Сколько денег вложил СССР в Прибалтику

Прибалтийские республики, порознь или вместе регулярно пытаются выставить России счёт за «советскую оккупацию». Попробуем разобраться в ситуации, даже забыв об инвестициях Российской империи, включая 2 млн рублей, уплаченных Петром Первым шведской короне за Ингрию, часть Карелии, Эстляидию и Лифляндию, что в нынешних ценах больше $300 млрд. Напомним, РФ является правопреемницей не только СССР, но и Российской империи.

Как Прибалтика стала частью СССР

Жаж­ду­щие денеж­ной ком­пен­са­ции упи­ра­ют на то, При­бал­ти­ка вошла в зону вли­я­ния Совет­ско­го Сою­за по пак­ту Моло­то­ва – Риббен­тро­па, поэто­му мож­но и нуж­но гово­рить об окку­па­ции, забы­вая, что были при­ня­ты леги­тим­ные реше­ния о при­со­еди­не­нии к Совет­ско­му Сою­зу вла­стя­ми этих рес­пуб­лик.

Как бы то ни было, в СССР При­бал­ти­ка слу­жи­ла сво­е­го рода парад­ным фаса­дом соци­а­лиз­ма, направ­лен­ным на Запад, что опре­де­ля­ло более высо­кий уро­вень жиз­ни в этом реги­о­не и при­ви­ле­ги­ро­ван­ное поло­же­ние. По потреб­ле­нию на душу насе­ле­ния к обще­со­юз­но­му уров­ню Эсто­ния демон­стри­ро­ва­ла 151%, Лат­вия – 137%, Лит­ва – 127%. При этом, три рес­пуб­ли­ки в вало­вом наци­о­наль­ном про­дук­те СССР были не так что­бы очень замет­ны: Лат­вия – 1,2% Лит­ва – 1,6% Эсто­ния – 0,7% по состо­я­нию на 1990 год. В выпус­ке про­мыш­лен­ной про­дук­ции Лат­вия зани­ма­ла 0,8% обще­со­юз­но­го пока­за­те­ля, Лит­ва – 1,2% и Эсто­ния – 0,7%. По сель­ско­му хозяй­ству пока­за­те­ли чуть луч­ше, напри­мер, у Лит­вы – аж 2,2%.

Инвестиции и инфраструктура

Оста­вим за скоб­ка­ми объ­ек­ты соци­аль­но-куль­тур­но­го назна­че­ния, постро­ен­ные на союз­ные день­ги в При­бал­ти­ке, рас­смот­рим заво­ды и доро­ги.

Толь­ко в Лат­вии за 20 лет с 1940 года постро­е­но 20 про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий, что выше пока­за­те­лей всей При­бал­ти­ки на послед­ний досо­вет­ский год.

Лит­ва уже в 1948 году дости­гла дово­ен­ных пока­за­те­лей про­мыш­лен­но­сти, опе­ре­див их на 90% два года спу­стя. Для вос­ста­нов­ле­ния Лит­вы союз­ный бюд­жет выде­лил 200-мил­ли­он­ную суб­си­дию, без­воз­врат­ную.

СССР постав­лял в Лит­ву широ­кий ассор­ти­мент про­дук­ции, от строй­ма­те­ри­а­лов до обо­ру­до­ва­ния и транс­пор­та. В сере­ди­не 1980-х годов в рес­пуб­ли­ке постро­и­ли 300-кило­мет­ро­вую авто­ма­ги­страль, про­лег­шую прак­ти­че­ски вдоль всей тер­ри­то­рии.

Эстон­ская ССР в 1970–1980-е годы лиди­ро­ва­ла в сою­зе по инве­сти­ци­ям в основ­ной капи­тал на душу насе­ле­ния. В 1990 году ВВП рес­пуб­ли­ки по пари­те­ту поку­па­тель­ной спо­соб­но­сти почти достиг $11 тысяч. ИМЭМО РАН раз­ме­сти­ла по ВВП на душу насе­ле­ния Эсто­нию на 46-м миро­вом месте в ука­зан­ный пери­од.

«ВЭФ», в Совет­ском Сою­зе являл­ся высо­ко­тех­но­ло­гич­ным про­из­вод­ством. На пред­при­я­тии в Риге рабо­та­ло боль­ше 14 тыс. чело­век и ещё 6 тыс. — на осталь­ной тер­ри­то­рии. В СССР завод полу­чал при­быль $580 млн, в сере­ди­не 90-х годов, в неза­ви­си­мой Лат­вии пред­при­я­тие ста­ло банк­ро­том, вме­сто него сей­час тор­го­вый цен­тр. «РАФ» оста­но­вил кон­вей­ер в 1997 году, послед­ней выпус­кав­шей­ся моде­лью стал ката­фалк.

В совет­ское вре­мя При­бал­ти­ка обза­ве­лась мор­ски­ми пор­та­ми, через кото­рые до сих пор идёт экс­порт­но-импорт­ная тор­гов­ля. В 1970–1980-х годах к ним под­тя­ну­ли неф­те­про­во­ды. По каче­ству авто­до­рог При­бал­ти­ка зани­ма­ла в СССР пер­вое место. Рос­сия даже в десят­ку не вошла, заняв 12–13-е сту­пень­ку.

При­бал­ти­ку при Совет­ском Сою­зе опо­я­са­ли желез­ные доро­ги – 6,19 тыс. км, ещё 56 тысяч кило­мет­ров при­хо­ди­лось на доро­ги с твёр­дым покры­ти­ем. Внут­рен­нее судо­ход­ство осу­ществ­ля­лось на 2 тыся­чах км в нача­ле семи­де­ся­тых.

Итак, кто кому что дол­жен?