Киев основали хазары, а статус «матери городов русских» по праву принадлежит Новгороду Великому

Почему-то считается, что Киев основали славяне, и сразу же его назвали по-славянски Киевом. Потом он получил статус «матери городов русских» и «метрополии Руси», и так стал столицей Древнерусского Государства. Но на самом деле «матерью» русских городов он никогда не был, а статус «метрополии» потерял еще в XII веке. Мало того, слово «Киев» – не славянское, а тюркское, или вообще древнееврейское.

zen.yandex.ru

Исто­рия Кие­ва, быв­шей сто­ли­цы Древ­не­рус­ско­го госу­дар­ства и совре­мен­ной Укра­и­ны, извест­на нам в основ­ном по леген­дам. Дело в том, что все эти леген­ды, в том числе и све­де­ния, най­ден­ные в дошед­ших до нас древ­них руко­пи­сях, по боль­шей сво­ей части не под­твер­жда­ют­ся архео­ло­ги­че­ски­ми рас­коп­ка­ми. В общем, во всех источ­ни­ках царит страш­ный раз­но­бой, кото­рый мно­ги­ми досто­вер­ны­ми дан­ны­ми уси­ли­ва­ет­ся еще боль­ше. Поэто­му отме­тим не «фак­ты», счи­та­ю­щи­е­ся клю­че­вы­ми, а пред­по­сыл­ки, кото­рые при­ве­ли к при­зна­нию этих фак­тов досто­вер­ны­ми.

Так мог выглядеть Самватас - хазарская крепость на Днепре, стоявшая на оживленных торговых путях с Востока на Запад и с Севера на Юг. Сегодня эта бывшая крепость называется Киевом

Так мог выгля­деть Сам­ва­тас – хазар­ская кре­по­сть на Дне­пре, сто­яв­шая на ожив­лен­ных тор­го­вых путях с Восто­ка на Запад и с Севе­ра на Юг. Сего­дня эта быв­шая кре­по­сть назы­ва­ет­ся Кие­вом

Так, счи­та­ет­ся по леген­дам (вклю­чая и сомни­тель­ные лето­пи­си), что Киев был осно­ван где-то лет через 500 после Рож­де­ства Хри­сто­ва кня­зем пле­ме­ни полян Кием, а так­же его бра­тья­ми и сест­рой (Щек, Хорив, Лыбедь). Одна­ко, во-пер­вых, архео­ло­ги в куль­тур­ных сло­ях это­го места вплоть до X века не обна­ру­жи­ли вооб­ще ника­ких при­зна­ков горо­да, а, во-вто­рых, все име­на яко­бы осно­ва­те­лей Кие­ва носят не сла­вян­ское, а тюрк­ское, иран­ское, или даже древ­не­ев­рей­ское про­ис­хож­де­ние.

482 год. Братья Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь основывают Киев. Рисунок, иллюстрирующий легенду, автор и время создания рисунка неизвестны

482 год. Бра­тья Кий, Щек, Хорив и их сест­ра Лыбедь осно­вы­ва­ют Киев. Рису­нок, иллю­стри­ру­ю­щий леген­ду, автор и вре­мя созда­ния рисун­ка неиз­вест­ны

Исто­рик Г. В. Вер­над­ский (сын извест­но­го ака­де­ми­ка В. И. Вер­над­ско­го), очень дол­го изу­чав­ший исто­рию Руси, сде­лал заклю­че­ние, что Киев был осно­ван хаза­ра­ми в нача­ле IX века как опор­ный пункт на запад­ной гра­ни­це Хазар­ско­го Кага­на­та, очер­чен­ной широ­ким поя­сом Дне­пра. Очень инте­рес­на вер­сия, что этот опор­ный пункт при хаза­рах назы­вал­ся Сам­ва­та­сом (что мож­но пере­ве­сти как «верх­ние укреп­ле­ния»). Об этом назва­нии мож­но узнать из трак­та­та «Об управ­ле­нии импе­ри­ей» визан­тий­ско­го импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Баг­ря­но­род­но­го, кото­рый он напи­сал в сере­ди­не X века. Так­же о Сам­ва­та­се упо­ми­на­ли и неко­то­рые армян­ские хри­сти­ан­ские хро­ни­сты.

Но отку­да же пош­ло совре­мен­ное назва­ние Кие­ва?

Самое инте­рес­ное заклю­ча­ет­ся в том, что сло­во «Киев» впер­вые встре­че­но иссле­до­ва­те­ля­ми в древ­нем еврей­ском доку­мен­те, дошед­шем до нас в ори­ги­на­ле. Этот доку­мент назы­ва­ет­ся «Киев­ское пись­мо» и явля­ет­ся свое­об­раз­ным «под­пис­ным листом», в кото­ром содер­жит­ся прось­ба к еврей­ской еги­пет­ской общи­не собрать сред­ства на выкуп неко­е­го Яако­ва бен Ханук­ки, попав­ше­го в Кие­ве в дол­го­вую яму. Текст напи­сан на иври­те, но сло­во «Киев» запи­са­но на хазар­ском алфа­ви­те и выгля­дит в латин­ской тран­скрип­ции как Qiyyob. Пись­мо было най­де­но в одной из древ­них сина­гог в Каи­ре (Еги­пет), и дати­ру­ет­ся X веком (точ­нее уста­но­вить пока что невоз­мож­но).

"Киевское письмо", в котором упоминается древнее название Киева (внизу слева)

«Киев­ское пись­мо», в кото­ром упо­ми­на­ет­ся древ­нее назва­ние Кие­ва (вни­зу сле­ва)

Одна­ко во всех досто­вер­ных рус­ских источ­ни­ках архео­ло­ги­че­ско­го про­ис­хож­де­ния Киев вооб­ще не упо­ми­на­ет­ся вплоть до сере­ди­ны XI века. Имен­но тем вре­ме­нем дати­ру­ют­ся пер­вые бере­стя­ные гра­мо­ты, в кото­рых встре­ча­ет­ся назва­ние горо­да – Кыевъ. До это­го вре­ме­ни исто­рия горо­да вооб­ще непо­нят­на, поэто­му при­хо­дит­ся верить «Пове­сти вре­мен­ных лет», кото­рая в ори­ги­на­ле до нас не дошла, и пото­му впол­не спра­вед­ли­во может счи­тать­ся гораз­до более позд­ней фаль­си­фи­ка­ци­ей.

Исхо­дя из это­го сооб­ра­же­ния, сего­дня досто­вер­но неиз­вест­но – в каком же имен­но горо­де пра­ви­ли Аскольд и Дир, а потом и Вещий Олег во вто­рой поло­ви­не XI сто­ле­тия? А так­же непо­нят­но, где «сиде­ли» и «тво­ри­ли» князь Игорь, кня­ги­ня Оль­га, Свя­то­слав, Вла­ди­мир Кре­сти­тель и про­чие киев­ские пер­со­на­жи вплоть до сере­ди­ны XI века, когда о Кие­ве появ­ля­ют­ся неопро­вер­жи­мые бере­стя­ные сви­де­тель­ства.

Границы Хазарского Каганата к середине IX столетия

Гра­ни­цы Хазар­ско­го Кага­на­та к сере­ди­не IX сто­ле­тия

Ну лад­но, не будем в этом исто­ри­че­ском боло­те копать­ся, раз до его дна не доко­па­лись авто­ри­тет­ные уче­ные с миро­вы­ми име­на­ми. Про­сто про­сле­дим, как отно­си­лись к «неиз­вест­но­му» Кие­ву более позд­ние «иссле­до­ва­те­ли» Древ­ней Руси, в част­но­сти – соста­ви­те­ли «Пове­сти вре­мен­ных лет».

Утвер­жда­ет­ся, что этот доку­мент был напи­сан в самом нача­ле XII века, то есть более чем через 200 лет после опи­сы­ва­е­мых собы­тий. В лето­пи­си рас­ска­зы­ва­ет­ся, что когда князь Олег при­шел в Киев из Нов­го­ро­да, он лик­ви­ди­ро­вал преж­них его вла­дель­цев – вое­вод Асколь­да и Дира, послан­ных в Киев Рюри­ком за 20 лет до это­го, что­бы они очи­сти­ли город от хазар. После это­го он «сел» в Кие­ве кня­зем и ска­зал такие сло­ва:

«Да будет это мать горо­дам рус­ским».

Примерно так выглядела речь Вещего Олега в изложении Нестора Летописца

При­мер­но так выгля­де­ла речь Веще­го Оле­га в изло­же­нии Несто­ра Лето­пис­ца

Весь­ма непо­нят­ное выска­зы­ва­ние, пото­му что если в то вре­мя Киев назы­вал­ся Кие­вом, или хотя бы Сам­ва­та­сом, то есте­ствен­ней было бы его обо­звать не «мате­рью», а «отцом». Не сле­ду­ет счи­тать наших пред­ков (что Оле­га, что авто­ров «Пове­сти») каки­ми-то иди­о­та­ми, кото­рые не могли отли­чить «мать» от «отца». Сле­до­ва­тель­но, или Киев тогда назы­вал­ся жен­ским име­нем, или же более позд­ние иссле­до­ва­те­ли непра­виль­но пере­ве­ли с древ­не­рус­ско­го язы­ка сло­ва Веще­го Оле­га.

В свя­зи с этим име­ет­ся две вер­сии.

Пер­вая вер­сия гла­сит о том, что Киев тогда назы­вал­ся еврей­ским име­нем Куя­ва, что соот­вет­ству­ет жен­ско­му роду. В араб­ских источ­ни­ках это назва­ние транс­фор­ми­ру­ет­ся в Куй­а­ба, и эти источ­ни­ки, хотя так­же под­ле­жа­щие сомне­нию, под­твер­жда­ют, что город этот не рус­ский, пото­му что был ими заво­е­ван толь­ко в IX веке. Прав­да, ара­бы уточ­ня­ют, что после заво­е­ва­ния Куй­а­бы рус­ски­ми город сохра­нил свое преж­нее, еврей­ское назва­ние. Самый пер­вый источ­ник этих све­де­ний дати­ру­ет­ся 920 годом, хотя тоже, как и мно­гие дру­гие лето­пи­си, суще­ству­ет сего­дня в виде сред­не­ве­ко­вых спис­ков (копий сомни­тель­но­го про­ис­хож­де­ния).

Примерно так выглядел Киев до монголо-татарского нашествия

При­мер­но так выгля­дел Киев до мон­го­ло-татар­ско­го наше­ствия

Таким обра­зом ста­но­вит­ся понят­ным, поче­му Киев вдруг стал «мате­рью», и это до сих пор никем не оспа­ри­ва­ет­ся. Но для тех, кто не хочет в эту вер­сию верить (и спра­вед­ли­во, при­чем, учи­ты­вая сомни­тель­но­сть источ­ни­ков), пред­ла­га­ем вто­рой вари­ант.

Вто­рая вер­сия. На самом деле князь Олег гово­рил не про мать, а про «мет­ро­по­лию». «Мет­ро­по­лия» – это гре­че­ское сло­во, обо­зна­ча­ю­щее глав­ный город стра­ны над все­ми дру­ги­ми (поз­же оно ста­ло обо­зна­чать стра­ну, вла­де­ю­щую «замор­ски­ми» коло­ни­я­ми).

Мы не зна­ем, что там кон­крет­но ска­зал Олег, «сев» в Кие­ве, и гово­рил ли он что-то по это­му пово­ду вооб­ще. Но исхо­дя из того, что все лето­пи­си в Древ­ней Руси писа­лись в мона­сты­рях, для оби­та­те­лей кото­рых глав­ным был не наци­о­наль­ный язык, а гре­че­ский, с боль­шой долей веро­ят­но­сти мож­но пред­по­ло­жить, что лето­пи­сец (Нестор) ука­зал зна­че­ние горо­да имен­но на гре­че­ском язы­ке, а по-рус­ски так и вышло типа «мать» (в ори­ги­на­ле – мти).

Таким обра­зом мы видим, что пре­сло­ву­тое сло­во «мать» в отно­ше­нии толь­ко что заво­е­ван­но­го Кие­ва, ука­зы­ва­ло не на его зна­че­ние, а на ста­тус. Зна­че­ние Кие­ва как «мате­ри горо­дов рус­ских» не под­твер­жда­ет­ся ничем, так как это зна­че­ние ско­рее име­ет Нов­го­род Вели­кий, кото­рый по-насто­я­ще­му явля­ет­ся сакраль­ной сто­ли­цей и Руси, и Рос­сии и по сей день. Прав­да, «мет­ро­по­ли­ей» он про­был недол­го, зато мно­гие дан­ные ука­зы­ва­ют на то, что Нов­го­род гораз­до стар­ше Кие­ва имен­но как город­ской эко­но­ми­че­ский, поли­ти­че­ский и куль­тур­ный цен­тр, а не про­сто как дерев­ня зем­ле­дель­цев или погра­нич­ная заста­ва.

Привет из Киева!

При­вет из Кие­ва!

А ста­тус Кие­ва как «мет­ро­по­лии» про­дер­жал­ся совсем недол­го – до сере­ди­ны XII века, когда этот ста­тус ста­ли оспа­ри­вать дру­гие рус­ские кня­зья, в част­но­сти – вла­ди­мир­ский князь Андрей Бого­люб­ский, кото­рый в 1169 году вме­сте с дру­ги­ми рус­ски­ми кня­зья­ми напал на Киев и почти его уни­что­жил.

Зна­че­ние Кие­ва как «мет­ро­по­лии» пол­но­стью про­па­ло менее чем через 100 лет, после мон­го­ло-татар­ско­го наше­ствия и штур­ма ими Кие­ва в 1240 году, когда реаль­ный ста­тус «мет­ро­по­лии» (или «мате­ри») всех осталь­ных горо­дов Древ­не­рус­ско­го Госу­дар­ства пере­нял-таки Вла­ди­мир, а затем и Москва. Так что сего­дня Киев не может счи­тать­ся ни «мате­рью», ни «мет­ро­по­ли­ей», а былые заслу­ги это­го древ­не­го хазар­ско-еврей­ско-сла­вян­ско­го горо­да уже не име­ют совер­шен­но ника­ко­го зна­че­ния.