Туризму не хватило господдержки

ratanews.ru

Новый кура­тор тури­сти­че­ской инду­стрии в феде­раль­ном пра­ви­тель­стве Оль­га Голо­дец сра­зу же столк­ну­лась с про­бле­ма­ми отрас­ли. Ока­за­лось, что в раз­ра­бо­тан­ной феде­раль­ной целе­вой про­грам­ме (ФЦП) по раз­ви­тию внут­рен­не­го и въезд­но­го туриз­ма на 2019–2025 годы (ее объ­ем пре­вы­ша­ет 300 млрд руб­лей) не учи­ты­ва­ют­ся инте­ре­сы мало­го и сред­не­го биз­не­са. «Опо­ра Рос­сии» пред­ло­жи­ла испра­вить эту ситу­а­цию, выде­лив в рам­ках про­грам­мы на под­держ­ку неболь­ших ком­па­ний более 30 млрд руб­лей.

«Опо­ра Рос­сии» пред­ла­га­ет посвя­тить вза­и­мо­дей­ствию с малым и сред­ним биз­не­сом отдель­ный раз­дел в гото­вя­щей­ся ФЦП по раз­ви­тию внут­рен­не­го и въезд­но­го туриз­ма в 2019–2025 годах. Об этом гово­рит­ся в текстах писем, кото­рые орга­ни­за­ция отпра­ви­ла вице-пре­мье­ру Оль­ге Голо­дец и гла­ве Минэко­но­ми­ки Мак­си­му Ореш­ки­ну. В аппа­ра­те г-жи Голо­дец, став­шей кура­то­ром тури­сти­че­ской отрас­ли в новом пра­ви­тель­стве в кон­це мая, не смо­гли опе­ра­тив­но отве­тить на запрос «Ком­мер­сан­та». В пресс-служ­бе Минэко­но­ми­ки под­твер­ди­ли факт полу­че­ния пись­ма, доба­вив, что обра­ще­ние «Опо­ры Рос­сии» будет учте­но при рас­смот­ре­нии про­грам­мы, кото­рая сей­час про­хо­дит согла­со­ва­ние.

Новая про­грам­ма по раз­ви­тию туриз­ма, кон­цеп­ция кото­рой была утвер­жде­на 5 мая, долж­на прий­ти на сме­ну ана­ло­гич­ной ФЦП, дей­ству­ю­щей до кон­ца 2018 года. Пред­по­ла­га­е­мый объ­ем финан­си­ро­ва­ния про­грам­мы до 2025 года может соста­вить 387,64 млрд руб., из кото­рых 306,57 млрд руб. пла­ни­ру­ет­ся полу­чить из вне­бюд­жет­ных источ­ни­ков, 11,8 млрд руб.– от реги­о­наль­ных и мест­ных вла­стей, 69,27 млрд руб.– из бюд­же­та РФ. Как пояс­ня­ет вице-пре­зи­дент «Опо­ры Рос­сии» Алек­сей Кожев­ни­ков, в орга­ни­за­ции счи­та­ют, что на под­держ­ку мало­го и сред­не­го биз­не­са может быть направ­ле­но 34,6 млрд руб. По его сло­вам, участ­во­вать в про­грам­ме могли бы неболь­шие пред­при­я­тия, напри­мер мини-гости­ни­цы, ресто­ра­ны, музеи, экс­кур­си­он­ные бюро, бан­ные ком­плек­сы, рыбо­лов­ные стан­ции.

Гла­ва коми­те­та по туриз­му челя­бин­ско­го отде­ле­ния «Опо­ры Рос­сии» Дмит­рий Довб­ня объ­яс­ня­ет, что мало­му биз­не­су слож­но при­нять уча­стие в ФЦП из-за кла­стер­но­го под­хо­да: реги­о­наль­ные вла­сти ори­ен­ти­ро­ва­ны на поиск круп­ных инве­сто­ров, спо­соб­ных раз­ви­вать про­ек­ты сто­и­мо­стью 2–3 млрд руб. «Надо дать чинов­ни­кам в реги­о­нах воз­мож­но­сть выбо­ра: созда­вать сра­зу круп­ный кла­стер или зани­мать­ся ком­плекс­ным раз­ви­ти­ем тер­ри­то­рии, когда за счет бюд­же­та реша­ют­ся вопро­сы инфра­струк­ту­ры, а малый биз­нес зани­ма­ет­ся непо­сред­ствен­но созда­ни­ем тури­сти­че­ских объ­ек­тов», – счи­та­ет г-н Довб­ня.

Управ­ля­ю­щий парт­нер Veta Илья Жар­ский ука­зы­ва­ет, что рабо­тать с круп­ны­ми инве­сто­ра­ми выгод­но самим реги­о­наль­ным вла­стям. Он назы­ва­ет ком­про­мисс­ным вари­ан­том раз­ра­бот­ку в рам­ках ФЦП чет­кой схе­мы при­вле­че­ния в кла­сте­ры малых пред­при­я­тий. «Напри­мер, обя­за­тель­ство нани­мать в каче­стве под­ряд­чи­ков фик­си­ро­ван­ную долю не аффи­ли­ро­ван­ных с голов­ной ком­па­ни­ей неболь­ших струк­тур», – пред­ла­га­ет экс­перт. По его сло­вам, неко­то­рые меха­низ­мы под­держ­ки мало­го биз­не­са в дей­ству­ю­щей ФЦП все же есть: напри­мер, суб­си­ди­ро­ва­ние кре­дит­ных ста­вок при покуп­ке тури­сти­че­ских авто­бу­сов.

Пред­ста­ви­те­ли мало­го биз­не­са не счи­та­ют эту меру рабо­та­ю­щей. Как пояс­ни­ла пред­ста­ви­тель ком­плек­са «Лес­ной отель «Голу­би­но»» Анна Кле­пи­ков­ская, сто­и­мо­сть одно­го авто­бу­са состав­ля­ет око­ло 10 млн руб. «Для малых пред­при­я­тий это неподъ­ем­ные сред­ства»,– ука­зы­ва­ет она. По мне­нию г-жи Кле­пи­ков­ской, в теку­щей редак­ции ФЦП мно­гие реги­о­ны фак­ти­че­ски лише­ны воз­мож­но­сти при­ни­мать в ней уча­стие. «Напри­мер, в Архан­гель­ской обла­сти нет усло­вий для круп­но­го тури­сти­че­ско­го кла­сте­ра, но есть потреб­но­сть в созда­нии инфра­струк­ту­ры для дей­ству­ю­щих неболь­ших тури­сти­че­ских объ­ек­тов, кото­рые не могут полу­чить под­держ­ку феде­раль­ных вла­стей», – рас­суж­да­ет она.