Путин назвал несерьезными разговоры о полном переходе на дистанционное обучение в школах

Как бы ни развивались технологии, именно совместная работа, творчество, прямое непосредственное общение ученика и учителя дают высокое качество образования, отметил президент.

НОВО-ОГАРЕВО, 5 октяб­ря. /ТАСС/

Непо­сред­ствен­ное обще­ние уче­ни­ка и учи­те­ля помо­га­ет полу­чить обра­зо­ва­ние высо­ко­го каче­ства, а пото­му раз­го­во­ры о пол­ном пере­хо­де на дистан­ци­он­ное обу­че­ние несе­рьез­ны. Такое мне­ние выска­зал пре­зи­дент РФ Вла­ди­мир Путин на встре­че с учи­те­ля­ми и сту­ден­та­ми педа­го­ги­че­ских вузов, кото­рую про­вел в поне­дель­ник в режи­ме видео­кон­фе­рен­ции.

«Раз­го­во­ры о закры­тии школ, либо о пол­ном пере­хо­де в буду­щем на дистан­ци­он­ный фор­мат обу­че­ния явля­ют­ся несе­рьез­ны­ми, пото­му что, как бы ни раз­ви­ва­лись тех­но­ло­гии, имен­но сов­мест­ная рабо­та, твор­че­ство, пря­мое непо­сред­ствен­ное обще­ние уче­ни­ка и учи­те­ля – это то, что дает высо­кое каче­ство обра­зо­ва­ния», – ска­зал пре­зи­дент.

Путин заме­тил, что как бы высо­ко­пар­но ни зву­ча­ло, но буду­щее стра­ны созда­ет­ся моло­де­жью. «Но каче­ство моло­де­жи, уро­вень под­го­тов­ки моло­де­жи зави­сит от школь­но­го учи­те­ля, так что в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни от вас зави­сит и буду­щее стра­ны», – обра­тил­ся гла­ва госу­дар­ства к участ­ни­кам встре­чи, доба­вив, что Рос­сии нуж­но силь­ное, ува­жа­ю­щее себя обще­ство. В свя­зи с этим Путин отме­тил, что за непол­ный год дей­ствия про­грам­мы «Зем­ский учи­тель» в малые горо­да, села, в том числе и Даль­не­го Восто­ка, при­е­ха­ли рабо­тать более 1,5 тыс. учи­те­лей.

Высокий уровень образования

Рос­сии уда­лось сохра­нить уро­вень обра­зо­ва­ния даже в усло­ви­ях пан­де­мии, школь­ни­ки, роди­те­ли и учи­те­ля сра­бо­та­ли «на отлич­но», заявил Путин.

Он отме­тил, что в пери­од жест­ких огра­ни­че­ний из-за коро­на­ви­ру­са «было очень слож­но и школь­ни­кам, и роди­те­лям, и учи­те­лям». «Но вы сра­бо­та­ли на отлич­но, как одна коман­да», – ска­зал пре­зи­дент РФ. Он обра­тил вни­ма­ние, что пре­по­да­ва­те­ли в корот­кие сро­ки смо­гли нала­дить дистан­ци­он­ный учеб­ный про­цесс, исполь­зуя новые тех­но­ло­гии и совре­мен­ные под­хо­ды.

«В мире в целом про­бле­мы сохра­не­ния уров­ня обра­зо­ва­ния явля­ют­ся доста­точ­но ост­ры­ми, осо­бен­но в пери­од пан­де­мии. <…> Гене­раль­ный сек­ре­тарь ООН [Анто­ниу Гутер­риш] отме­чал это и с тре­во­гой гово­рил о сни­же­нии уров­ня обра­зо­ва­ния во мно­гих стра­нах в свя­зи с пан­де­ми­ей и огра­ни­че­ни­я­ми. А у нас это­го не про­изо­шло», – под­черк­нул Путин.

По его сло­вам, педа­го­ги не толь­ко сохра­ни­ли вер­но­сть тра­ди­ци­ям, но и «совер­шен­но по-ново­му для все­го обще­ства рас­кры­ли высо­кую мис­сию класс­но­го руко­во­ди­те­ля». «Все это было непро­сто: что­бы даже нахо­дясь дома, за ком­пью­те­ром, ребя­та все рав­но чув­ство­ва­ли себя одним клас­сом, что­бы у них сохра­ня­лись сти­мул и моти­ва­ция к уче­бе», – доба­вил гла­ва госу­дар­ства. «Все вели­чие, зна­чи­мо­сть тру­да педа­го­гов, так же как и меди­цин­ских работ­ни­ков, людей дру­гих жиз­нен­но важ­ных для обще­ства про­фес­сий, все мы в пол­ной мере оце­ни­ли в нелег­кий пери­од эпи­де­мии», – под­черк­нул Путин.

Опыт дистанционного образования

Полу­чен­ный в пери­од пан­де­мии опыт в сфе­ре обра­зо­ва­ния нуж­но исполь­зо­вать для совер­шен­ство­ва­ния систе­мы, заявил пре­зи­дент.

«Нам вме­сте пред­сто­ит сде­лать зна­чи­тель­ный шаг в раз­ви­тии рос­сий­ской шко­лы, исполь­зуя полу­чен­ный [в пери­од пан­де­мии] опыт и новые ком­пе­тен­ции. Они уже зарож­да­лись и рань­ше, но в пери­од эпи­де­мии все зара­бо­та­ло по-дру­го­му», – ска­зал пре­зи­дент.

Пре­зи­дент напом­нил, что обыч­но в кон­це октяб­ря под­во­дят­ся ито­ги все­рос­сий­ско­го кон­кур­са «Учи­тель года», одна­ко сей­час по объ­ек­тив­ным при­чи­нам он состо­ит­ся поз­же. «Но счи­таю, что сего­дня это­го зва­ния заслу­жи­ва­ют все педа­го­ги, кото­рые тру­ди­лись в усло­ви­ях эпи­де­мии. Это была осо­бая нагруз­ка, повы­шен­ная нагруз­ка, мы это зна­ем хоро­шо. Но все полу­чи­лось во мно­гом бла­го­да­ря вашим уси­ли­ям», – обра­тил­ся Путин к участ­ни­кам встре­чи, под­черк­нув, что оте­че­ствен­ная систе­ма обра­зо­ва­ния достой­но спра­ви­лась с воз­ник­ши­ми вызо­ва­ми.

Доступ к интернету

Доступ к широ­ко­по­лос­но­му интер­не­ту для обу­че­ния детей нуж­но обес­пе­чить уже в тече­ние сле­ду­ю­ще­го года, заявил пре­зи­дент РФ.

Одна из участ­ниц встре­чи обра­ти­лась к пре­зи­ден­ту с вопро­сом, может ли в Рос­сии быть созда­на систе­ма дистан­ци­он­но­го обу­че­ния, кото­рая может исполь­зо­вать­ся в слу­чае болез­ни уче­ни­ка или учи­те­ля. Отве­чая ей, Путин отме­тил, что такая систе­ма созда­ет­ся, при этом на пер­вый план выхо­дит про­бле­ма досту­па к обра­зо­ва­тель­ным плат­фор­мам.

«Нуж­но обес­пе­чить доступ к широ­ко­по­лос­но­му интер­не­ту. Это мы долж­ны сде­лать в тече­ние сле­ду­ю­ще­го года», – ска­зал он.

По сло­вам Пути­на, важ­но, что­бы «в каж­дой рос­сий­ской семье было соот­вет­ству­ю­щее обо­ру­до­ва­ние». «У нас есть опре­де­лен­ные пла­ны, что нуж­но сде­лать к 2024 году, что – к 2030 году. К 2030 году прак­ти­че­ски сто­про­цент­но дол­жен во всей стра­не быть обес­пе­чен доступ к интер­не­ту ско­рост­но­му, широ­ко­по­лос­но­му, и обо­ру­до­ва­ние долж­но быть», – под­черк­нул пре­зи­дент. Он отме­тил, что сей­час суще­ству­ют целые про­грам­мы по орга­ни­за­ции досту­па к широ­ко­по­лос­но­му интер­не­ту; сред­ства на их реа­ли­за­цию в бли­жай­шие несколь­ко лет уже преду­смот­ре­ны.

При этом гла­ва госу­дар­ства напом­нил, что сей­час дей­ству­ет про­грам­ма «Зем­ский учи­тель», кото­рая так­же поз­во­ля­ет обес­пе­чить рав­ный доступ к обра­зо­ва­нию для детей по всей стра­не. «Это дает воз­мож­но­сть таким моло­дым пер­спек­тив­ным спе­ци­а­ли­стам при­е­хать в неболь­шие насе­лен­ные пунк­ты и рабо­тать там, пере­да­вая свои зна­ния уче­ни­кам, – под­черк­нул Путин. – Это чрез­вы­чай­но важ­ное направ­ле­ние, мы его, без­услов­но, будем про­дол­жать».

В то же вре­мя пре­зи­дент обра­тил­ся к губер­на­то­рам, отме­тив, что они долж­ны не толь­ко орга­ни­зо­вать выпла­ту феде­раль­ных подъ­ем­ных, но и запус­кать свои реги­о­наль­ные про­грам­мы под­держ­ки, а так­же как мож­но актив­нее помо­гать моло­дым спе­ци­а­ли­стам обу­стра­и­вать­ся на новом месте, решать вопро­сы с жильем.

Работа для старшекурсников

Пре­зи­дент Рос­сии Вла­ди­мир Путин при­звал в поне­дель­ник сту­ден­тов стар­ших кур­сов вузов идти рабо­тать в шко­лы.

«Хотел бы обра­тить­ся к сту­ден­там стар­ших кур­сов не толь­ко педа­го­ги­че­ских, но и дру­гих вузов: пожа­луй­ста, при­хо­ди­те рабо­тать в шко­лу, ваше пра­во вести уро­ки, круж­ки, сек­ции тепе­рь закреп­ле­но в зако­не», – ска­зал он на встре­че с пре­по­да­ва­те­ля­ми и сту­ден­та­ми педа­го­ги­че­ских вузов.

Путин выра­зил уве­рен­но­сть, что сту­ден­ты смо­гут най­ти общий язык со школь­ни­ка­ми, заво­е­вать авто­ри­тет и дове­рие, а так­же сами смо­гут поучить­ся у силь­ных настав­ни­ков. «Такая пре­ем­ствен­но­сть, вза­и­мо­связь поко­ле­ний обя­за­тель­но послу­жат раз­ви­тию все­го рос­сий­ско­го обра­зо­ва­ния», – доба­вил он.

Успех педагога

Успе­хи учи­те­лей во мно­гом свя­за­ны с после­ду­ю­щей реа­ли­за­ци­ей их вос­пи­тан­ни­ков, отме­тил пре­зи­дент РФ.

«Пер­спек­ти­вы любо­го чело­ве­ка, любой про­фес­сии свя­за­ны с его успе­ха­ми. Успех учи­те­ля, пре­по­да­ва­те­ля, настав­ни­ка, конеч­но, свя­зан с тем, как этот спе­ци­а­ли­ст реа­ли­зу­ет­ся в сво­их вос­пи­тан­ни­ках, каких успе­хов доби­ва­ют­ся его вос­пи­тан­ни­ки», – ска­зал Путин. Пре­зи­дент поже­лал успе­хов всем моло­дым пре­по­да­ва­те­лям на бла­го­род­ном попри­ще обу­че­ния детей и моло­де­жи.

Рос­сий­ский лидер напом­нил, что недав­но в зако­не была закреп­ле­на воз­мож­но­сть для сту­ден­тов рабо­тать в шко­лах. В педа­го­ги­че­ских вузах сту­ден­ты могут вести уро­ки начи­ная с чет­вер­то­го кур­са. Сту­ден­там непро­филь­ных вузов уже с тре­тье­го кур­са мож­но вести соот­вет­ству­ю­щие круж­ки и семи­на­ры по спе­ци­аль­но­сти. «На мой взгляд, это свое­вре­мен­но, обос­но­ван­но, пра­виль­но, и я при­зы­ваю всех моло­дых людей попро­бо­вать себя на этой рабо­те», – ска­зал он. По мне­нию пре­зи­ден­та, обще­ние с совре­мен­ны­ми детьми дает воз­мож­но­сть оце­нить свои соб­ствен­ные каче­ства и воз­мож­но­сти, выстро­ить свою даль­ней­шую про­фес­си­о­наль­ную жиз­нь.

Путин поздра­вил педа­го­гов и сту­ден­тов про­филь­ных вузов с отме­ча­е­мым 5 октяб­ря Днем учи­те­ля, назвав выбран­ную ими цель в жиз­ни бла­го­род­ной и ответ­ствен­ной. По его сло­вам, учи­те­ля помо­га­ют рас­кры­вать талант детей, слу­жат для ребят при­ме­ром, откры­ва­ют для них «абсо­лют­но бес­ко­неч­ный мир с его непро­сты­ми вопро­са­ми», вос­пи­ты­ва­ют у под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния ува­же­ние к памя­ти пред­ков и любо­вь к Рос­сии. «Во все вре­ме­на к учи­те­лям в нашей стра­не отно­си­лись с осо­бым почте­ни­ем и ува­же­ни­ем», – заклю­чил пре­зи­дент.

Гово­ря о судь­бе кон­кур­сов «Учи­тель года» и «Учи­тель буду­ще­го», Путин заве­рил, что они не будут отме­не­ны. Их пере­нос на более позд­ний срок – вынуж­ден­ная мера. «Они, конеч­но, состо­ят­ся. Это совер­шен­но оче­вид­ная вещь», – заве­рил он.