Художник Василий Бакшеев: его картины как глоток кристальной воды

Замечательный мастер русской пейзажной и жанровой живописи Василий Николаевич Бакшеев был одним из тех художников старшего поколения, сформировавшегося еще в дореволюционную эпоху.

artcontext.info

Бак­ше­ев родил­ся в Москве, полу­чил обра­зо­ва­ние в Учи­ли­ще живо­пи­си, вая­ния и зод­че­ства, где ему дове­лось учить­ся сна­ча­ла на архи­тек­тур­ном, а потом на живо­пис­ном отде­ле­ни­ях. Кар­ти­на моло­до­го худож­ни­ка «Девуш­ка, кор­мя­щая голу­бей» (1887), пока­зан­ная на уче­ни­че­ской выстав­ке, обра­ти­ла на себя вни­ма­ние П. М. Тре­тья­ко­ва, кото­рый при­об­рел ее для сво­ей кол­лек­ции.

Девушка, кормящая голубей

Мир про­стых явле­ний повсе­днев­ной жиз­ни, запе­чат­лен­ный на этом полот­не, пред­ста­ет как мир, пол­ный поэ­зии. Ряд после­ду­ю­щих поло­тен, носив­ших так­же жан­ро­вый харак­тер, упро­чил за моло­дым худож­ни­ком репу­та­цию реа­ли­ста, раз­ви­ва­ю­ще­го луч­шие тра­ди­ции оте­че­ствен­ной живо­пи­си. В этом пла­не осо­бен­но харак­тер­на кар­ти­на «Житей­ская про­за» (1892—1893). Сюжет, постро­ен­ный на осно­ве дра­ма­ти­че­ской семей­ной кол­ли­зии, поз­во­ля­ет зри­те­лю мыс­лен­но вос­ста­но­вить био­гра­фии геро­ев, понять их внут­рен­ние вза­и­мо­от­но­ше­ния.

 

Житейская проза

Васи­лий Нико­ла­е­вич Бак­ше­ев экс­по­ни­ро­вал свои кар­ти­ны на пере­движ­ных выстав­ках. Он не толь­ко под­дер­жи­вал твор­че­ские устрем­ле­ния сво­их кол­лег по Това­ри­ще­ству, но и раз­де­лял их орга­ни­за­ци­он­ные хло­по­ты, будучи упол­но­мо­чен­ным Това­ри­ще­ства пере­движ­ных худо­же­ствен­ных выста­вок по Москве. Кро­ме твор­че­ской и обще­ствен­ной дея­тель­но­сти, Бак­ше­ев зани­мал­ся еще педа­го­ги­че­ской рабо­той. В 1897 году он стал пре­по­да­вать в Учи­ли­ще живо­пи­си, вая­ния и зод­че­ства. С 1907 года в твор­че­стве Бак­ше­е­ва боль­шое место начи­на­ет зани­мать рабо­та над пей­за­жем. После рево­лю­ции живо­пи­сец уде­ля­ет боль­шое вни­ма­ние тема­ти­че­ским ком­по­зи­ци­ям и пей­заж­ным полот­нам. Он всту­па­ет в Ассо­ци­а­цию худож­ни­ков рев­олюционной Рос­сии и участ­ву­ет в выста­воч­ной дея­тель­но­сти АХРР. В 1920-х годах им напи­са­ны такие кар­ти­ны, как «Вос­ста­ние в тылу белой фло­ти­лии», «Демон­стра­ция», «Ленин в Раз­ли­ве», «Нака­ну­не 9 янва­ря» и ряд дру­гих.

Образ при­ро­ды в полот­нах худож­ни­ка напол­нен свет­лой поэ­зи­ей. Боль­ше все­го любил Бак­ше­ев ран­нюю вес­ну. Яркий сол­неч­ный день или пас­мур­ный, серень­кий, чуть «опе­ря­ю­щи­е­ся» бело­стволь­ные берез­ки, влаж­ная дым­ка, оку­ты­ва­ю­щая пере­ле­ски. Состо­я­ние про­буж­да­ю­щей­ся к жиз­ни при­ро­ды запе­чат­ле­но в пей­за­жах Бак­ше­е­ва с силой глу­бо­ко­го- лири­че­ско­го пере­жи­ва­ния. Тон­чай­шие оттен­ки све­та, кото­ры­ми так при­вле­ка­тель­на вес­на, пере­да­ны Бак­ше­е­вым с помо­щью бога­то раз­ра­бо­тан­ной палит­ры («Голу­бая вес­на» , 1930). Для худож­ни­ка коло­ри­сти­че­ская гам­ма — тон­кий и выра­зи­тель­ный инстру­мент, с помо­щью кото­ро­го он выра­жа­ет в пей­заж­ном обра­зе свое пере­жи­ва­ние при­ро­ды. В его полот­нах пери­о­да Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны рус­ский пей­заж пред­ста­ет в более суро­вом и в то же вре­мя более вели­че­ствен­ном обли­ке. Бак­ше­е­ву была близ­ка тема город­ско­го архи­тек­тур­но­го пей­за­жа, он писал Моск­ву, ее уют­ные пере­ул­ки, малень­кие доми­ки и новые построй­ки («Ста­рая, ухо­дя­щая и новая Москва», 1947). Из поез­док по стра­не худож­ник при­во­зил серии пей­за­жей, в кото­рых мет­ко схва­че­ны спе­ци­фи­че­ские чер­ты обли­ка того или ино­го края. Тако­ва, напри­мер, серия, запе­чат­лев­шая виды ста­рых волж­ских горо­дов, волж­ские ланд­шаф­ты («Вечер на Вол­ге», «Василь­сур­ск» и дру­гие, от­носящиеся к 1930-м годам), серия пей­за­жей Верх­ней Тро­и­цы — де­ревни, где родил­ся М. И. Кали­нин. Камер­ные обра­зы при­ро­ды в твор­че­стве Бак­ше­е­ва пере­ме­жа­ют­ся с более обоб­щен­ны­ми («Ока око­ло Каши­ры», «Облач­ный день», «Ти­хий вечер»).

Васи­лий Нико­ла­е­вич Бак­ше­ев – народ­ный худож­ник СССР, дей­стви­тель­ный член Ака­де­мии худо­же­ств, лау­ре­ат Госу­дар­ствен­ной пре­мии СССР.

В начале весны

Голубая весна

За обедом. Неудачники

Зимний пейзаж

Иней

Лучи заходящего солнца

Московский дворик