О чём говорится в новой Стратегии национальной безопасности

В России впервые за шесть лет принята новая Стратегию национальной безопасности. В число приоритетов Москвы вошли обеспечение кибербезопасности, сотрудничество с Китаем и Индией и политика сдерживания угроз со стороны Запада.

3 июля всту­па­ет в силу обнов­лен­ный указ «О Стра­те­гии наци­о­наль­ной без­опас­но­сти РФ», под­пи­сан­ный Вла­ди­ми­ром Пути­ным. Доку­мент опуб­ли­ко­ван на офи­ци­аль­ном пор­та­ле пра­во­вой инфор­ма­ции.

Преды­ду­щая редак­ция стра­те­гии была утвер­жде­на пре­зи­ден­том в 2015 году и поте­ря­ла силу. Кор­рек­ти­ро­вать­ся стра­те­гия долж­на каж­дые шесть лет.

В общем поло­же­нии доку­мен­та ска­за­но, что насто­я­щая стра­те­гия — это базо­вый доку­мент стра­те­ги­че­ско­го пла­ни­ро­ва­ния, опре­де­ля­ю­щий наци­о­наль­ные инте­ре­сы и стра­те­ги­че­ские наци­о­наль­ное при­о­ри­те­ты стра­ны, а так­же цели и зада­чи госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки в обла­сти обес­пе­че­ния без­опас­но­сти и устой­чи­во­го раз­ви­тия Рос­сии на дол­го­сроч­ную пер­спек­ти­ву.

Ее глав­ной целью оста­ет­ся обес­пе­че­ние повы­ше­ния каче­ства жиз­ни, спло­чен­но­сти и един­ства обще­ства и кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти на миро­вой аре­не.

Сек­ре­тарь Сов­беза Нико­лай Патру­шев в мае пояс­нил, что при­ни­ма­е­мая стра­те­гия не явля­ет­ся пол­но­стью новым доку­мен­том, а пред­став­ля­ет собой обнов­лен­ную вер­сию. Он отме­тил, что ново­вве­де­ния были необ­хо­ди­мы на фоне изме­не­ний внут­рен­ней и внеш­ней обста­нов­ки и харак­те­ра угроз: в част­но­сти, по его сло­вам, нарас­та­ют про­ти­во­ре­чия со сто­ро­ны Запа­да и уси­ли­ва­ют­ся недру­же­ствен­ные дей­ствия про­тив Рос­сии.

Так, глав­ной направ­лен­но­стью стра­те­гии ста­но­вит­ся сбе­ре­же­ние наро­да Рос­сии. Еще одним стра­те­ги­че­ским при­о­ри­те­том опре­де­ле­на кибер­без­опас­но­сть стра­ны. Это обос­но­вы­ва­ет­ся ростом числа хакер­ских атак на рос­сий­ские ресур­сы и вме­ша­тель­ств во внут­рен­ние дела госу­дар­ства, ука­за­но в доку­мен­те.

«Реа­ли­за­ция госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки в обла­сти наци­о­наль­ной без­опас­но­сти спо­соб­ству­ет повы­ше­нию внут­рен­ней ста­биль­но­сти, нара­щи­ва­нию эко­но­ми­че­ско­го, поли­ти­че­ско­го, воен­но­го и духов­но­го потен­ци­а­ла Рос­сии, необ­хо­ди­мо­го для укреп­ле­ния ее роли как одно­го из вли­я­тель­ных цен­тров мира», — гово­рит­ся в тек­с­те стра­те­гии.

Кро­ме того, акцент дела­ет­ся и на борь­бе с фаль­си­фи­ка­ци­ей исто­рии, а так­же с попыт­ка­ми внед­ре­ния чужих иде­а­лов в сфе­ры обра­зо­ва­ния, куль­ту­ры и рели­гии, в том числе путем «вестер­ни­за­ции» и инфор­ма­ци­он­но-пси­хо­ло­ги­че­ских дивер­сий. Нынеш­няя стра­те­гия при­зва­на обес­пе­чить защи­ту рос­сий­ских духов­но-нрав­ствен­ных цен­но­стей и куль­ту­ры. Патру­шев под­чер­ки­вал, что стра­те­гия заклю­ча­ет­ся, поми­мо про­че­го, в подав­ле­нии русо­фоб­ских настро­е­ний. По сути, эти тези­сы изла­га­ют­ся и в доку­мен­те.

Выде­ля­ет­ся в стра­те­гии стрем­ле­ние Рос­сии к повы­ше­нию пред­ска­зу­е­мо­сти, дове­рия и без­опас­но­сти в меж­ду­на­род­ной сфе­ре. При этом под­чер­ки­ва­ет­ся пра­во­мер­но­сть мер по предот­вра­ще­нию потен­ци­аль­ных угроз извне суве­ре­ни­те­ту и тер­ри­то­ри­аль­ной целост­но­сти стра­ны.

Реа­ли­за­ция поли­ти­ки сдер­жи­ва­ния име­ет «жиз­нен­но важ­ное зна­че­ние».

«Недру­же­ствен­ные стра­ны пыта­ют­ся исполь­зо­вать име­ю­щи­е­ся в РФ соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские про­бле­мы для раз­ру­ше­ния ее внут­рен­не­го един­ства, инспи­ри­ро­ва­ния и ради­ка­ли­за­ции про­тестно­го дви­же­ния, под­держ­ки мар­ги­наль­ных групп и рас­ко­ла рос­сий­ско­го обще­ства. Все более актив­но при­ме­ня­ют­ся непря­мые мето­ды, направ­лен­ные на про­во­ци­ро­ва­ние дол­го­вре­мен­ной неста­биль­но­сти внут­ри Рос­сии», — ска­за­но в доку­мен­те.

В числе эко­но­ми­че­ских при­о­ри­те­тов пере­чис­ле­ны такие пунк­ты, как сокра­ще­ние исполь­зо­ва­ния дол­ла­ра и про­из­вод­ство оте­че­ствен­ных вак­цин.

В спи­сок при­о­ри­те­тов так­же вош­ло раз­ви­тие стра­те­ги­че­ско­го парт­нер­ства с отдель­ны­ми стра­на­ми — Кита­ем и Инди­ей. Это сотруд­ни­че­ство, как уточ­ня­ет­ся в стра­те­гии, осо­бен­но важ­но во внеш­ней поли­ти­ке, так как оно долж­но спо­соб­ство­вать созда­нию в Ази­ат­ско-Тихо­оке­ан­ском реги­о­не ста­биль­но­сти и без­опас­но­сти на вне­бло­ко­вой осно­ве.

Что каса­ет­ся отно­ше­ний с США, то, как гово­рит­ся в новой редак­ции стра­те­гии, Вашинг­тон отдал пред­по­чте­ние после­до­ва­тель­но­му кур­су на отказ от обя­за­тель­ств в сфе­ре кон­тро­ля над воору­же­ни­я­ми. Отме­ча­ет­ся, что воз­мож­ное раз­ме­ще­ние воору­же­ний Шта­тов в Ази­ат­ско-Тихо­оке­ан­ском реги­о­не и Евро­пе несет непо­сред­ствен­ную угро­зу ста­биль­но­сти и без­опас­но­сти.

Про­ект раз­ра­ба­ты­вал­ся пред­ста­ви­те­ля­ми раз­лич­ных ведом­ств и мини­стер­ств, а так­же дея­те­ля­ми нау­ки и куль­ту­ры око­ло года и был одоб­рен Сове­том без­опас­но­сти в мае.