Из актера в режиссеры
Бондарчук с детства грезил актерством, хотя отец не терял надежды сделать из сына инженера. В этом противостоянии Сергей Федорович оказался более волевым и поступил в театральное училище. В обучении пришлось сделать небольшую паузу, чтобы выдворить фашистов с русской земли, после чего Бондарчук полностью посвятил себя кино.
В 1956 году Бондарчука пригласили озвучить рассказ Шолохова «Судьба человека» для Всесоюзного радио. По мере чтения артист осознал, что нашел сценарий для своего фильма, тем более он уже какое-то время приценивался к режиссуре. В Союзе кинематографистов не спешили давать разрешение на съемки неопытному специалисту, но авторитет Бондарчука помог ему добиться желаемого. Отснятая картина здорово показала себя у зрителей и на фестивалях, пользуясь популярностью даже за границей. Сергей Федорович получил за свои старания Ленинскую премию, а также репутацию, чтобы замахнуться на «Войну и мир».
Как снималась «Война и мир»
В 1956 году вышла «Война и мир» Кинга Видора с Одри Хепберн. В СССР посмотрели американскую клюкву и решили показать, как правильно снимать классику. Важную миссию доверили Бондарчуку, хоть у него и был за плечами всего один фильм — зато какой. «Судьбой человека» Сергей Федорович уже доказал, что способен совмещать актерский и режиссерский посты. Впрочем, к трудностям столь эпической постановки жизнь его точно не готовила, как и никого другого. Через фронт Второй мировой он прошел с меньшими потерями, чем через экранизацию Льва Толстого.
Если за пределами кадра Бондарчук рвал и метал, как великий полководец на поле брани, то перед камерой он исполнял кроткую и миролюбивую роль Пьера Безухова, которая в качестве приятного бонуса предполагала серьезную подготовку — ему нужно было набрать 10 кг.
Школьников не зря пугают объемами монументального труда Толстого. Одним фильмом ограничиться никак не получалось, поэтому Бондарчук сделал целых четыре, что в те времена было в диковинку для зрителей. Приятно удивлены постановкой оказались и американские киноакадемики: в 1969 году «Война и мир» стала первой игровой советской картиной, удостоенной «Оскара»
Перед съемками статисты проходили двухмесячный курс молодого бойца, где обучались нюансам боя и отрабатывали маневры. Бондарчук раздавал указания своим ассистентам, каждый из которых руководил своей дивизией через громкоговорители. Впрочем, все это изобилие не имело бы смысла, не найди Бондарчук способа виртуозно его запечатлеть. Какие-то сцены он снимал с вертолета, для других эпизодов проложили сотни метров рельсов, по которым скользила камера сквозь огонь, взрывы и хаос битвы. Этим ее приключения не ограничились: также ей довелось попарить на высоких кранах и проехаться по канатной дороге в 300 м над полем боя, дабы зафиксировать панораму с перспективы летящего пушечного ядра.
Когда Бондарчук делал предложение своей музе Ирине Скобцевой, он сразу оговорил за собой право периодически спать по 56 часов подряд, настолько выматывала его работа. «Война и мир» ударно выступила в советском прокате, притянув к экранам 135 млн зрителей. Конечно, с каждой последующей из четырех частей приток посетителей ослабевал, что печалило Бондарчука, но действительность лишь отражала суровую сущность произведения, за которое он взялся: талмуд Толстого дочитать до конца тоже могли лишь самые стойкие и выносливые из людей.
Работа с актерами
С актерами Бондарчук работал на особый манер. На съемках «Ватерлоо» звезда Род Стайгер, игравший Наполеона, выказывал недовольство, что режиссер уделяет ему внимания не больше, чем статистам, зато представители массовки не жаловались.
На роль Наташи Ростовой в «Войну и мир» после длительных поисков отобрали Людмилу Савельеву из Ленинградского балетного училища. Девушка слабо представляла, как ей правильно играть трудную сцену со слезами, но Сергей Федорович нашел изящное решение. Один за другим он отснял десятки дублей, по итогам которых режиссер каждый раз хвалил партнершу Савельевой и полностью игнорировал ее саму. В какой-то момент юная актриса обиделась и заистерила по-черному и не на шутку. Тут-то прозорливый постановщик и запечатлел нужные ему эмоции. Возможно, он и Стайгера таким образом подталкивал к более глубокому вхождению в образ горделивого императора. Жена Бондарчука даже слегка завидовала, что с ней так не церемонились.
Для пущего натурализма Бондарчук с легким сердцем давал команду хоть рушить дома, хоть поджигать поля. С актерами, соответственно, он тоже обращался без особого трепета. На съемках картины «Они сражались за Родину» звездам вроде Вячеслава Тихонова приходилось соблюдать дисциплину, рыть окопы вместе со статистами и целыми днями напролет ходить в зловонных солдатских гимнастерках
Жизнь после «Войны и мира»
Сергей Федорович входил в число счастливчиков, кому разрешалось выезжать за железный занавес, чем он с удовольствием и пользовался. В результате одной такой вылазки он снялся у мэтра итальянского неореализма Роберто Росселлини в картине «В Риме была ночь» (1960).
В СССР, впрочем, карьера Бондарчука складывалась превосходно. Он продолжал сниматься сам и ставить выдающиеся фильмы.
В последние годы жизни Бондарчук вновь доверился итальянским продюсерам, поманившим его возможностью снять «Тихий Дон», пусть и с зарубежными звездами. Увы, кинематографисты оказались недобросовестными: отказывали Сергею Федоровичу в праве на финальный монтаж, прятали от него пленку, а потом и вовсе обанкротились. Закончить произведение смог только сын режиссера Федор в 2006 году, лишь 12 лет спустя после смерти своего отца.
Что смотреть у Сергея Бондарчука:
«Отелло» (1955) (актер)
«Судьба человека» (1959) (актер и режиссер)
«Война и мир» (1965–1967) (актер и режиссер)
«Они сражались за Родину» (1975) (актер и режиссер)