Какое оружие из России получило индийскую прописку

ТАСС — о военно-техническом сотрудничестве двух стран начиная с 2000-х годов

ТАСС

Самолет-топливозаправщик Ил-78 и истребитель Су-30МКИ

11 апре­ля в индий­ском горо­де Чен­наи откры­лась меж­ду­на­род­ная выстав­ка воору­же­ний Defexpo India 2018. Она про­во­дит­ся с 2000 года с пери­о­дич­но­стью один раз в два года. РФ при­ни­ма­ет уча­стие в этом меро­при­я­тии на регу­ляр­ной осно­ве.

“Тема­ти­ка выстав­ки пред­став­ля­ет для нас осо­бый инте­рес с уче­том того, что Рос­сия зани­ма­ет зна­чи­тель­ную долю на рын­ке Индии в сег­мен­тах воору­же­ния и воен­ной тех­ни­ки для воен­но-мор­ско­го фло­та и сухо­пут­ных вой­ск”, — гово­рит заме­сти­тель гене­раль­но­го дирек­то­ра “Росо­бо­ронэкс­пор­та” Игорь Сева­стья­нов.

Воен­но-тех­ни­че­ское сотруд­ни­че­ство (ВТС) меж­ду СССР и Инди­ей нача­ло актив­но раз­ви­вать­ся в 1960-е годы. Пер­вым круп­ным совет­ско-индий­ским про­ек­том в этой обла­сти стал кон­тракт 1961 года на закуп­ку истре­би­те­лей МиГ-21 (позд­нее Индия при­об­ре­ла лицен­зию на их про­из­вод­ство). В совет­ское вре­мя в Индию так­же постав­ля­лись:

Истребители МиГ-21 ВВС Индии, 2015 год

  • истре­би­те­ли МиГ-23, МиГ-27 и МиГ-29,
  • про­ти­во­ло­доч­ный само­лет Ил-38,
  • воен­но-транс­порт­ный само­лет Ил-76,
  • само­лет-заправ­щик Ил-78,
  • тан­ки Т-54/55 и Т-72,
  • бое­вые маши­ны пехо­ты БМП-2,
  • реак­тив­ные систе­мы зал­по­во­го огня БМ-21 “Град”,
  • дизель-элек­три­че­ские под­вод­ные лод­ки и пр.

В насто­я­щее вре­мя вза­и­мо­дей­ствие Рос­сии и Индии в сфе­ре ВТС раз­ви­ва­ет­ся на осно­ве Про­грам­мы воен­но-тех­ни­че­ско­го сотруд­ни­че­ства в 2011–2020 годы (преды­ду­щая дол­го­сроч­ная про­грам­ма дей­ство­ва­ла в 1998–2010 годах).

По дан­ным Сток­гольм­ско­го меж­ду­на­род­но­го инсти­ту­та иссле­до­ва­ния про­блем мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI), в 2000–2014 годах Индия явля­лась круп­ней­шим импор­те­ром воору­же­ний в мире. Доля совет­ско­го (рос­сий­ско­го) ору­жия состав­ля­ла око­ло 75% всех индий­ских воору­же­ний. В 2015 году, по дан­ным СМИ, Рос­сия поста­ви­ла в Индию ору­жия и воен­ной тех­ни­ки на сум­му не менее $4 млрд. В 2016-м стра­ны под­пи­са­ли обо­рон­ные кон­трак­ты на сум­му око­ло $2 млрд. Общий порт­фель индий­ских зака­зов “Росо­бо­ронэкс­пор­та”, по дан­ным на 2017 год, пре­вы­ша­ет $4 млрд.

Военно-морская техника

Наи­бо­лее круп­ной сдел­кой Рос­сии и Индии в воен­но-тех­ни­че­ской сфе­ре на дан­ный момент явля­ет­ся постав­ка в Индию в 2013 году авиа­нос­ца Vikramaditya — быв­ше­го тяже­ло­го авиа­не­су­ще­го крей­се­ра про­ек­та 1143.4 “Адми­рал Горш­ков”. Он состо­ял на воору­же­нии ВМФ СССР с 1987 года, а с 1992-го нахо­дил­ся в ремон­те (фак­ти­че­ски — в отстое). Кон­тракт на его постав­ку и модер­ни­за­цию сто­и­мо­стью $974 млн был заклю­чен в 2004 году. Сдать авиа­но­сец пла­ни­ро­ва­лось к 2008 году, одна­ко этот срок неод­но­крат­но пере­но­сил­ся, а сум­ма кон­трак­та воз­рос­ла до $2,33 млрд.

Индийский авианосец Vikramaditya, 2013 год

В 2000 году Рос­сия поста­ви­ла Индии дизель-элек­три­че­скую под­вод­ную лод­ку (ДЭПЛ) S65 Sindhushastra, постро­ен­ную санкт-петер­бург­ски­ми “Адми­рал­тей­ски­ми вер­фя­ми”. Кро­ме того, “Цен­тр судо­ре­мон­та “Звез­доч­ка” (Севе­ро­двин­ск) по зака­зу ВМС Индии модер­ни­зи­ро­вал шесть индий­ских суб­ма­рин совет­ско­го и рос­сий­ско­го про­из­вод­ства, про­дан­ных еще в 1980–1990-х годах.

В 2004 году был выпол­нен кон­тракт на стро­и­тель­ство для Индии трех фре­га­тов про­ек­та 11356 на При­бал­тий­ском судо­стро­и­тель­ном заво­де “Янтарь” (Кали­нин­град), сто­и­мо­сть соста­ви­ла око­ло $1 млрд. В 2013-м была завер­ше­на постав­ка еще трех фре­га­тов это­го про­ек­та по кон­трак­ту сто­и­мо­стью $1,6 млрд. В октяб­ре 2016 года сто­ро­ны под­пи­са­ли меж­пра­ви­тель­ствен­ное согла­ше­ние, по кото­ро­му Рос­сия взя­ла на себя обя­за­тель­ства ока­зы­вать Индии тех­ни­че­ское содей­ствие в нала­жи­ва­нии про­из­вод­ства фре­га­тов про­ек­та 11356. Как сооб­щил гла­ва ГК “Ростех” Сер­гей Чеме­зов, два фре­га­та будут постро­е­ны в Рос­сии, осталь­ные будут стро­ить­ся на одной из индий­ских вер­фей при рос­сий­ском уча­стии.

К 2010 году пять про­ти­во­ло­доч­ных само­ле­тов Ил-38 авиа­ции ВМС Индии про­шли модер­ни­за­цию в Рос­сии до уров­ня Ил-38SD по кон­трак­ту 2001 года сто­и­мо­стью $205 млн. На них была уста­нов­ле­на при­цель­но-поис­ко­вая систе­ма “Мор­ской змей”. Все пять модер­ни­зи­ро­ван­ных само­ле­тов под­ле­жат пла­но­во­му капи­таль­но­му ремон­ту в Рос­сии по согла­ше­нию, достиг­ну­то­му в 2012 году.

Противолодочный самолет Ил-38SD

В 2011-м был завер­шен пер­вый кон­тракт на постав­ку ВМС Индии 16 кора­бель­ных истре­би­те­лей МиГ-29К/КУБ (под­пи­сан в янва­ре 2004 года). В 2013 году нача­лось испол­не­ние вто­ро­го кон­трак­та на постав­ку еще 29 само­ле­тов дан­но­го типа (под­пи­сан в мар­те 2010 года).

Палубный истребитель МиГ-29КУБ, изготовленный для ВМС Индии, 2009 год

С 2012 года на воору­же­нии индий­ских ВМС нахо­дит­ся атом­ная под­вод­ная лод­ка Chakra (быв­шая К-152 “Нер­па” про­ек­та 971 “Щука-Б”, в соста­ве ВМФ РФ — с 2009 по 2011 год), кото­рую Индия полу­чи­ла на деся­ть лет по лизин­го­во­му кон­трак­ту от 2004 года сто­и­мо­стью $900 млн.

В кон­це июля 2016 года сто­ро­ны под­пи­са­ли кон­тракт на модер­ни­за­цию деся­ти про­ти­во­ло­доч­ных вер­то­ле­тов Ка-28авиа­ции ВМС Индии. Его сто­и­мо­сть состав­ля­ет око­ло $299 млн, рабо­ты долж­ны быть про­из­ве­де­ны в тече­ние трех с поло­ви­ной лет.

Техника сухопутных войск

Индия явля­ет­ся круп­ней­шим зару­беж­ным поку­па­те­лем рос­сий­ских тан­ков. В 2001 году был под­пи­сан кон­тракт о постав­ке индий­ской армии 124 тан­ков Т-90С и 186 маши­но­ком­плек­тов для их сбор­ки на заво­де в горо­де Ава­ди (шт. Тамил­над), его сто­и­мо­сть пре­вы­си­ла $800 млн.

В 2004-м была достиг­ну­та дого­во­рен­но­сть о лицен­зи­он­ном про­из­вод­стве 1 тыс. еди­ниц Т-90С в Индии (нача­лось в сере­ди­не 2009 года). В нояб­ре 2007 года сто­ро­ны заклю­чи­ли новый кон­тракт на постав­ку 124 гото­вых Т-90С и 223 маши­но­ком­плек­тов сто­и­мо­стью $1,24 млрд. Соби­ра­ю­щи­е­ся и про­из­во­дя­щи­е­ся в Индии тан­ки полу­чи­ли назва­ние Т-90С “Бхиш­ма” (Bhishma, в честь героя индий­ско­го поэ­ти­че­ско­го эпо­са “Махаб­ха­ра­та”).

Экипаж команды из Индии на танке Т-90С во время международного конкурса “Танковый биатлон”, 2017 год

Индий­ские воен­ные любят наш Т-90, понят­но, по каким при­чи­нам. Они лет 30 езди­ли на тан­ках Т-72, а посколь­ку Т-90 уни­фи­ци­ро­ван по мно­гим момен­там — и обу­чать лег­че, и обслу­жи­вать, и содер­жать. Ко все­му про­че­му, в Индии был постро­ен завод под Т-72, соот­вет­ствен­но, на нем потом была орга­ни­зо­ва­на сбор­ка Т-90Сер­гей Суво­ров­кан­ди­дат воен­ных наук

В 2014-м сто­ро­ны под­пи­са­ли кон­тракт на постав­ку гото­вых изде­лий 3ВБМ17 (125-мм тан­ко­вых выстре­лов “Ман­го”) для тан­ков Т-90С. Необ­хо­ди­мо­сть закуп­ки мини­стер­ство обо­ро­ны объ­яс­ни­ло острой нехват­кой тан­ко­вых бое­при­па­сов у индий­ских воору­жен­ных сил. Пер­вая пар­тия сна­ря­дов была направ­ле­на в Индию в 2016 году, вто­рая — в 2017-м.

В насто­я­щее вре­мя индий­ский про­из­во­ди­тель уже испы­ты­ва­ет и постав­ля­ет в армию выстре­лы “Ман­го” под сво­ей мар­кой­Вла­ди­мир Лепин­ге­не­раль­ный дирек­тор кон­цер­на “Тех­маш”

В 2005 году был заклю­чен кон­тракт на постав­ку Индии 38 даль­но­бой­ных реак­тив­ных систем зал­по­во­го огня (РСЗО) 9А52–2 “Смерч” сто­и­мо­стью $450 млн (выпол­нен в 2009 году). Спу­стя два года было достиг­ну­то допол­ни­тель­ное согла­ше­ние о постав­ке еще 18 РСЗО, оце­ни­ва­ет­ся в $200 млн. В 2015 году на меж­ду­на­род­ном фору­ме “Армия” ста­ло извест­но, что Индия заин­те­ре­со­ва­на в закуп­ке облег­чен­ной вер­сии систе­мы “Смерч” под обо­зна­че­ни­ем 9А52–4.

Системы залпового огня (РСЗО) 9А52–2 “Смерч”, 2008 год

Осе­нью 2012-го под­пи­сан кон­тракт на постав­ку 10 тыс. тан­ко­вых управ­ля­е­мых ракет “Инвар” для Т-90С, а так­же согла­ше­ние о закуп­ке 10 тыс. рос­сий­ских про­ти­во­тан­ко­вых управ­ля­е­мых ракет “Кон­курс-М”, пред­на­зна­чен­ных для мото­стрел­ко­вых вой­ск.

15 октяб­ря 2016 года РФ и Индия под­пи­са­ли меж­пра­ви­тель­ствен­ное согла­ше­ние о постав­ках рос­сий­ских зенит­ных ракет­ных систем боль­шой даль­но­сти С-400 “Три­умф”. В янва­ре это­го года гла­ва “Росте­ха” Сер­гей Чеме­зов заявил, что пере­го­во­ры меж­ду дву­мя стра­на­ми о постав­ке С-400 нахо­дят­ся “на про­дви­ну­той ста­дии”. “В насто­я­щее вре­мя обсуж­да­ют­ся тех­ни­че­ские дета­ли кон­трак­та. Важ­но не торо­пить собы­тия и дать обе­им сто­ро­нам боль­ше вре­ме­ни для пере­го­во­ров”, — ска­зал он.

Авиация

В нояб­ре 1996 года был под­пи­сан кон­тракт на постав­ку Индии 32 само­ле­тов Су-30М­КИ и вось­ми Су-30К. В 1998-м было закуп­ле­но еще деся­ть Су-30К, позд­нее эта модель была заме­не­на на моди­фи­ци­ро­ван­ный и адап­ти­ро­ван­ный для Индии вари­ант Су-30М­КИ.

Истребитель Су-30МКИ

В 2000 году РФ и Индия заклю­чи­ли кон­тракт о про­да­же лицен­зии на про­из­вод­ство 140 Су-30М­КИ на индий­ском пред­при­я­тии HAL (Hindustan Aeronautics Limited) сто­и­мо­стью $3,5 млрд. Впо­след­ствии сто­ро­ны под­пи­са­ли несколь­ко сде­лок на постав­ку ком­плек­ту­ю­щих для сбор­ки истре­би­те­лей в Индии (в общей слож­но­сти — 222 ком­плек­та). К нача­лу 2017 года HAL про­из­ве­ло 183 истре­би­те­ля, затем в мар­те того же года сто­ро­ны под­пи­са­ли дого­вор о сер­вис­ной под­держ­ке само­ле­тов Су-30М­КИ ВВС Индии сро­ком на пять лет с пра­вом про­лон­га­ции.

Пра­во на осу­ществ­ле­ние сер­ви­са за рубе­жом — важ­ный шаг на этом направ­ле­нии. Мы счи­та­ем, что это поз­во­лит ОАК зна­чи­тель­но повы­сить эффек­тив­но­сть после­про­даж­но­го обслу­жи­ва­ния нашей про­дук­ции за рубе­жом. Мы так­же рас­счи­ты­ва­ем на рост выруч­ки от это­го направ­ле­ни­я­Ю­рий Слю­сарь­пре­зи­дент Объ­еди­нен­ной авиа­стро­и­тель­ной кор­по­ра­ции

В насто­я­щее вре­мя рос­сий­ская само­ле­то­стро­и­тель­ная кор­по­ра­ция (РСК) “МиГ” постав­ля­ет тех­но­ло­ги­че­ские ком­плек­ты для модер­ни­за­ции 62 индий­ских МиГ-29, закуп­лен­ных у СССР, в вари­ан­те МиГ-29UPG. Кон­тракт был под­пи­сан в мар­те 2008 года, его сто­и­мо­сть, по неофи­ци­аль­ным дан­ным, состав­ля­ет око­ло $1 млрд.

В фев­ра­ле 2016-го хол­динг “Вер­то­ле­ты Рос­сии” объ­явил о выпол­не­нии кон­трак­тов на постав­ку Индии 151 вер­то­ле­та Ми-17В-5 в соот­вет­ствии с кон­трак­та­ми 2008 года (на постав­ку 80 еди­ниц общей сто­и­мо­стью $1,34 млрд) и 2012-го (на постав­ку 71 вер­то­ле­та сто­и­мо­стью $1,3 млрд).

В 2011 году были завер­ше­ны постав­ки трех само­ле­тов даль­не­го радио­ло­ка­ци­он­но­го обна­ру­же­ния и управ­ле­ния А-50ЭИ, обо­ру­до­ван­ных РЛС изра­иль­ской ком­па­нии “Эль­та” (Elta). В фев­ра­ле 2017 года на аэро­кос­ми­че­ской выстав­ке Aero India 2017 ста­ло извест­но, что Индия зака­за­ла еще два само­ле­та.

13 мая 2015 года Совет по обо­рон­ным закуп­кам (Defence Acquisition Council — DAC) каби­не­та мини­стров Индии одоб­рил покуп­ку для армей­ской авиа­ции и ВМС Индии 200 рос­сий­ских лег­ких вер­то­ле­тов Ка-226Т. Пер­вые 40 вер­то­ле­тов будут постав­ле­ны непо­сред­ствен­но из Рос­сии, осталь­ные 160 — собра­ны в Индии. В 2016-м стра­ны объ­яви­ли о нача­ле реа­ли­за­ции про­ек­та, 2 мая 2017 года в Индии было учре­жде­но сов­мест­ное акци­о­нер­ное обще­ство по про­из­вод­ству вер­то­ле­тов. Сто­и­мо­сть кон­трак­та пре­вы­ша­ет $1 млрд.

В ходе выстав­ки Defexpo India 2018 ста­ло извест­но, что пер­вая пар­тия вер­то­ле­тов Ка-226Т может быть постав­ле­на в Индию к 2020 году. Так­же индий­ская сто­ро­на утвер­ди­ла облик лег­ко­го мно­го­це­ле­во­го вер­то­ле­та Ка-226Т, кото­рый пла­ни­ру­ет­ся соби­рать на сов­мест­ном пред­при­я­тии Indo-Russian Helicopters Limited.

Индий­ская сто­ро­на заяви­ла о готов­но­сти выдать RFP (запрос пред­ло­же­ния, Request for Proposal — прим. ТАСС) на постав­ку 200 машин до кон­ца апре­ля, после чего мы смо­жем при­сту­пить к под­го­тов­ке кон­тракт­ных доку­мен­то­вАн­дрей Богин­ский­ге­не­раль­ный дирек­тор хол­дин­га “Вер­то­ле­ты Рос­сии”

В апре­ле 2016-го ста­ло извест­но, что Рос­сия под­пи­са­ла с Инди­ей кон­тракт на постав­ку пяти бор­то­вых ком­плек­сов защи­ты авиа­ции “Пре­зи­дент-С”, рас­счи­тан­ный на три года.

В нояб­ре 2017 года хол­динг “Вер­то­ле­ты Рос­сии” заклю­чил с индий­ской ком­па­ни­ей Vectra Group пер­вый экс­порт­ный кон­тракт на постав­ку сред­не­го мно­го­це­ле­во­го вер­то­ле­та Ми-171А2. В соот­вет­ствии с усло­ви­я­ми согла­ше­ния он будет пере­дан заказ­чи­ку в этом году. Кро­ме того, кон­трак­том преду­смот­рен опци­он на закуп­ку еще одной маши­ны.

Совместные разработки

Рос­сия и Индия успеш­но осу­ществ­ля­ют сов­мест­ные раз­ра­бот­ки воору­же­ний и воен­ной тех­ни­ки. В 1998 году было под­пи­са­но меж­пра­ви­тель­ствен­ное согла­ше­ние о про­из­вод­стве кры­ла­тых сверх­зву­ко­вых ракет “Бра­Мос” (BrahMos) сов­мест­ным рос­сий­ско-индий­ским пред­при­я­ти­ем “Бра­Мос аэро­спэйс”. Эти раке­ты были сде­ла­ны на базе рос­сий­ской сверх­зву­ко­вой про­ти­во­ко­ра­бель­ной кры­ла­той раке­ты “Оникс”. Назва­ние “Бра­Мос” было обра­зо­ва­но путем соеди­не­ния имен двух рек — Брах­ма­пут­ры и Моск­вы.

Истребитель Су-30 МКИ с авиационной ракетой BrahMos, 2017 год

Пер­вые испы­та­ния ракет с бере­го­вой пус­ко­вой уста­нов­ки были про­ве­де­ны в 2001 году. В 2013-м была испы­та­на вер­сия для под­вод­но­го бази­ро­ва­ния. 1 нояб­ря 2015 года был осу­ществ­лен пер­вый запуск раке­ты с бор­та эсмин­ца Kochi. Пер­вый полет истре­би­те­ля Су-30М­КИ с раке­той воз­душ­но­го бази­ро­ва­ния был про­ве­ден успеш­но в 2016 году. В мар­те 2017-го была испы­та­на раке­та “Бра­Мос” с ради­у­сом дей­ствия свы­ше 400 км (ранее мак­си­маль­ная даль­но­сть поле­та это­го типа ракет состав­ля­ла 290 км). 22 нояб­ря того же года было про­ве­де­но успеш­ное испы­та­ние кры­ла­той раке­ты воз­душ­но­го бази­ро­ва­ния с бор­та истре­би­те­ля Су-30М­КИ.

На авиа­са­ло­не Dubai Airshow 2017рос­сий­ско-индий­ское пред­при­я­тие BrahMos заклю­чи­ло пер­вый кон­тракт с Мино­бо­ро­ны Индии на постав­ку ракет для 50 истре­би­те­лей Су-30М­КИ, дора­бо­тан­ных для их при­ме­не­ния.

В декабре 2010 года меж­ду “Росо­бо­ронэкс­пор­том” и кор­по­ра­ци­ей HAL был под­пи­сан кон­тракт на сов­мест­ную раз­ра­бот­ку пред­ва­ри­тель­но­го тех­ни­че­ско­го про­ек­та истре­би­те­ля пято­го поко­ле­ния FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft).

В фев­ра­ле 2017-го Рос­сия и Индия пара­фи­ро­ва­ли про­ект кон­трак­та на про­ве­де­ние опыт­но-кон­струк­тор­ских работ по FGFA. Тогда же в Индии была созда­на экс­перт­ная комис­сия для изу­че­ния раз­лич­ных аспек­тов про­ек­та. В авгу­сте того же года она одоб­ри­ла раз­ра­бот­ку истре­би­те­ля. Как сооб­ща­ют СМИ со ссыл­кой на обо­рон­ное ведом­ство Индии, в тече­ние шести лет сто­ро­ны вло­жат в про­ект по $4 млрд; общая сто­и­мо­сть изго­тов­ле­ния 127 одно­мест­ных истре­би­те­лей соста­вит око­ло $25 млрд.

Под­го­то­вил Роман Аза­нов по дан­ным “ТАСС-Досье”