Последний в СССР открытый процесс над нацистами реконструировали в Великом Новгороде

© Ольга Савченко/Новгородский музей-заповедник
© Ольга Савченко/Новгородский музей-заповедник

Документальная драма поставлена на основе частично рассекреченных протоколов трибунала, газетных статей и архивных фотографий

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 16 декаб­ря. /Корр. ТАСС Юлия Генерозова/

Засе­да­ние воен­но­го три­бу­на­ла над 19 нацист­ски­ми офи­це­ра­ми, кото­рые совер­ша­ли пре­ступ­ле­ния про­тив мир­но­го насе­ле­ния в Нов­го­ро­де, Псков­ской и Вели­ко­лук­ской обла­стях в 1942–1944 годах, вос­со­зда­ли в Вели­ком Нов­го­ро­де. Пре­мье­ра исто­ри­че­ской рекон­струк­ции состо­я­лась в суб­бо­ту в зале филар­мо­нии в Нов­го­род­ском крем­ле, сооб­щил режис­сер-поста­нов­щик спек­такля, заслу­жен­ный арти­ст Рос­сии Дани­ил Дон­чен­ко.

«После Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны пока­за­тель­ные суды над фаши­ста­ми про­хо­ди­ли более чем в 20 горо­дах СССР, в том числе в Ленин­гра­де, Смо­лен­ске, Брян­ске, Мин­ске. Суд в Нов­го­ро­де в 1947 году стал послед­ним таким собы­ти­ем, а исто­ри­че­ская рекон­струк­ция воен­но­го три­бу­на­ла созда­на впер­вые в Рос­сии», – рас­ска­зал он кор­ре­спон­ден­ту ТАСС перед нача­лом спек­такля.

Доку­мен­таль­ная дра­ма «Да суди­мы буде­те» постав­ле­на на осно­ве частич­но рас­сек­ре­чен­ных про­то­ко­лов три­бу­на­ла, газет­ных ста­тей и архив­ных фото­гра­фий. 70 лет назад суд про­хо­дил 8 – 17 декаб­ря в том же зда­нии филар­мо­нии, что и сей­час, и зал так­же был полон. «Мы доби­ва­лись и вре­мен­ных сов­па­де­ний, и дета­лей того вре­ме­ни», – уточ­нил Дон­чен­ко.

Напри­мер, уда­лось вос­ста­но­вить аске­тич­ную обста­нов­ку судеб­но­го про­цес­са: на сце­не раз­ме­ще­ны накры­тые кума­чом сто­лы, три­бу­ны с круг­лы­ми мик­ро­фо­на­ми, обне­сен­ное дере­вян­ны­ми пери­ла­ми про­стран­ство для под­су­ди­мых. В спек­так­ле заня­то око­ло 50 про­фес­си­о­наль­ных и само­де­я­тель­ных акте­ров, для кото­рых спе­ци­аль­но поши­ли одеж­ду и обувь по образ­цам того вре­ме­ни.

Одна­ко авто­ры вос­поль­зо­ва­лись и совре­мен­ны­ми сред­ства­ми доне­се­ния инфор­ма­ции – аудио и видео­ма­те­ри­а­ла­ми. По сло­вам режис­се­ра, спек­такль очень кон­цен­три­ро­ван­но вос­про­из­во­дит пока­за­ния сви­де­те­лей, выступ­ле­ния про­ку­ро­ров и адво­ка­тов, отве­ты и при­зна­ния гит­ле­ров­цев. Несколь­ко дней про­цес­са уме­сти­лись в два часа очень напря­жен­но­го дей­ства. Кро­ме того, в фойе, как и в 1947 году, выстав­ле­ны пепель­ни­цы, тарел­ки и про­чие пред­ме­ты, изго­тов­лен­ные фаши­ста­ми из золо­то­го покры­тия купо­лов раз­ру­шен­но­го Софий­ско­го собо­ра. Эти вещи, а так­же чер­но-белые сним­ки тех лет, сви­де­тель­ству­ю­щие о зло­де­я­ни­ях захват­чи­ков, предо­ста­вил из сво­их фон­дов Нов­го­род­ский музей-запо­вед­ник.

Свидетели процесса

87-лет­ний Вла­ди­мир Мощен­ков, чьи вос­по­ми­на­ния вош­ли в сце­на­рий дра­мы, при­сут­ство­вал на суде 1947 года.

О при­чи­нах и послед­стви­ях круп­ней­ше­го воен­но­го кон­флик­та, а так­же вос­по­ми­на­ния его участ­ни­ков — в мате­ри­а­ле ТАСС

«В зале цари­ло огром­ное напря­же­ние, у людей еще все было све­жо в памя­ти, ниче­го не зажи­ло. После объ­яв­ле­ния при­го­во­ра – по 25 лет лаге­рей каж­до­му пре­ступ­ни­ку – зал недо­воль­но гудел. Но закон от 1947 года отме­нил рас­стрел как выс­шую меру нака­за­ния», – гово­рит оче­ви­дец.

Под­су­ди­мых, соглас­но исто­ри­че­ским источ­ни­кам, в Нов­го­род доста­ви­ли из раз­ных испра­ви­тель­ных лаге­рей, где они отбы­ва­ли нака­за­ние в каче­стве воен­но­плен­ных. На суде почти все при­зна­ли вину в совер­шен­ных пре­ступ­ле­ни­ях, за исклю­че­ни­ем быв­ше­го коман­ди­ра 38-го артил­ле­рий­ско­го кор­пу­са гене­ра­ла артил­ле­рии Кур­та Гер­цо­га. Гене­рал, как уста­но­ви­ло след­ствие, при­ка­зал демон­ти­ро­вать извест­ный памят­ник «Тыся­че­ле­тию Рос­сии» в нов­го­род­ским Крем­ле, что­бы отпра­вить в каче­стве подар­ка в гер­ман­ский город Инстер­бург, одна­ко вывез­ти части гигант­ско­го коло­ко­ла и фигур не успел. Имен­но по его при­ка­зам в годы окку­па­ции были рас­стре­ля­ны, сожже­ны и заму­че­ны 34 тыс. мир­ных жите­лей, угна­ны в раб­ство более 150 тыс. чело­век.

Отклики зрителей

По сло­вам одно­го из зри­те­лей, вице-губер­на­то­ра Нов­го­род­ской обла­сти Сер­гея Соро­ки­на, под­лин­ная исто­рия вой­ны, рас­ска­зан­ная совре­мен­ным язы­ком, – это эффек­тив­ная воз­мож­но­сть сохра­не­ния памя­ти у пред­ста­ви­те­лей моло­до­го поко­ле­ния. «Осо­бен­но это важ­но на фоне посто­ян­ных попы­ток обес­це­нить вклад нашей стра­ны в побе­ду над фашиз­мом», – заклю­чил он.

Сце­ни­че­ская рекон­струк­ция «Да суди­мы буде­те» в 2017 году полу­чи­ла грант Пре­зи­ден­та Рос­сии как про­ект обще­на­ци­о­наль­но­го зна­че­ния в обла­сти куль­ту­ры и искус­ства. Под­держ­ку поста­нов­ке ока­за­ли Мини­стер­ство куль­ту­ры РФ, пра­ви­тель­ство Нов­го­род­ской обла­сти, Нов­го­род­ский музей- запо­вед­ник при содей­ствии реги­о­наль­но­го УФСБ, про­ку­ра­ту­ры Нов­го­род­ской обла­сти и Рос­сий­ско­го Воен­но-исто­ри­че­ско­го обще­ства.