Чем поразили иностранцев фотографии пустых станций метро Москвы и Санкт-Петербурга, сделанные канадским фотографом

Есть кое-что по-насто­я­ще­му невоз­мож­ное для обыч­ных людей – это ока­зать­ся в мет­ро сре­ди ночи, когда там нико­го нет. Пустые залы стан­ций мос­ков­ско­го мет­ро­по­ли­те­на напо­ми­на­ют двор­цы, застыв­шие в ожи­да­нии вели­ко­свет­ско­го бала. «Сюр­ре­а­ли­сти­че­ская рос­кошь Мос­ков­ско­го мет­ро», – так это назва­ли в одном из зару­беж­ных СМИ.
Маяковская, Москва
Мая­ков­ская, Москва

Конеч­но, сре­ди ночи в мет­ро ока­зать­ся мож­но, даже мос­ков­ском или петер­бург­ском. Ведь порой мет­ро­по­ли­тен рабо­та­ет круг­ло­су­точ­но – когда про­хо­дят какие-то боль­шие празд­ни­ки. Но вот так, в оди­но­че­стве рас­смат­ри­вать стан­ции, гуляя в пол­ной тиши­не, без людей и поез­дов – почти нере­аль­но.

Проспект Мира, Москва
Про­спект Мира, Москва

Канад­ский фото­граф Дэвид Бер­де­ни, гово­рят, несколь­ко лет доби­вал­ся раз­ре­ше­ния на ноч­ные съём­ки мос­ков­ских стан­ций мет­ро. В ито­ге он его полу­чил не без помо­щи кол­лег, а затем две неде­ли про­вёл в «ноч­ной рабо­те». Ему раз­ре­ши­ли сни­мать после полу­но­чи, но, как он писал сам, при­шлось пла­тить за арен­ду стан­ций поча­со­вую опла­ту – види­мо, имея вви­ду, что раз­ре­ша­ли сни­мать не боль­ше часа.

Электрозаводская, Москва
Элек­тро­за­вод­ская, Москва

По край­ней мере, по его рас­ска­зам, в сред­нем на каж­дой стан­ции они про­во­ди­ли око­ло 45 минут, делая по несколь­ко дуб­лей на боль­шой выдерж­ке (до 15 секунд) с раз­ных ракур­сов. При этом если на стан­ци­ях они кого-нибудь и заста­ва­ли, то толь­ко убор­щиц или послед­них пас­са­жи­ров мет­ро – поче­му-то сам фото­граф вспо­ми­на­ет пья­ных, кото­рые выхо­ди­ли из послед­не­го поез­да.

Киевская, Москва
Киев­ская, Москва

Несмот­ря на такие вот вос­по­ми­на­ния, эту серию фото­гра­фий из мет­ро­по­ли­те­на рос­сий­ской сто­ли­цы он назвал «Свет­лое буду­щее». На момент, когда эти съём­ки всё же состо­я­лись (а это был 2015-й год), Дэвид Бер­де­ни стал един­ствен­ным про­фес­си­о­наль­ным фото­гра­фом в мире, кото­рый это смог сде­лать – прав­да­ми или неправ­да­ми, тепе­рь не так уж и важ­но.

Таганская, Москва
Таган­ская, Москва

Коли­че­ство све­та на стан­ци­ях – это, навер­ное, самое боль­шое, что пора­жа­ет тех, кто видит мос­ков­ские стан­ции пер­вый раз. Кажет­ся, даже боль­ше, чем их архи­тек­тур­ное оформ­ле­ние, хотя и тут люди выра­жа­ют вос­торг и одно­вре­мен­но пол­ное непо­ни­ма­ние, для чего это сде­ла­но. Ведь мет­ро – вещь совер­шен­но ути­ли­тар­ная.

Арбатская, Москва
Арбат­ская, Москва

Так что с одной сто­ро­ны идут срав­не­ния вро­де «эсте­ти­че­ски они настоль­ко дале­ки от кры­си­но­го чисти­ли­ща нью-йорк­ской под­зем­ки, насколь­ко это воз­мож­но». С дру­гой – рас­сказ о Ста­ли­не, кото­рый при­ка­зал стро­ить стан­ции мет­ро кра­си­вы­ми исклю­чи­тель­но для того, что­бы «напо­ми­нать голод­ным, угне­тён­ным мас­сам, что их нало­го­вые руб­ли были потра­че­ны не зря».

Сокол, Москва
Сокол, Москва

Или вот ещё цита­та: «Мил­ли­о­ны были потра­че­ны на про­ект, вклю­чая элек­три­че­ство, посколь­ку поли­ти­ки закры­ва­ли гла­за на тыся­чи голо­да­ю­щих на ули­цах». Слов­но стро­и­тель­ство лон­дон­ско­го или париж­ско­го мет­ро было зате­я­но (задол­го до мос­ков­ско­го, как мы зна­ем) толь­ко пото­му, что в Англии и Фран­ции не оста­лось ни одно­го голод­но­го нище­го без­дом­но­го.

Белорусская, Москва
Бело­рус­ская, Москва

Фото­от­чёт Дэви­да Бер­де­ни разо­шёл­ся по мно­гим зару­беж­ным СМИ и бло­гам после того, как он выста­вил рабо­ты в одной из гале­рей в Ван­ку­ве­ре. Мож­но ска­зать, что сним­ки из Рос­сии при­нес­ли Дэви­ду Бер­де­ни замет­ную долю его извест­но­сти. Он сни­мал не толь­ко мет­ро, но и музеи – ска­жем, тот же Эрми­таж и Юсу­пов­ский дво­рец в Санкт-Петер­бур­ге.

Автово, Санкт-Петербург
Авто­во, Санкт-Петер­бург

К сло­ву, в том же 2015-м году он полу­чил пер­вое место Меж­ду­на­род­ной пре­мии в обла­сти фото­гра­фии в кате­го­рии исто­ри­че­ской архи­тек­ту­ры – как раз за про­ве­дён­ные годом ранее съём­ки в Санкт-Петер­бур­ге. Самое смеш­ное, что сни­мок со стан­ции Авто­во, извест­ной сво­и­ми стек­лян­ны­ми колон­на­ми, был опуб­ли­ко­ван под назва­ни­ем с опе­чат­кой (хотя, види­мо, и сам фото­граф её не заме­тил) – Avoto Metro Station. Види­мо, ник­то даже не попы­тал­ся най­ти эту стан­цию на кар­те питер­ско­го мет­ро.