Десять главных технологических достижений России в 2020 году

Вла­ди­мир Путин пред­ло­жил объ­явить 2021-й Годом нау­ки и тех­но­ло­гий. Эта ини­ци­а­ти­ва не слу­чай­на – несмот­ря на санк­ции Запа­да и пан­де­мию, в Рос­сии на пер­вые роли все боль­ше выхо­дит инно­ва­ци­он­ная эко­но­ми­ка. Какие глав­ные науч­но-тех­но­ло­ги­че­ские успе­хи достиг­ну­ты оте­че­ствен­ны­ми уче­ны­ми и про­мыш­лен­но­стью в ухо­дя­щем году?

ru-an.info

После собы­тий 2014 года мно­гие экс­пер­ты пред­ре­ка­ли «тех­но­ло­ги­че­скую изо­ля­цию» рос­сий­ской эко­но­ми­ки. Такое убеж­де­ние бази­ро­ва­лось на извест­ном про­ти­во­сто­я­нии двух эко­но­ми­че­ских моде­лей: про­тек­ци­о­низ­ма и сво­бо­ды тор­гов­ли.

Обыч­ное утвер­жде­ние сто­рон­ни­ков сво­бод­ной тор­гов­ли состо­ит в том, что про­тек­ци­о­низм и закры­тие наци­о­наль­но­го рын­ка ведет к загни­ва­нию эко­но­ми­ки, а вот сво­бо­да тор­гов­ли наобо­рот – к про­цве­та­нию стра­ны. Имен­но в такой логи­ке раз­ви­тые стра­ны Запа­да хоте­ли «коло­ни­зи­ро­вать» Рос­сию в нача­ле 1990-х годов. Тогда нашей стра­не пред­ло­жи­ли «тихо качать нефть и газ», а все мало-маль­ски тех­но­ло­гич­ное и инно­ва­ци­он­ное – поку­пать за рубе­жом. Все в логи­ке англий­ско­го эко­но­ми­ста XIX века Дави­да Рикар­до, кото­рый нагляд­но про­счи­тал при­мер «обме­на англий­ской шер­сти на пор­ту­галь­ское вино» и дока­зал, что Пор­ту­га­лии луч­ше рас­тить вино­град, а Англии – раз­во­дить овец, с тем, что­бы потом выгод­но поме­нять эти това­ры в сво­бод­ной тор­гов­ле.

Ров­но такую же схе­му пред­ло­жи­ли после раз­ва­ла глу­бо­ко «про­тек­ци­о­нист­ско­го» СССР и Рос­сии. Мол, пусть каж­дый зани­ма­ет­ся тем, что у него полу­ча­ет­ся луч­ше все­го: США про­из­во­дят ком­пью­те­ры и само­ле­ты, а Рос­сия – про­сто кача­ет нефть. Нас убеж­да­ли: рус­ские, хва­тит думать о хай-теке, достав­шем­ся вам от СССР, вы зара­бо­та­е­те втрое боль­ше, если бро­си­те все силы стра­ны на неф­те­до­бы­чу!

Одна­ко в реаль­ном мире «обмен шер­сти на вино» пыта­ют­ся пре­вра­тить в «стек­лян­ные бусы в обмен на зем­лю». Одна из стран (коло­ния) попа­да­ет во всё боль­шую зави­си­мо­сть от миро­во­го лиде­ра (мет­ро­по­лии). После чего коло­ния отста­ет в циви­ли­за­ци­он­ной гон­ке – и часто уже навсе­гда. Все это было дока­за­но дру­гим эко­но­ми­че­ским гени­ем – австрий­цем Дани­е­лем Листом.

Поэто­му от «Рос­сии образ­ца 2014 года» жда­ли имен­но тако­го сце­на­рия: аго­нии в тис­ках запад­ных тех­но­ло­ги­че­ских санк­ций, а потом – сда­чи любой поли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской неза­ви­си­мо­сти.

Алма­зы под наши­ми нога­ми

Тепе­рь же, в 2020-м, ста­ло ясно, что сце­на­рий по тех­но­ло­ги­че­ской изо­ля­ции нашей стра­ны не сра­бо­тал. Здра­вый рос­сий­ский про­тек­ци­о­низм и «опо­ра на соб­ствен­ные силы» ока­за­лись силь­нее при­ма­та «сво­бо­ды тор­гов­ли», кото­рым пыта­ют­ся зло­упо­тре­бить США. 2020 год стал вре­ме­нем демон­стра­ции финаль­ных тех­но­ло­ги­че­ских дости­же­ний, став­ших резуль­та­та­ми уси­лий преды­ду­щих лет и даже деся­ти­ле­тий. Попро­бу­ем соста­вить рей­тинг этих успе­хов – деся­ть глав­ных науч­но-тех­но­ло­ги­че­ских про­ры­вов нашей стра­ны в ухо­дя­щем году.

1. Пер­вое место сто­ит отдать, несо­мнен­но, рос­сий­ской вак­ци­не про­тив ново­го коро­на­ви­ру­са «Спут­ник V». Вак­ци­на экс­трен­но раз­ра­бо­та­на все­го за несколь­ко меся­цев, но это ста­ло резуль­та­том тита­ни­че­ской рабо­ты преды­ду­щих лет в Цен­тре им. Гама­леи. Несколь­ко лет в Цен­тре рабо­та­ли над созда­ни­ем вак­ци­ны про­тив MERS (виру­са ближ­не­во­сточ­но­го респи­ра­тор­но­го син­дро­ма) – и ока­за­лось, что имен­но дан­ная рабо­та может стать основ­ной для раз­ра­бот­ки вак­ци­ны и про­тив коро­на­ви­ру­са. На под­хо­де еще несколь­ко вак­цин про­тив COVID-19 дру­гих рос­сий­ских науч­ных цен­тров.

2. Под самый конец года в воз­дух под­нял­ся про­хо­дя­щий испы­та­ния новый оте­че­ствен­ный лай­нер МС-21 – и это впер­вые про­изо­шло с новым оте­че­ствен­ным дви­га­те­лем ПД-14. Без сомне­ния, нали­цо колос­саль­ный тех­но­ло­ги­че­ский про­рыв. Стран, про­из­во­дя­щих подоб­ные авиа­ци­он­ные дви­га­те­ли, в мире мень­ше, чем стран, спо­соб­ных выве­сти чело­ве­ка в кос­мос.

3. Уни­каль­ная пла­ву­чая АЭС «Миха­ил Ломо­но­сов» в сере­ди­не теку­ще­го года была вве­де­на в экс­плу­а­та­цию и пода­ла пер­вые свет и теп­ло в энер­го­сеть чукот­ско­го горо­да Певек. Подоб­ные пла­ву­чие АЭС – насто­я­щее спа­се­ние для уда­лен­ных при­бреж­ных реги­о­нов нашей стра­ны, круп­ней­шее тех­но­ло­ги­че­ское дости­же­ние – и весь­ма веро­ят­ный доро­го­сто­я­щий экс­порт­ный товар для дру­гих стран мира.

4. В кос­мо­се дости­же­ни­ем рос­сий­ских тех­но­ло­гий стал пер­вый рент­ге­нов­ский обзор кос­ми­че­ско­го неба, кото­рый про­из­ве­ла рос­сий­ская кос­ми­че­ская обсер­ва­то­рия «Спек­тр-РГ». Тепе­рь мы зна­ем почти что в деся­ть раз боль­ше рент­ге­нов­ских источ­ни­ков во вчет­ве­ро боль­шем раз­ре­ше­нии, неже­ли чем на быв­шей луч­шей до сих пор в мире небес­ной кар­те немец­кой орби­таль­ной обсер­ва­то­рии ROSAT, полу­чен­ной еще в 1990 году.

5. Про­изо­шел пер­вый полет ново­го рос­сий­ско­го само­ле­та Ил-114–300, кото­рый дол­жен стать одним из глав­ных инстру­мен­тов, обес­пе­чи­ва­ю­щих транс­порт­ную связ­но­сть реги­о­нов стра­ны. Авиа­ли­нии Рос­сии нуж­да­ют­ся в сот­нях подоб­ных машин. И для нее, опять же, был создан авиа­дви­га­тель новой моди­фи­ка­ции.

6. Сдан в экс­плу­а­та­цию пер­вый супер­тан­кер клас­са Афра­макс рос­сий­ской построй­ки (о зна­че­нии это­го собы­тия мы подроб­нее рас­ска­жем ниже).

7. Тяже­лая раке­та «Анга­ра-А5» совер­ши­ла вто­рой испы­та­тель­ный пуск, а зна­чит, Рос­сия полу­ча­ет пер­спек­ти­ву совер­шить соб­ствен­ную лун­ную, а может быть, даже мар­си­ан­скую про­грам­му – толь­ко раке­ты тако­го клас­са обес­пе­чи­ва­ют достав­ку на орби­ту соот­вет­ству­ю­щей полез­ной нагруз­ки.

8. Рос­сий­ский атом­ный реак­тор ново­го поко­ле­ния ВВЭР-1200 впер­вые запу­щен в экс­плу­а­та­цию за рубе­жом, на Бело­рус­ской АЭС. Это озна­ча­ет даль­ней­шую экс­пан­сию рос­сий­ско­го атом­про­ма, под­твер­жде­ние без­опас­но­сти и надеж­но­сти его тех­но­ло­гий.

9. Уче­ные «Кур­ча­тов­ско­го инсти­ту­та» сов­мест­но со спе­ци­а­ли­ста­ми сто­лич­ных вузов, МГУ и МИФИ впер­вые заре­ги­стри­ро­ва­ли сол­неч­ные ней­три­но – части­цы, обра­зу­ю­щи­е­ся внут­ри нашей звез­ды в про­цес­се слож­но­го тер­мо­ядер­но­го CNO-цик­ла, в кото­ром угле­род, азот и кис­ло­род вза­и­мо­пре­вра­ща­ют­ся друг в дру­га, попут­но исполь­зуя на это водо­род и «про­из­во­дя» гелий.

10. Уче­ные Рос­сий­ско­го хими­ко-тех­но­ло­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та (РХТУ) сов­мест­но с кол­ле­га­ми из Ниже­го­род­ско­го госу­дар­ствен­но­го тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та пред­ло­жи­ли новую тех­но­ло­гию, кото­рая поз­во­ля­ет с помо­щью мем­бран­ной очист­ки и совре­мен­ных абсор­бен­тов полу­чать чистый амми­ак. Таким обра­зом, в оче­ред­ной раз была под­твер­жде­на мак­си­ма о том, что фун­да­мен­таль­ная и при­клад­ная нау­ка вза­и­мо­дей­ству­ют друг с дру­гом, порож­дая новые тех­но­ло­ги­че­ские укла­ды. Не исклю­че­но, что уже в ско­ром вре­ме­ни ста­нет досто­я­ни­ем исто­рии ста­рый про­цесс полу­че­ния амми­а­ка, так назы­ва­е­мый про­цесс Габе­ра, кото­рый «кор­мил» все чело­ве­че­ство уже боль­ше века, обес­пе­чи­вая око­ло 23 необ­хо­ди­мо­го азо­та для роста сель­ско­хо­зяй­ствен­ных рас­те­ний. Этот про­цесс оста­вал­ся прак­ти­че­ски неиз­мен­ным с нача­ла XX века, а его глав­ной «ахил­ле­со­вой пятой» был гро­мад­ный рас­ход теп­ло­вой и элек­тро­энер­гии. Зна­ме­ни­тая «зеле­ная рево­лю­ция» в сель­ском хозяй­стве – это в первую оче­редь рас­хо­ды энер­гии на все ее эта­пы, от удоб­ре­ний и пести­ци­дов и вплоть до убор­ки уро­жая. Тепе­рь же изоб­ре­тен спо­соб полу­чать амми­ак с рас­хо­да­ми энер­гии на поря­док мень­ши­ми, неже­ли ранее.

Копай­те глуб­же, смот­ри­те шире

Каж­дое из пере­чис­лен­ных тех­но­ло­ги­че­ских дости­же­ний – лишь некая «медий­ная точ­ка», нагляд­но демон­стри­ру­ю­щая итог преды­ду­щих, дли­тель­ных и целе­на­прав­лен­ных уси­лий. Напри­мер, возь­мем ново­сть о созда­нии в Рос­сии пер­во­го супер­тан­ке­ра клас­са Афра­макс. Афра­макс – это, пожа­луй, вер­ши­на миро­во­го тан­ке­ро­стро­е­ния. За всю исто­рию тан­кер­но­го фло­та такие суда про­из­во­дил лишь деся­ток самых тех­но­ло­ги­че­ски раз­ви­тых стран, для чего исполь­зо­ва­лись самые круп­ные и пере­до­вые судо­стро­и­тель­ные пред­при­я­тия.

При этом голов­ной супер­тан­кер «Вла­ди­мир Моно­мах» про­шел весь цикл стро­и­тель­ства, от рез­ки метал­ла и до сда­чи кораб­ля заказ­чи­ку за чуть более чем два года, на уров­не луч­ших миро­вых стан­дар­тов. Ну а если уче­сть то, что вся серия супер­тан­ке­ров будет состав­лять 12 судов, из кото­рых еще три, вслед за «Моно­ма­хом», уже нахо­дят­ся в построй­ке на даль­не­во­сточ­ной вер­фи «Звез­да» – то вся мас­штаб­но­сть новой судо­стро­и­тель­ной про­грам­мы заиг­ра­ет совсем дру­ги­ми крас­ка­ми.

Попро­бу­ем осо­знать всю слож­но­сть зада­чи созда­ния в стра­не гото­во­го супер­тан­ке­ра. Ведь судо­стро­е­ние, как и мно­гие дру­гие отрас­ли, явля­ет­ся, по сути, лишь конеч­ным потре­би­те­лем, кото­рый зави­сит от мас­сы под­дер­жи­ва­ю­щих пред­при­я­тий из дру­гих отрас­лей. Напри­мер, супер­тан­кер – это и огром­ные листы судо­вой ста­ли тол­щи­ной два сан­ти­мет­ра, для кото­рых при­шлось начать выпус­кать в стра­не осо­бые желез­но­до­рож­ные плат­фор­мы для пере­воз­ки тако­го нега­ба­ри­та. Не гово­ря уже о том, что само про­из­вод­ство судо­вой ста­ли для супер­тан­ке­ра арк­ти­че­ско­го клас­са – это отдель­ный вызов, уже для метал­лур­гов.

Или можем взять топ­ли­во, кото­ро­го «Вла­ди­ми­ру Моно­маху» нуж­на не одна сот­ня тонн – в сво­ей рабо­те он будет исполь­зо­вать высо­ко­эко­ло­гич­ное мотор­ное топ­ли­во стан­дар­та DMF вид III. Содер­жа­ние серы в таком топ­ли­ве не пре­вы­ша­ет 0,5 про­цен­та, что пол­но­стью соот­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям Меж­ду­на­род­ной кон­вен­ции по предот­вра­ще­нию загряз­не­ния с судов (MARPOL). Для про­из­вод­ства тако­го топ­ли­ва в Рос­сии «Рос­нефть» про­ве­ла мас­штаб­ную модер­ни­за­цию на Ком­со­моль­ском неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щем заво­де, где за этот год было пол­но­стью осво­е­но про­из­вод­ство по тре­бо­ва­ни­ям стан­дар­та DMF.

Кро­ме 12 супер­тан­ке­ров, та же «Звез­да» сей­час стро­ит пять тан­ке­ров-газо­во­зов Arc7 для рос­сий­ско­го про­ек­та «Арктик-СПГ–2», так­же зало­жен­ных в этом году. Газо­воз – гораз­до более тех­но­ло­гич­ное суд­но, неже­ли налив­ной тан­кер. При­чем по усло­ви­ям зака­за «Звез­да» долж­на будет не толь­ко зало­жить, собрать и покра­сить кор­пус суд­на, но и смон­ти­ро­вать ком­плек­ту­ю­щие для манев­ри­ро­ва­ния – в этот пункт вклю­че­ны вин­то­ру­ле­вые колон­ки, кото­рые до сих пор в основ­ном были импорт­ны­ми и не изго­тав­ли­ва­лись в Рос­сии. Кро­ме это­го, вер­фь так­же долж­на про­из­ве­сти мон­таж гру­зо­вой систе­мы, то есть мем­бран­ных тан­ков, в кото­рых хра­нит­ся сжи­жен­ный газ, что тоже явля­ет­ся самым перед­ним кра­ем совре­мен­но­го судо­стро­е­ния. При­чем все пять газо­во­зов нуж­но пере­дать заказ­чи­ку, ком­па­нии «Новат­эк», тоже в пре­дель­но сжа­тые сро­ки – уже до кон­ца 2022 года.

Но, опять-таки, даже газо­во­зы не будут самым тех­но­ло­гич­ным зака­зом «Звез­ды»! Сей­час ее ста­пе­ля загру­же­ны арк­ти­че­ски­ми суда­ми снаб­же­ния и эле­мен­та­ми огром­ных арк­ти­че­ских мор­ских плат­форм.

Стро­ят на «Звез­де» и уни­каль­ные суда, кото­рые пока что не может делать ник­то в мире – речь идет о сверх­мощ­ных ледо­ко­лах типа «Лидер» по про­ек­ту ЛК-120Я. Такие кораб­ли про­сто не име­ют ана­ло­гов в мире, дру­гие арк­ти­че­ские дер­жа­вы даже близ­ко не подо­ш­ли к рос­сий­ско­му уров­ню ледо­коль­но­го фло­та. А Рос­сия соби­ра­ет­ся к 2027 году спу­стить на воду пер­вый ледо­кол из этой серии и к нача­лу 2030-х годов иметь в сво­ем рас­по­ря­же­нии флот из трех таких «пове­ли­те­лей Арк­ти­ки».

Куда Рос­сии идти даль­ше?

Хочет­ся верить, что наша стра­на, пусть и с тру­дом, но смо­гла най­ти свою доро­гу в буду­щее. При­чем доро­гу, отлич­ную от рецеп­тов фри­тре­де­ра Рикар­до, «по заве­там» кото­ро­го сего­дня застав­ля­ют жить мно­гие афри­кан­ские стра­ны, каж­дую из кото­рых под­ря­ди­ли про­из­во­дить их соб­ствен­ную моно­куль­ту­ру – будь то какао, кофе, алма­зы, медь или бок­си­ты. В таких стра­нах нет сво­ей наци­о­наль­ной эко­но­ми­че­ской поли­ти­ки, нет неза­ви­си­мой эко­но­ми­ки и тем более нет тех­но­ло­ги­че­ско­го про­грес­са.

Все эти жерт­вы сво­бод­ной тор­гов­ли ста­ли лишь «вин­ти­ка­ми» в миро­вом раз­де­ле­нии тру­да, при­чем на самых послед­них и гряз­ных ролях. На ста­рых зва­ных пирах в зам­ках англий­ских фео­да­лов таких бед­ных род­ствен­ни­ков назы­ва­ли «сидя­щи­ми за солью»: солон­ка обыч­но замы­ка­ла набор пре­стиж­ных блюд, пода­вав­ших­ся для хозя­ев в нача­ло сто­ла, а в конец сто­ла к «сидя­щим за солью» попа­да­ли лишь объ­ед­ки.

В 2020 году Рос­сия не про­сто пока­за­ла, но и дока­за­ла, что не будет «сидеть за солью». Наша стра­на вер­ну­ла себе тех­но­ло­ги­че­ское лидер­ство и не соби­ра­ет­ся боль­ше «менять нефть на стек­лян­ные бусы» запад­но­го хай-тека.