Шахназаров: при Минкультуры необходимо создать единый центр кинематографии

Генеральный директор киностудии "Мосфильм", режиссер Карен Шахназаров
Генеральный директор киностудии "Мосфильм", режиссер Карен Шахназаров

Среди главных проблем кино режиссер назвал слишком малое число выпускаемых фильмов

Гене­раль­ный дирек­тор кино­сту­дии «Мос­фильм», режис­сер Карен Шах­на­за­ров пред­ло­жил создать при Мини­стер­стве куль­ту­ры РФ еди­ный цен­тр кине­ма­то­гра­фии.

«Было бы хоро­шо создать в рам­ках Мин­куль­ту­ры еди­ный цен­тр кине­ма­то­гра­фии, кото­рый зани­мал­ся бы все­ми про­бле­ма­ми кино, начи­ная с финан­си­ро­ва­ния», – ска­зал Шах­на­за­ров в поне­дель­ник на ито­го­вой кол­ле­гии Мин­куль­ту­ры. Он доба­вил, что уже неод­но­крат­но высту­пал с этой иде­ей, но пока под­держ­ки не полу­чил.

Сре­ди глав­ных про­блем кино Шах­на­за­ров назвал слиш­ком малое чис­ло выпус­ка­е­мых филь­мов. «Мы очень мало филь­мов дела­ем, все­го 70–80 филь­мов в год, для Рос­сии это мало, – отме­тил Шах­на­за­ров. – Мы долж­ны делать 250–300 кар­тин». Для при­ме­ра режис­сер при­вел Китай, где про­из­во­дят око­ло 700 филь­мов в год.

Так­же, про­дол­жил он, Рос­сии будет непро­сто и «без серьез­но­го уча­стия в миро­вом про­цес­се». Он пояс­нил, что сей­час оте­че­ствен­ные кине­ма­то­гра­фи­сты появ­ля­ют­ся лишь «фраг­мен­тар­но на фести­ва­лях».

Кро­ме того, счи­та­ет Шах­на­за­ров, «кино не может нахо­дить­ся на госдо­та­ции». Раз­мыш­ляя о нынеш­них вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях худож­ни­ка и вла­сти, режис­сер отме­тил, что «иде­аль­но­го ниче­го не быва­ет». Он доба­вил, что сам он «цен­зу­ре не под­вер­гал­ся ни разу в совре­мен­ной Рос­сии». «Я не знаю таких при­ме­ров, по край­ней мере в кино, – про­дол­жил он. – А в совет­ское вре­мя такое было». При этом он счи­та­ет, что не быва­ет тако­го, что­бы «госу­дар­ство дава­ло день­ги и ниче­го не хоте­ло вза­мен».

Кассовые сборы

«Совре­мен­ное рос­сий­ское кино соот­вет­ству­ет миро­вым тех­но­ло­ги­ям, – ска­зал Шах­на­за­ров. – Кино соби­ра­ет залы и зри­те­лей. Но меня начи­на­ет пугать, что мы посто­ян­но гово­рим о бокс-офи­се. Мы зна­ем при­ме­ры вели­ких рос­сий­ских кар­тин, кото­рые не соби­ра­ли залы, тот же «Андрей Руб­лев». При оцен­ках кино это не самое пра­виль­ное. Но крен, кото­рый есть сего­дня, он оправ­дан».

В целом, про­дол­жил Шах­на­за­ров, он заме­ча­ет, «какой необык­но­вен­ный инте­рес [появил­ся] к рус­ской куль­ту­ре». По его сло­вам, «попасть на выстав­ку – это про­бле­ма, в театр – это про­бле­ма, кино – ста­ло частью жиз­ни схо­дить в кино, не толь­ко у моло­дых». В этом, счи­та­ет режис­сер, «есть огром­ная заслу­га Мин­куль­ту­ры».