11 декабря президент РФ посетил с официальными визитами Сирию, Египет и Турцию.
Первое впечатление от этого блиц-визита, представленного как обычная и чуть ли не рутинная рабочая поездка российского лидера, обманчиво. На самом деле она похожа на пресловутый «тихий ход», выигрывающий всю ближневосточную партию, — особенно на фоне катастрофического для американской стороны заявления Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля и переносе туда посольства США.
Разумеется, решение 45-го «хозяина Белого дома» было обусловлено не столько «признанием исторической реальности», сколько неустойчивостью его собственной внутриполитической позиции — тем самым он стремился снять с себя давление значительной части еврейского лобби, до того находившейся на стороне «глубинного государства» и готовившей импичмент действующему президенту.
Но одновременно и успешно сражаться на два фронта сразу мало кому удаётся — и «Большой Дональд» здесь не исключение. Бросив «кусок мяса» своим политическим противникам, он восстановил против себя практически весь исламский мир, отодвинув на второй план даже тщательно разжигаемый американскими политиками и спецслужбами конфликт между суннитами и шиитами. В этот момент Путин и сделал свой «тихий ход», сразу поменявший соотношение сил в важнейшем регионе мира.
В Сирии он вместе с президентом этой страны Башаром Асадом и министром обороны РФ Сергеем Шойгу посетил российскую военную базу Хмеймим, где были обозначены сразу три существенных момента. Первый — военная фаза урегулирования сирийского конфликта победно завершена, значительная часть нашего контингента возвращается на родину. Второй — начинается переход к политической фазе урегулирования этого конфликта, в которой решающую роль будут играть российско-ирано-турецкие договоренности, а любые попытки возобновить масштабные военные действия на территории Сирии будут жёстко пресекаться — в том числе, ударами не только по исполнителям, но и по инициаторам и спонсорам таких попыток. Третий — Россия в Сирии преследует не собственные интересы, а вырабатывает совместно с официальным Дамаском совместную позицию, которую и представляет иным участникам процесса. Это важно, прежде всего, потому, что против правительства Башара Асада была сформирована чрезвычайно мощная коалиция, в которую входили не только США и их союзники по «большой семерке» и НАТО, но и Саудовская Аравия вместе с другими «нефтяными монархиями» Персидского залива, Израиль, а также Турция. Мало было разбить их «прокси-армии» под видом «исламских террористов» и прочих вооруженных структур на поле боя — нужно было лишить всех или большинство этих игроков интереса продолжать «сирийскую игру». Без участия, в том числе — силового, гарантий и поддержки со стороны России это было бы невозможным. Но теперь все (кроме самих США) «друзья Сирии» отказались от участия в военных действиях против официального Дамаска и согласились на политическое урегулирование конфликта через механизм Конгресса народов Сирии (Конгресса национального диалога) — механизм, в котором ведущую роль будут играть трехсторонние договоренности между Москвой, Тегераном и Анкарой.
В Египте замороженные было после известного теракта двусторонние отношения оказались не просто полностью восстановленными, но и получили мощный импульс для дальнейшего развития: имеется в виду не только восстановление туристических потоков и проект АЭС «Дабаа», но и создание российской «промышленной зоны» в районе Суэцкого канала. Насколько эта зона соотносится с весьма вовремя появившимися «утечками» о российской военной базе в Сиди-Баррани, на средиземноморском побережье Египта, сказать сложно, но то, что Владимир Путин и Абдельфаттах Сиси высказали взаимную заинтересованность в быстрейшем урегулировании ливийского конфликта, говорит о многом.
Наконец, на переговорах с президентом Турции Реджепом Эрдоганом были еще раз подтверждены как реализация двух крупных энергетических проектов: газопровода «Турецкий поток» и АЭС «Аккую», — так и приверженность двух стран достигнутым принципам мирного урегулирования в Сирии. Конечно, турецкая сторона всё время пытается уже достигнутые договоренности пересмотреть в свою пользу — в том числе, в сфере военно-технического сотрудничества (судя по всему, речь идёт о поставках и условиях оплаты российских ЗРК) и приоритетных направлений либерализации двусторонних торгово-экономических связей. Но это — далеко не то же самое, что близкий исламским ультрарадикалам и марионеточный по отношению к США политический режим в соседней 70-миллионной стране.
Конечно, теперь США, оказавшись «вне игры» на Ближнем Востоке, могут резко усилить свою антирусскую активность на Украине, Кавказе и в Центральной Азии, но это будет уже совсем другая «игра» и совсем другая «партия».