Москва поверила слезам. Ушёл из жизни режиссёр Владимир Меньшов

На 82-м году жизни скончался советский и российский актер и режиссер, лауреат «Оскара», народный артист РСФСР Владимир Меньшов. О его смерти сообщил на своем сайте киноконцерн «Мосфильм».

aif.ru

«Выда­ю­щий­ся совет­ский и рос­сий­ский кино­ре­жис­сёр, актёр, сце­на­ри­ст, про­дю­сер, член прав­ле­ния „Мос­филь­ма“ скон­чал­ся от послед­ствий коро­на­ви­рус­ной инфек­ции на 82-м году. Кол­лек­тив „Мос­филь­ма“ выра­жа­ет глу­бо­кие собо­лез­но­ва­ния кол­ле­гам, род­ным и близ­ким Вла­ди­ми­ра Вален­ти­но­ви­ча. Скор­бим вме­сте с вами. Мы поте­ря­ли наше­го доро­го­го дру­га, мос­филь­мов­ца, отда­вав­ше­го род­ной кино­сту­дии все свои твор­че­ские силы и яркий талант по-насто­я­ще­му народ­но­го режис­сё­ра, заме­ча­тель­ные филь­мы кото­ро­го зна­ют и любят мил­ли­о­ны людей», — ска­за­но в сооб­ще­нии.

Мень­шов был гос­пи­та­ли­зи­ро­ван в кон­це июня с низ­кой сату­ра­ци­ей. По дан­ным теле­грам-кана­ла Mash, он лежал в ГКБ №15; вра­чи выяви­ли у него двух­сто­рон­нюю пнев­мо­нию и тре­тью ста­дию дыха­тель­ной недо­ста­точ­но­сти.

Владимир Меньшов в роли Семена Боброва в фильме «Человек на своем месте». 1973 год.
Вла­ди­мир Мень­шов в роли Семе­на Боб­ро­ва в филь­ме «Чело­век на сво­ем месте». 1973 год.

Вла­ди­мир Мень­шов родил­ся 17 сен­тяб­ря 1939 года в Баку, где про­хо­дил служ­бу его отец; вме­сте с семьей он часто пере­ез­жал. Рос в Архан­гель­ске, потом Мень­шо­вы устро­и­лись в Аст­ра­ха­ни, на роди­не его роди­те­лей. После шко­лы решил стать акте­ром, но пер­вая попыт­ка ока­за­лась неудач­ной — посту­пить во ВГИК ему не уда­лось. Мень­шов вер­нул­ся в Аст­ра­ха­нь, был рабо­чим-тока­рем, шах­те­ром, водо­ла­зом и пытал­ся вопло­тить в жиз­нь свою меч­ту сно­ва и сно­ва. Удач­ной ока­за­лась чет­вер­тая попыт­ка — в 1961 году Мень­шов стал сту­ден­том Шко­лы-сту­дии МХАТ. Там он позна­ко­мил­ся с Верой Ален­то­вой — они поже­ни­лись и про­жи­ли вме­сте всю жиз­нь.

После вуза карьер­ные пер­спек­ти­вы Мень­шо­ва про­смат­ри­ва­лись не очень хоро­шо; в сто­лич­ные теат­ры его не при­ня­ли (а вот Ален­то­ву взя­ли в театр име­ни Пуш­ки­на), он уехал в Став­ро­поль, слу­жил там два года в мест­ном драм­те­ат­ре. Но ему хоте­лось чего-то дру­го­го. Он вер­нул­ся в Моск­ву, посту­пил в аспи­ран­ту­ру ВГИК, при­чем на факуль­тет режис­су­ры, в мастер­скую Миха­и­ла Ром­ма, и успеш­но его окон­чил. Чуть поз­же Мень­шов начал актив­но рабо­тать в кино, но пер­вые его роли и сце­на­рии были не самы­ми боль­ши­ми хита­ми. В 1970-м он напи­сал сце­на­рий и снял­ся в корот­ко­мет­раж­ном филь­ме Алек­сандра Пав­лов­ско­го «Счаст­ли­вый Кукуш­кин», затем сыг­рал глав­ную роль в дра­ме Алек­сея Саха­ро­ва «Чело­век на сво­ём месте».

В его филь­мо­гра­фии одна за дру­гой появ­ля­лись кар­ти­ны — «Солё­ный пёс», «Послед­няя встре­ча», «Ар-хи-ме-ды!», «Мои доро­гие». В лен­те Алек­сандра Мит­ты «Сказ про то, как царь Пётр ара­па женил» Мень­шов сыг­рал бли­жай­ше­го спо­движ­ни­ка рус­ско­го импе­ра­то­ра — Алек­сандра Мен­ши­ко­ва.

В 1976-м Мень­шов нако­нец снял свой соб­ствен­ный фильм, это была школь­ная дра­ма «Розыг­рыш». Сце­на­рий к этой кар­ти­не, напи­сан­ный Семе­ном Лун­ги­ным, дол­го лежал без дви­же­ния: опыт­ные режис­се­ры опа­са­лись брать­ся за этот мате­ри­ал. Но Мень­шов спра­вил­ся; фильм полу­чил несколь­ко пре­стиж­ных при­зов на Все­со­юз­ных кино­фе­сти­ва­лях, Госу­дар­ствен­ную пре­мию РСФСР, а так­же про­сла­вил испол­ни­те­лей глав­ных ролей — сре­ди них был и моло­дой актер Дмит­рий Хара­тьян.

Режис­сер­ский дебют Вла­ди­ми­ра Мень­шо­ва ока­зал­ся удач­ным; но ещё более удач­ным ока­зал­ся его вто­рой фильм, зна­ме­ни­тый «Москва сле­зам не верит». Исто­рия трех подруг-про­вин­ци­а­лок, поко­рив­ших Моск­ву, про­из­ве­ла впе­чат­ле­ние не толь­ко на совет­ских зри­те­лей (а они смот­ре­ли кар­ти­ну не по одно­му разу и сде­ла­ли лен­ту лиде­ром совет­ско­го про­ка­та), но и на аме­ри­кан­ских кино­ака­де­ми­ков. Мень­шов побе­дил, при­чем в очень оже­сто­чен­ной борь­бе. В том году за «Оскар» в номи­на­ции «Луч­ший фильм на ино­стран­ном язы­ке» боро­лись вен­гр Иштван Сабо, япо­нец Аки­ра Куро­сава и фран­цуз Фран­с­уа Трюф­фо — ком­па­ния более чем солид­ная. Но «Москва сле­зам не верит» суме­ла высто­ять и стать вто­рым (или тре­тьим, если учи­ты­вать «Дер­су Уза­ла» Куро­са­вы) совет­ским «Оска­ром» в ино­стран­ной кате­го­рии.

Для Мень­шо­ва эта побе­да почти ниче­го не изме­ни­ла. На цере­мо­нию его не отпу­сти­ли, ста­ту­эт­ку полу­чал совет­ский дипло­мат, и до режис­се­ра она добра­лась лишь через восе­мь лет. Он ску­по вспо­ми­нал, что полу­чен­ный «Оскар» лишь доба­вил ему «про­блем», но нико­гда не жало­вал­ся, каких имен­но. Мень­шов не «заз­вез­дил­ся», а про­дол­жал зани­мать­ся при­выч­ным делом, то есть сни­мал­ся в кино и сни­мал кино.

Тре­тий фильм Вла­ди­ми­ра Мень­шо­ва тоже попол­нил «золо­тую кол­лек­цию» совет­ско­го кине­ма­то­гра­фа — это была лири­че­ская коме­дия «Любо­вь и голу­би», экра­ни­за­ция одно­имен­ной пье­сы, напи­сан­ной по сле­дам реаль­ных собы­тий. Пье­са мно­го лет с успе­хом шла в теат­ре «Совре­мен­ник», и на глав­ную роль в кар­ти­не Мень­шов взял теат­раль­ную актри­су Нину Доро­ши­ну, играв­шую Надю и на сце­не.

«Любо­вь и голу­би» ока­зал­ся филь­мом труд­ной судь­бы. Он был закон­чен в раз­гар анти­ал­ко­голь­ной кам­па­нии, от Мень­шо­ва тре­бо­ва­ли выре­зать из лен­ты сце­ны упо­треб­ле­ния спирт­ных напит­ков, но он твер­до сто­ял на сво­ём и ока­зал­ся прав. Имен­но в режис­сер­ской вер­сии «Любо­вь и голу­би» ока­за­лись поис­ти­не народ­ным филь­мом, а фра­зы из него до сих пор зна­ко­мы боль­шин­ству зри­те­лей.

В интер­вью «АиФ» Мень­шов рас­ска­зы­вал, что «Любо­вь и голу­би» ока­зал­ся для него очень доро­гим филь­мом, и объ­яс­нил, поче­му.

«Когда вышла кар­ти­на «Москва сле­зам не верит», я был под­вер­жен серьёз­но­му ост­ра­киз­му со сто­ро­ны сво­их кол­лег: ну что это такое? Такой фильм каж­дый может снять, так уж полу­чи­лось, уда­ча боль­шая и так далее. Когда я снял фильм «Любо­вь и голу­би», раз­го­во­ры тако­го рода пре­кра­ти­лись пол­но­стью. Ста­ло понят­но, что на моей сто­ро­не не толь­ко уда­ча, но и про­фес­сия и мно­го дру­гих досто­ин­ств, кото­рые на самом деле есть, но каза­лись для моих про­тив­ни­ков несу­ще­ствен­ны­ми. В общем, жить мне ста­ло намно­го лег­че», — гово­рил режис­сер.

Вооб­ще сни­мал Мень­шов мало, мень­ше, чем мог бы, навер­ное. При СССР он так боль­ше и не поста­вил ни одно­го филь­ма; в новой Рос­сии выпу­стил коме­дию «Шир­ли-мыр­ли», кото­рый раз­де­лил зри­те­лей на две части: одни про­сто сме­я­лись над геро­я­ми это­го фар­са, дру­гим фильм пока­зал­ся пош­ло­стью. Но «народ­но­сть» «Шир­ли-мыр­ли», пожа­луй, при­зна­ва­ли и те, и дру­гие — во вся­ком слу­чае, афо­риз­мы из лен­ты тоже попол­ни­ли рус­ский язык.

Послед­ним худо­же­ствен­ным филь­мом Мень­шо­ва-режис­се­ра ста­ла дра­ма об СССР 80-х «Зави­сть богов».

В основ­ном он рабо­тал как актер. У него были роли в сери­а­лах «Лик­ви­да­ция» и «Ека­те­ри­на», в коме­ди­ях «Выкру­та­сы» и «Любо­вь-мор­ко­вь 3», в филь­мах «Generation «П»», «О чём ещё гово­рят муж­чи­ны», «Леген­да №17» — он сни­мал­ся мно­го и часто, чаще в эпи­зо­дах. Но все пом­нят его свет­ло­го мага Гесе­ра из экра­ни­за­ции рома­нов Сер­гея Лукья­нен­ко «Ноч­ной дозор» и «Днев­ной дозор» — Мень­шов сумел создать образ, кото­рый бук­валь­но «при­лип» к нему.

Мень­шов вооб­ще не тер­пел неспра­вед­ли­во­сти, как он её пони­мал. В 2007-м он отка­зал­ся вру­чать кино­на­гра­ду филь­му «Сво­ло­чи». В 2011-м как гла­ва Рос­сий­ско­го оска­ров­ско­го коми­те­та высту­пил про­тив выдви­же­ния кар­ти­ны Ники­ты Михал­ко­ва «Утом­лен­ные солн­цем 2: Цита­дель» – что закон­чи­лось серьез­ным скан­да­лом. Актив­но зани­мал­ся поли­ти­кой, уже в 2021-м выдви­гал­ся в депу­та­ты Гос­ду­мы ново­го созы­ва.

«Он был моим сосе­дом, дру­гом, пре­крас­ным режис­се­ром. Арти­сты меч­та­ли у него сни­мать­ся. Это было для них сча­стье. Он умел дарить сво­им кол­ле­гам твор­че­скую радо­сть», — ска­зал в ком­мен­та­рии кана­лу «360» актер Вале­рий Гар­ка­лин, сыг­рав­ший у Мень­шо­ва в «Шир­ли-Мыр­ли».