К юбилею Веры Васильевой

В связи с обострившейся эпидемиологической ситуацией ее праздничный вечер в Московском академическом театре сатиры пришлось перенести

При­ма Мос­ков­ско­го ака­де­ми­че­ско­го теат­ра сати­ры, народ­ная артист­ка СССР Вера Васи­лье­ва отме­ча­ет в сре­ду юби­лей – ей испол­ня­ет­ся 95 лет. Ранее пред­по­ла­га­лось, что Васи­лье­ва отпразд­ну­ет свой день рож­де­ния на сце­не, где на 30 сен­тяб­ря был назна­чен ее юби­лей­ный вечер. Но в свя­зи с обост­рив­шей­ся эпи­де­мио­ло­ги­че­ской ситу­а­ци­ей в Москве его при­шлось пере­не­сти.

На офи­ци­аль­ной стра­ни­це теат­ра в Facebook Васи­лье­ва напи­са­ла, что очень жда­ла встре­чи со зри­те­лем в свой празд­нич­ный день. «Но ситу­а­ция опять ста­но­вит­ся все более опас­ной, а мой зри­тель – это зри­тель немо­ло­дой. И я очень бес­по­ко­юсь, что­бы наша встре­ча не при­несла болез­ни в ваши семьи. И бла­го­дар­на руко­вод­ству теат­ра, что они услы­ша­ли мое бес­по­кой­ство и пере­нес­ли наш вечер на более бла­го­при­ят­ное вре­мя. Очень наде­юсь, что мы с вами обя­за­тель­но встре­тим­ся, когда напа­сти будут поза­ди. И мы смо­жем обнять­ся и пора­до­вать­ся жиз­ни без огра­ни­че­ний», – пообе­ща­ла актри­са.

«Я дей­стви­тель­но очень жда­ла этот вечер, езди­ла на репе­ти­цию», – при­зна­лась Васи­лье­ва, при­ни­мая поздрав­ле­ние агент­ства. «Но жиз­нь рас­по­ря­ди­лась ина­че», – про­дол­жи­ла она. «Так что собе­рем­ся дома, узким кру­гом. Наде­юсь, поздра­вить меня при­дут род­ные, близ­кие люди», – ска­за­ла име­нин­ни­ца. Извест­но, что у Васи­лье­вой нет род­ных детей, но у нее есть крест­ная дочь и внуч­ка.

Артист­ка отме­ти­ла, что заня­та сей­час в трех спек­так­лях. «Играю в «Талан­тах и поклон­ни­ках», в моно­спек­так­ле «Вера» и еще в «Роко­вом вле­че­нии». Это очень труд­ный спек­такль, пото­му что там все вре­мя надо ходить по лест­ни­цам, а в 95 лет это нелег­ко», – отме­ти­ла она. «Впро­чем, сей­час у всех в свя­зи с COVID труд­ные вре­ме­на, осо­бен­но для воз­раст­ных людей. А нам, арти­стам, кото­рым за 65 лет, не реко­мен­до­ва­но выхо­дить на сце­ну. Но я наде­юсь на поло­жи­тель­ный пово­рот и опти­миз­ма не теряю, пото­му что вся моя жиз­нь – это театр», – заяви­ла актри­са.

О Московском академическом театре сатиры

Вера Васи­лье­ва в 1948 году окон­чи­ла Мос­ков­ское город­ское теат­раль­ное учи­ли­ще (ныне – Рос­сий­ский инсти­тут теат­раль­но­го искус­ства (ГИТИС), с это­го же года явля­ет­ся актри­сой Мос­ков­ско­го ака­де­ми­че­ско­го теат­ра сати­ры.

«В Мос­ков­ский театр сати­ры, соглас­но запи­си в тру­до­вой книж­ке, я посту­пи­ла 27 мар­та 1948 года и была зачис­ле­на в труп­пу на долж­но­сть актри­сы 2-й кате­го­рии», – под­твер­ди­ла Васи­лье­ва ТАСС. «Впро­чем, сати­ру я нико­гда не люби­ла и даже не пони­ма­ла ее, – при­зна­лась собе­сед­ни­ца агент­ства. – Я была пол­на сен­ти­мен­таль­ных рома­нов и меч­та­ла о Лари­се из «Бес­при­дан­ни­цы».

Тем не менее за 72 года, что Вера Васи­лье­ва слу­жит в род­ном теат­ре, на ее сче­ту ско­пи­лось несколь­ко десят­ков ролей. Это и Оль­га из «Сва­дьбы с при­да­ным» (спек­такль про­шел око­ло 1 тыс. раз), и гра­фи­ня Рози­на в «Женить­бе Фига­ро», и Выш­нев­ская в «Доход­ном месте», и Анна Андре­ев­на в «Реви­зо­ре», и Дом­на Пла­то­нов­на в «Вои­тель­ни­це». «Я сыг­ра­ла в более чем 50 поста­нов­ках теат­ра, рабо­та­ла с режис­се­ра­ми Вален­ти­ном Плу­че­ком, Андре­ем Гон­ча­ро­вым, Бори­сом Равен­ских, Мар­ком Заха­ро­вым, Алек­сан­дром Шир­виндтом», – пере­чис­ли­ла Васи­лье­ва.

Мужа она так­же нашла в теат­ре. Ее супру­гом стал актер Вла­ди­мир Уша­ков (1920−2011), с кото­рым она игра­ла в спек­так­ле «Сва­дьба с при­да­ным». «Мы про­жи­ли с ним очень друж­но. Он меня пони­мал, он пони­мал, что для меня глав­ное в жиз­ни – это театр и мои роли», – поде­ли­лась Васи­лье­ва.

О сталинской премии и кино

При этом твор­че­ская жиз­нь Веры Васи­лье­вой нача­лась на экра­не. Еще сту­дент­кой теат­раль­но­го учи­ли­ща она сня­лась в кар­ти­не Ива­на Пырье­ва «Ска­за­ние о зем­ле Сибир­ской» и полу­чи­ла ста­лин­скую пре­мию.

«Пона­ча­лу я не была пред­став­ле­на к награ­де, – вспо­ми­на­ет актри­са. – Одна­ко Ста­лин, кото­рый все­гда смот­рел все филь­мы, буд­то бы спро­сил: «Где нашли эту пре­ле­сть?» Ему отве­ти­ли, что Васи­лье­ва все­го лишь сту­дент­ка тре­тье­го кур­са. А он яко­бы ска­зал: «Она хоро­шо сыг­ра­ла, надо и ей пре­мию дать». Меня мгно­вен­но вклю­чи­ли в спис­ки и я ока­за­лась в числе лау­ре­а­тов. Не знаю, насколь­ко это прав­да, но мне так рас­ска­зы­ва­ли», – заме­ти­ла актри­са.

Вско­ре она сыг­ра­ла глав­ную геро­и­ню в «Сва­дьбе с при­да­ным» и вно­вь была удо­сто­е­на ста­лин­ской пре­мии. Так, в 25 лет у Веры Васи­лье­вой были две пра­ви­тель­ствен­ные награ­ды.

В даль­ней­шем в кино она прак­ти­че­ски не сни­ма­лась, одна­ко в филь­мо­гра­фии актри­сы более 30 кар­тин. В том числе «Чук и Гек» (1953, режис­сер Иван Лукин­ский), «Похож­де­ния зуб­но­го вра­ча» (1965, Элем Кли­мов), «Леген­да о Тиле» (1976, Алек­сан­др Алов и Вла­ди­мир Нау­мов), «Несо­вер­шен­но­лет­ние» (1976, Вла­ди­мир Рого­вой), «Кар­на­вал» (1981, Татья­на Лиоз­но­ва).

За свою рабо­ту Вера Васи­лье­ва удо­сто­е­на зва­ния народ­ной артист­ки СССР. Награж­де­на орде­на­ми Тру­до­во­го Крас­но­го Зна­ме­ни, Поче­та, Друж­бы, «За заслу­ги перед Оте­че­ством» II, III и IV сте­пе­ней. Явля­ет­ся лау­ре­а­том теат­раль­ных пре­мий «Хру­сталь­ная Туран­дот» и «Золо­тая мас­ка», рос­сий­ской наци­о­наль­ной актер­ской пре­мии им. Андрея Миро­но­ва «Фига­ро».