ми рабо­чих дней с даты фак­ти­че­ско­го полу­че­ния про­дук­ции – для това­ров со сро­ком год­но­сти менее 10 дней; с 30 до 25 – от 10 до 30; с 45 до 40 – свы­ше 30 и для рос­сий­ской алко­голь­ной про­дук­ции.

От изме­не­ний в зако­не о госре­гу­ли­ро­ва­нии тор­го­вой дея­тель­но­сти опре­де­лен­ные пре­иму­ще­ства полу­чи­ли постав­щи­ки, счи­та­ет боль­шин­ство респон­ден­тов (45%), опро­шен­ных ЦСП «Плат­фор­ма». Это свя­за­но с упро­ще­ни­ем доку­мен­то­обо­ро­та и сокра­ще­ни­ем сро­ков опла­ты това­ров.

По мне­нию одно­го из участ­ни­ков опро­са, «сокра­ще­ние обя­за­тель­ных сро­ков опла­ты това­ров опти­ми­зи­ру­ет обо­рот­ный капи­тал постав­щи­ков, сни­жа­ет их зави­си­мо­сть от кре­дит­ных сред­ств и фак­то­рин­га».

Упро­ще­ние доку­мен­то­обо­ро­та экс­пер­ты в основ­ном свя­за­ли с огра­ни­че­ни­я­ми или даже пря­мы­ми запре­та­ми на ока­за­ние допол­ни­тель­ных услуг (напри­мер, пла­ты за пра­во постав­ки това­ров в новые тор­го­вые точ­ки).

С дру­гой сто­ро­ны, экс­пер­ты счи­та­ют, что в резуль­та­те изме­не­ний постав­щи­кам ста­ло слож­нее про­дви­гать това­ры. «Постав­щи­кам ста­ло лег­че рабо­тать с точ­ки зре­ния бюро­кра­ти­че­ских момен­тов. Но при этом был огра­ни­чен их доступ к мар­ке­тин­го­вым и логи­сти­че­ским воз­мож­но­стям тор­го­вых сетей», – гово­рит один из них. Поэто­му одно­знач­но назвать бене­фи­ци­а­ров при­ня­тых попра­вок невоз­мож­но.

В свою оче­редь, 22% опро­шен­ных уве­ре­ны, что в этой ситу­а­ции постра­да­ли ретей­ле­ры. «Сетям огра­ни­чи­ли ретро­бо­ну­сы, бла­го­да­ря чему мно­гие сети от них вооб­ще отка­за­лись, – отме­тил пред­ста­ви­тель роз­нич­ной ком­па­нии. – А мел­кие ретей­ле­ры про­иг­ра­ли от сокра­ще­ния обя­за­тель­ных сро­ков опла­ты това­ров постав­щи­ку, ведь отсроч­ка пла­те­жей [до при­ня­тия зако­на] суще­ствен­но под­дер­жи­ва­ла их финан­со­вые пока­за­те­ли».

Потребитель ничем не рискует

Изме­не­ния в зако­не никак не кос­ну­лись конеч­но­го потре­би­те­ля, уве­ре­ны 62% экс­пер­тов ЦСП «Плат­фор­ма». 14% экс­пер­тов счи­та­ют, что ново­вве­де­ние помо­жет потре­би­те­лям. Такое же коли­че­ство пола­га­ет, что поправ­ка ско­рее поме­ша­ет посе­ти­те­лям роз­нич­ных мага­зи­нов. По их мне­нию, изме­не­ния не при­ве­ли к замет­но­му росту или сни­же­нию сто­и­мо­сти това­ров. Ранее участ­ни­ки рын­ка выска­зы­ва­ли пред­по­ло­же­ние, что после сокра­ще­ния воз­на­граж­де­ния от постав­щи­ков тор­го­вые сети могут повы­сить цены, что­бы ком­пен­си­ро­вать выпа­да­ю­щие дохо­ды.

Закон напря­мую не вли­я­ет на цены, это вза­и­мо­от­но­ше­ния исклю­чи­тель­но меж­ду постав­щи­ка­ми и ретей­ле­ра­ми, счи­та­ет пред­ста­ви­тель ком­па­нии-постав­щи­ка, опро­шен­ный ЦСП «Плат­фор­ма».

«Тезис о том, что тор­го­вые сети будут ком­пен­си­ро­вать свои поте­ри от огра­ни­че­ний за счет роз­нич­ной нацен­ки, изна­чаль­но выгля­дел очень спор­ным, – согла­сен с ним пред­ста­ви­тель круп­но­го ретей­ле­ра. – И по фак­ту мы видим: цены выро­сли не боль­ше чем на раз­мер инфля­ции, кото­рую ретей­ле­ры вви­ду обост­рив­шей­ся кон­ку­рен­ции сдер­жи­ва­ют еще силь­нее, ухо­дя в про­мо [акции] и тре­буя луч­ших усло­вий от постав­щи­ков».

Неко­то­рые экс­пер­ты опа­са­ют­ся, что новые пра­ви­ла игры для ретей­ла кос­вен­но могут нане­сти вред ассор­ти­мен­ту мага­зи­нов. «Ассор­ти­мент уже стра­да­ет. Исчез инстру­мент мар­ке­тин­го­вых услуг, кото­рые рань­ше поз­во­ля­ли про­те­сти­ро­вать про­да­ва­е­мо­сть това­ра. Поэто­му у сетей сни­жа­ет­ся моти­ва­ция к тому, что­бы вво­дить новые това­ры на пол­ку, – если ретей­ле­ры не уве­ре­ны в том, что они будут доста­точ­но при­быль­ны­ми», – заме­тил пред­ста­ви­тель ком­па­нии-ретей­ле­ра.

Рынок не готов к новым изменениям

Экс­пер­ты про­ана­ли­зи­ро­ва­ли зако­но­твор­че­ские ини­ци­а­ти­вы, пуб­лич­но озву­чен­ные в СМИ в 2016‑2017 годах и наце­лен­ные на даль­ней­шее уси­ле­ние госре­гу­ли­ро­ва­ния роз­нич­ной тор­гов­ли (в том числе идеи по госу­дар­ствен­но­му огра­ни­че­нию цен на про­дук­ты пита­ния, умень­ше­нию коли­че­ства тор­го­вых сетей, сокра­ще­нию часов рабо­ты супер­мар­ке­тов).

Боль­шин­ство участ­ни­ков опро­са счи­та­ет, что даль­ней­шие ново­вве­де­ния на рын­ке могут ухуд­шить ситу­а­цию, нару­шив хруп­кий баланс инте­ре­сов хозяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов. Поэто­му сей­час глав­ное – не допу­стить нару­ше­ния ста­биль­но­сти.

«Нуж­но про­жить хотя бы пару инве­сти­ци­он­ных цик­лов в этих пра­ви­лах игры, – пола­га­ет пред­ста­ви­тель круп­ной ком­па­нии-ретей­ле­ра. – Про­из­во­ди­те­ли инве­сти­ру­ют в про­из­вод­ство, ори­ен­ти­ру­ясь на пока­за­те­ли буду­щей доход­но­сти. Инве­сти­ци­он­ный цикл длин­ный – у кого-то он может зани­мать два года, у кого-то – пять [лет]. А у ретей­ла новые инве­сти­ци­он­ные реше­ния (диджи­та­ли­за­ция, big data и тому подоб­ные) еще очень сырые. Что­бы они при­нес­ли реаль­ную поль­зу поку­па­те­лю, нуж­но мно­го инве­сти­ро­вать в их НИОКР [​науч­но-иссле­до­ва­тель­ские и опыт­но-кон­струк­тор­ские рабо­ты] – там тоже длин­ные цик­лы вен­чур­ных про­ек­тов. Ком­па­нии пой­дут на это, когда они будут пони­мать, что пра­ви­ла игры хоть какое-то вре­мя неиз­мен­ны».

Как отме­тил пред­се­да­тель пре­зи­ди­у­ма Ассо­ци­а­ции ком­па­ний роз­нич­ной тор­гов­ли (АКОРТ) Илья Лома­кин-Румян­цев, изме­не­ния в зако­не о госре­гу­ли­ро­ва­нии тор­го­вой дея­тель­но­сти носи­ли рево­лю­ци­он­ный харак­тер и серьез­но повли­я­ли на всех участ­ни­ков рын­ка, в том числе и в педа­го­ги­че­ском пла­не. «Вме­сте с тем, что­бы дать взве­шен­ную оцен­ку резуль­та­там, потре­бу­ет­ся еще год-пол­то­ра рабо­ты рын­ка. Пока изме­не­ния ска­за­лись толь­ко на верх­нем уров­не отно­ше­ний, их вли­я­ние на инве­сти­ци­он­ные реше­ния не опре­де­ле­но», – уточ­нил Лома­кин-Румян­цев.

В каче­стве допол­ни­тель­ной инфор­ма­ции в докла­де так­же исполь­зо­ва­ны дан­ные все­рос­сий­ско­го опро­са насе­ле­ния, про­ве­ден­но­го «ВЦИ­ОМ-Спут­ник» в апре­ле 2017 года по зака­зу ЦСП «Плат­фор­ма». В выбор­ку попа­ли 1,2 тыс. рос­си­ян в воз­расте от 18 лет. Око­ло 65% опро­шен­ных поку­па­ет боль­шую часть про­дук­тов пита­ния пер­вой необ­хо­ди­мо­сти (хлеб, молоч­ные про­дук­ты, кру­пы, мака­ро­ны, муку и тому подоб­ные) имен­но в сете­вых мага­зи­нах. При этом 88% респон­ден­тов не соглас­ны на сни­же­ние каче­ства това­ров ради уста­нов­ле­ния более низ­ких цен на про­дук­ты пер­вой необ­хо­ди­мо­сти.