Понты для понтифика: для чего папа римский поехал в Ирак

Руководитель арабского направления Центра востоковедных исследований и межкультурных коммуникаций Василий Останин-Головня — о том, как Ватикан конкурирует с Россией в миссии гуманитарной помощи Ближнему Востоку.

life.ru

Василий Останин-Головня

Васи­лий Оста­нин-Голов­ня

«Апо­столь­ский визит» папы рим­ско­го Фран­цис­ка в Ирак — одну из самых опас­ных стран — уже успе­ли назвать исто­ри­че­ским. За четы­ре дня Фран­циск посе­тил шесть горо­дов: Баг­дад, Над­жаф, Ур, Эрбиль, Мосул и Бах­ди­ду — цен­тр асси­рий­ско­го хри­сти­ан­ства.

Весь­ма сомни­тель­но, что папа рим­ский отпра­вил­ся наве­стить паст­ву. Абсо­лют­ное боль­шин­ство насе­ле­ния Ира­ка испо­ве­ду­ет ислам. Одна­ко исто­ри­че­ски на его тер­ри­то­рии так­же про­жи­ва­ли хри­сти­ан­ские общи­ны. В 2003 году в Ира­ке насчи­ты­ва­лось око­ло 1,5 млн хри­сти­ан (при­мер­но 3% общей чис­лен­но­сти).

Вряд ли тур­не пон­ти­фи­ка мож­но назвать про­стым жестом доб­рой воли. В рас­пи­са­нии поезд­ки папы рим­ско­го запла­ни­ро­ва­но несколь­ко важ­ных встреч. В цен­тре вни­ма­ния пока что раз­го­вор с вели­ким аятол­лой Али ас-Систа­ни, одним из самых высо­ко­по­став­лен­ных лиде­ров мусуль­ман-шии­тов.

Поми­мо пере­го­во­ров с аятол­лой Али ас-Систа­ни Фран­циск так­же встре­тит­ся с мест­ны­ми епи­ско­па­ми и сотруд­ни­ка­ми орга­ни­за­ции, кото­рая зани­ма­ет­ся помо­щью восточ­ным като­ли­че­ским церк­вям.

Гума­ни­тар­ная помо­щь ряду стран Ближ­не­го Восто­ка сей­час про­сто необ­хо­ди­ма, но в то же вре­мя она, как обыч­но, исполь­зу­ет­ся в каче­стве инстру­мен­та «мяг­кой силы». Преж­де все­го речь здесь идёт о Сирии, Лива­не, Ира­ке и Пале­сти­не. В этих стра­нах тра­ди­ци­он­но про­жи­ва­ют хри­сти­ан­ские общи­ны, кото­рые все­гда поль­зо­ва­лись под­держ­кой извне.

Огром­ную роль на про­тя­же­нии исто­рии так­же играл вопрос о покро­ви­тель­стве Свя­той зем­ле. Имен­но спор о пале­стин­ских свя­ты­нях меж­ду пра­во­слав­ной и като­ли­че­ской церк­вя­ми в своё вре­мя послу­жил фор­маль­ным пово­дом к нача­лу Крым­ской вой­ны 1853–1856 гг.

Конеч­но, послед­ние годы Рос­сия ока­зы­ва­ла (и про­дол­жа­ет ока­зы­вать) постра­дав­шей Сирии колос­саль­ную под­держ­ку. Но одна лишь гума­ни­тар­ная помо­щь пло­хо рабо­та­ет в исто­ри­че­ской пер­спек­ти­ве.

Вряд ли буду­щие поко­ле­ния, зна­ю­щие о вой­не толь­ко из школь­ных учеб­ни­ков, будут пом­нить пач­ку галет, кото­рая спас­ла их пред­ков от голод­ной смер­ти. Зато вос­ста­нов­лен­ный храм сра­зу будет ассо­ци­и­ро­вать­ся со щед­ры­ми бла­го­тво­ри­те­ля­ми. Сего­дня в борь­бе за пози­тив­ный ими­дж сре­ди ближ­не­во­сточ­ных хри­сти­ан Рос­сия стал­ки­ва­ет­ся с серьёз­ной кон­ку­рен­ци­ей со сто­ро­ны бла­го­тво­ри­тель­ных орга­ни­за­ций, свя­зан­ных с Вати­ка­ном и запад­ны­ми стра­на­ми.

Не напо­ми­на­ет ли наших чинов­ни­ков, кото­рые очень любят постро­ить одну-две дет­ских пло­щад­ки, ода­рить вете­ра­нов гро­шо­вым про­дук­то­вым набо­ром и радост­но рапор­то­вать о сво­их вели­ких дея­ни­ях? Раз­ве что песоч­ни­ца здесь куда боль­ше.