Как Россия сеет хаос в Европе

Как Россия сеет хаос в Европе
Как Россия сеет хаос в Европе

СМИ передовых стран анализируют действие новейшего инструмента России по расколу политического единства Запада.

ruspravda.info

Таким инстру­мен­том назна­че­на, как мы зна­ем, вак­ци­на Sputnik V. The New York Times в све­жей ана­ли­ти­че­ской ста­тье пишет: «оста­ет­ся неяс­ным, явля­ет­ся ли Sputnik V тем меди­цин­ским про­ры­вом, кото­рый объ­явил в про­шлом году Путин, но она уже дока­за­ла свою эффек­тив­но­сть в рас­про­стра­не­нии хао­са и рас­ко­ла в Евро­пе».

Ста­тья (надо отдать долж­ное — почти не отсту­пая от фак­тов) изла­га­ет исто­рию о том, как после при­ше­ствия рус­ской вак­ци­ны в ЕС начал­ся пере­по­лох и про­ти­во­ре­чия, в част­но­сти:

В общем, хаос и раз­драй.

…Что пока­за­тель­но в ста­тье NY Times: даже ее автор гово­рит, что в прин­ци­пе в эффек­тив­но­сти рос­сий­ской вак­ци­ны сомне­вать­ся не сто­ит («боль­шин­ство экс­пер­тов уве­ре­ны, что она рабо­та­ет»).

Он при­зна­ет, что един­ствен­ная при­чи­на рас­ко­ла, раз­д­рая и бес­по­ряд­ка в Евро­пе в свя­зи со «Спут­ни­ком» — в том, что ее наот­рез, рез­ко, апри­о­ри отвер­га­ют по поли­ти­че­ским при­чи­нам анти­рос­сий­ски настро­ен­ные силы, поли­ти­ки и пра­ви­тель­ства.

Одна­ко вино­ва­ты — не они со сво­ей тупо­ры­лой ирра­ци­о­наль­ной русо­фо­би­ей, нет. Винов­на — сама вак­ци­на. Поче­му? Ну она же, хотя было заве­до­мо извест­но, что тупо­ры­лые русо­фо­бы обзо­вут ее инстру­мен­том рос­сий­ской про­па­ган­ды и рос­сий­ско­го вли­я­ния, — тем не менее взя­ла и появи­лась. Да еще и сме­ет пред­ла­гать­ся миру на удоб­ных усло­ви­ях. И, что отдель­но оби­жа­ет — ниче­го не извест­но о том, что от нее уми­ра­ют, в отли­чие от какой-нибудь AstraZeneca.

С точ­ки зре­ния здра­во­го смысла это­го про­сто не понять: «Ваше лекар­ство зло, пото­му что у нас вас мно­гие нена­ви­дят. Поэто­му, когда вы пред­ла­га­е­те нам свое лекар­ство — у нас рас­кол и спо­ры. Зна­чит, в этом и была ваша цель».

Это даже не «гот­тен­тот­ская» логи­ка. Это логи­ка како­го-то запре­дель­но­го инфан­ти­лиз­ма, утвер­жда­ю­ще­го, что ирра­ци­о­наль­ная без­мозг­лая непри­яз­нь части евро­пей­цев к Рос­сии — нор­маль­но и хоро­шо, ее нуж­но ува­жать и с ней нуж­но счи­тать­ся, а если Рос­сия пред­ла­га­ет свою вак­ци­ну, то она тем самым оскорб­ля­ет чув­ства евро­пей­цев и их свя­щен­ное пра­во не любить Рос­сию, сле­до­ва­тель­но, она несет ответ­ствен­но­сть за все исте­ри­ки, кото­рые они по дан­но­му пово­ду ката­ют.

…Но фокус в том, что пони­мать эту ситу­а­цию сле­ду­ет не в про­стран­стве здра­во­го смысла.

Ее сле­ду­ет пони­мать в куль­тур­ном, так ска­зать, кон­тек­с­те. Мы не пой­мем запад­но­го отно­ше­ния к нам во всех наших про­яв­ле­ни­ях, если не будем пом­нить, из чего состо­ит Рос­сия в их мас­скуль­тур­ном созна­нии и какую роль она выпол­ня­ет.

Тут надо отме­тить, что любая загра­ни­ца в любой стра­не — это, без­услов­но, зер­ка­ло. Когда пред­ста­ви­те­ли любой куль­ту­ры смот­рят на любую дру­гую куль­ту­ру — они видят там соб­ствен­ные чер­ты, соб­ствен­ные про­бле­мы и соб­ствен­ные хотел­ки, зача­стую гипер­тро­фи­ро­ван­ные.

Так, Воль­тер в сво­ем «Про­сто­душ­ном» видел совер­шен­но не насто­я­щих индей­цев: он видел сугу­бо запад­ную умо­зри­тель­ную кон­цеп­цию «бла­го­род­но­го дика­ря», сво­бод­но­го от свой­ствен­но­го фран­цуз­ско­му сослов­но­му обще­ству лице­ме­рия. Ганс Хри­сти­ан Андер­сен в сво­ем «Соло­вье» изоб­ра­жал даже близ­ко не насто­я­щий Китай, а ско­рее евро­пей­ское эстет­ство. Нако­нец, наш соб­ствен­ный «Шер­лок Холмс» с Лива­но­вым и Соло­ми­ным — это вовсе ника­кая не Англия, а меч­та позд­не­со­вет­ской интел­ли­ген­ции о циви­ли­зо­ван­ной стра­не неза­ви­си­мых про­фес­си­о­на­лов, все­об­щей учти­во­сти, клу­бов, смо­кин­гов, дво­рец­ких и дам в огром­ных шля­пах.

В слу­чае с Рос­си­ей в запад­ном созна­нии — мы долж­ны вооб­ра­зить себе огром­ную дер­жа­ву неве­ро­ят­но­го шика и неве­ро­ят­но­го же звер­ства. То есть рос­ко­ши, пре­вос­хо­дя­щей все пред­став­ле­ния запад­ных домо­хо­зя­ек, и в то же вре­мя жесто­ко­сти, пре­вос­хо­дя­щей всю быто­вую и исто­ри­че­скую жесть запад­ных стран (что, как мы пони­ма­ем, зада­ча не из лег­ких).

Что­бы не углуб­лять­ся в исто­рию клюк­вы, суще­ству­ю­щей уже лет две­сти (и маги­че­ским обра­зом ока­зы­ва­ю­щей вли­я­ние на рос­сий­скую твор­че­скую интел­ли­ген­цию, вос­при­ни­ма­ю­щей соб­ствен­ную стра­ну через запад­ные куль­тур­ные кари­ка­ту­ры), мы можем про­сто озна­ко­мить­ся со свое­об­раз­ной выжим­кой в фор­ме како­го-нибудь мод­но­го сери­а­ла.

В этом смысле полез­но посмот­реть на све­жий мно­го­се­рий­ный теле­ви­зи­он­ный фильм «Тень и кость», создан­ный в ори­ги­наль­ном жан­ре «царь-панк» нет­флик­сов­ски­ми про­фи по книж­ке изра­иль­ско-аме­ри­кан­ской писа­тель­ни­цы.

Те, кто уже озна­ко­мил­ся с шедев­ром, пом­нят, что дело там про­ис­хо­дит в фан­та­зий­ной стра­не Рав­ке, спи­сан­ной, как пишут в рецен­зи­ях, с Рос­сии XIX века. На самом деле она спи­са­на с гол­ли­вуд­ско-евро­пей­ско­го кино по «Вой­не и миру» и с пота­ен­ных фан­та­зий упо­мя­ну­тых домо­хо­зя­ек о жесто­ких и необуз­дан­ных Russians, кото­рые, выпив вод­ки, избив друг дру­га в кро­вь во имя зве­ри­ной мас­ку­лин­но­сти и попра­вив папа­ху, наде­ва­ют кру­той мун­дир и идут во дво­рец, пора­жа­ю­щий леп­ни­ной с ная­да­ми и дри­а­да­ми, и там при­ни­ма­ют реше­ние заво­е­вать какую-нибудь новую стра­ну, пода­вить какое-нибудь вос­ста­ние голо­да­ю­щих и про­чее.

Рос­сий­ско­му зри­те­лю потре­бу­ет­ся уси­лие для того, что­бы не взвы­ть от демон­стри­ру­е­мых поро­ков «рус­ско­го» обще­ства в дан­ной кар­ти­не (лич­но я взвыл на том месте, где девуш­ке-рядо­во­му с ази­ат­ски­ми чер­та­ми повар воен­но-поле­вой кух­ни отка­зы­ва­ет в ее закон­ной пор­ции греч­ки, пото­му что расизм — и вооб­ще вокруг всю­ду зву­чат выкри­ки про полу­кро­вок). Всех вокруг пери­о­ди­че­ски отправ­ля­ют на Вер­ную Смерть, цве­тет жут­кий сек­су­аль­ный хар­расмент, все стра­да­ют, всю­ду предубеж­де­ния и очень мно­го Абсо­лют­ной Вла­сти.

Лег­ко видеть, что такая Рос­сия есть не Рос­сия, а Европа/Америка, гру­бо гово­ря, белый Запад, гля­дя­щий­ся в зер­ка­ло соб­ствен­ных бед, про­блем и пре­ступ­ле­ний.

И поэто­му ему, конеч­но, совер­шен­но необ­хо­ди­ма Рос­сия не насто­я­щая, а та, в кото­рой все его жут­ко­ва­тые чер­ты гипер­тро­фи­ро­ва­ны и дове­де­ны до кари­ка­тур­но­го абсо­лю­та.

И поэто­му, выслу­ши­вая обви­не­ния в том, что мы повин­ны в запад­ной русо­фо­бии, мы име­ем дело с про­стей­шим пси­хо­ло­ги­че­ским пере­но­сом: даже худ­ший евро­пе­ец не может быть, конеч­но, так плох, как пло­ха Рос­сия. Евро­пей­цы могут быть ксе­но­фо­ба­ми — но в Рос­сии ксе­но­фо­бия обя­за­на быть чудо­вищ­ной; евро­пей­ские стра­ны могут иметь в шка­фах несколь­ко сотен мил­ли­о­нов ске­ле­тов пора­бо­щен­ных и ограб­лен­ных стран — но жерт­вы Рос­сии долж­ны идти на мил­ли­ар­ды; у евро­пей­цев могут быть про­бле­мы с соци­аль­ным рас­сло­е­ни­ем — но в Рос­сии, конеч­но, оли­гар­хи и siloviki ездят в золо­тых бэт­э­эрах пря­мо по оде­тым в меш­ко­ви­ну про­хо­жим.

Из Рос­сии не может быть ниче­го доб­ро­го — не пото­му, что запад­ный чело­век не верит в мощь рос­сий­ской нау­ки (еще как верит), а пото­му, что «доб­рая Рос­сия» зву­чит для запад­но­го базо­во­го созна­ния как «черст­вый закат» или «ездо­вой гусь»: пред­ста­вить себе сани, запря­жен­ные гуся­ми, оно не в состо­я­нии.

«Наци­о­наль­ная спе­ци­а­ли­за­ция» Рос­сии в запад­ном базо­вом созна­нии — быть скла­дом и зер­ка­лом запад­ных гре­хов. Есте­ствен­но, кри­вым и фан­та­сти­че­ским — но нам с этим при­дет­ся жить еще очень дол­го. А рос­сий­ские попыт­ки (воль­ные и неволь­ные) раз­бить или выпря­мить это зер­ка­ло будут сами по себе вос­при­ни­мать­ся как злое зло — что мы и наблю­да­ем в исто­рии с вак­ци­ной.

Хоро­шая ново­сть тут в том, что дис­кре­ди­та­ция дан­но­го обра­за — вопрос вре­ме­ни. Чем боль­ше будет появ­лять­ся про­ры­вов, подоб­ных «Спут­ни­ку V», и чем доро­же будет Запа­ду обхо­дить­ся упор­ное соблю­де­ние соб­ствен­ных иллю­зий в ущерб реаль­но­сти (сто­ит вспом­нить, что сей­час он уже рас­пла­чи­ва­ет­ся за это смер­тя­ми от того же коро­на­ви­ру­са) — тем более хруп­ким и неле­пым будет кри­вое зер­ка­ло и тем мень­ше оно про­сто­ит.