Скальпель для «Абрамса»: как Россия потеряла два супертанка ради создания «Арматы»

Основной боевой танк Т-72. Фото: victorymuseum.ru
Основной боевой танк Т-72. Фото: victorymuseum.ru

Еще в начале 90-х в России удалось спроектировать и построить две боевых машины, способных полностью изменить облик сухопутных войск. Два уникальных танка должны были стать основой «ударного кулака» российской армии и превосходили любые зарубежные аналоги как по огневой мощи, так и по бронированию.

Один девять пять

Еще в нача­ле 80-х совет­ские тан­ко­стро­и­те­ли хоро­шо пони­ма­ли, что вре­мя основ­ных бое­вых тан­ков Т-72 сочте­но. Пло­хи­ми эти маши­ны не счи­та­ли нико­гда, но, как и любая оте­че­ствен­ная тех­ни­ка, «Ура­лы» стро­и­лись под при­ме­не­ние круп­ных тан­ко­вых соеди­не­ний — бата­льо­нов и бри­гад. Локаль­но­сть вой­ны, под кото­рую маши­ны попро­бо­ва­ли адап­ти­ро­вать перед самым раз­ва­лом СССР, накла­ды­ва­ла на исполь­зо­ва­ние такой тех­ни­ки опре­де­лен­ные огра­ни­че­ния.

Почти сра­зу выяс­ни­лось, что Т-72 сла­бо защи­ще­ны для город­ских боев, где дистан­ция пора­же­ния состав­ля­ет все­го несколь­ко сотен, а в неко­то­рых слу­ча­ях — несколь­ко десят­ков мет­ров. При­мер­но тогда же в голо­вах кон­струк­то­ров УКБТМ воз­никла идея создать уни­каль­ный танк, спо­соб­ный про­ла­мы­вать перед­нюю кром­ку фрон­та и вры­вать­ся даже в город­ские бои.

Пер­вые штри­хи маши­ны нача­ли появ­лять­ся еще в сере­ди­не 80-х годов. К кон­цу деся­ти­ле­тия про­ект и тех­ни­че­ское зада­ние на новый танк были прак­ти­че­ски гото­вы. Мини­стр обо­ро­ны СССР мар­шал Язов лич­но дал «отмаш­ку» про­ек­ту, и рабо­та над новым тан­ком заки­пе­ла. Но закон­чить в срок раз­ра­бот­чи­ки не успе­ли.

Гоночный танк

Пер­вый завод­ской про­то­тип тан­ка по про­ек­ту «Совер­шен­ство­ва­ние-88» полу­чил индекс «Объ­ект 195» и стал пер­вым прин­ци­пи­аль­но новым тан­ком, создан­ным когда-либо миро­вы­ми ору­жей­ни­ка­ми. Уни­каль­ным реше­ни­ем (как для оте­че­ствен­ной тех­ни­ки, так и вооб­ще) ста­ла схе­ма раз­ме­ще­ния эки­па­жа — три чело­ве­ка сиде­ли в изо­ли­ро­ван­ной бро­не­кап­су­ле в носо­вой части маши­ны. Бое­уклад­ка, топ­лив­ные баки и отсек с дви­га­те­лем и транс­мис­си­ей были отде­ле­ны друг от дру­га и исклю­ча­ли гибель людей даже при попа­да­нии в сна­ря­ды.

Т-95 (ОКР «Совер­шен­ство­ва­ние-88», Объ­ект 195). Фото: Wikimedia / Anon_anon

Опци­о­наль­ная воз­мож­но­сть умень­ше­ния эки­па­жа до двух чело­век суще­ство­ва­ла уже тогда, но на опыт­ной маши­не не успе­ли дора­бо­тать систе­му управ­ле­ния огнем. Раз­ра­бот­чи­кам про­сто не хва­ти­ло вре­ме­ни — Совет­ский Союз вне­зап­но рух­нул, а потреб­но­сть в новой тех­ни­ке для тепе­рь уже рос­сий­ской армии не была столь оче­вид­ной. Одна­ко три постро­ен­ных про­то­ти­па про­шли завод­ские испы­та­ния и пока­за­ли, что кон­цеп­ция созда­ния защи­щен­но­го штур­мо­во­го тан­ка — вер­ный путь к созда­нию маши­ны, спо­соб­ной доми­ни­ро­вать на поле боя вне зави­си­мо­сти от под­го­тов­ки и осна­щен­но­сти про­тив­ни­ка.

В каче­стве «базо­вых опций» ново­го тан­ка пред­ла­га­лись — ору­дие 2А83 калиб­ра 152-мм, новые бро­не­бой­ные и оско­лоч­но-фугас­ные сна­ря­ды, спо­соб­ные про­би­вать прак­ти­че­ски насквозь все извест­ные ОБТ зару­беж­но­го про­из­вод­ства, РЛС и ком­плекс актив­ной защи­ты «Штан­дарт», мно­го­слой­ное метал­ло­ке­ра­ми­че­ское бро­ни­ро­ва­ние и дви­га­тель объ­ё­мом 35 лит­ров и мощ­но­стью 1650 лоша­ди­ных сил — мощ­нее, чем у любо­го из серий­ных ОБТ.

Одна­ко до испы­та­ний «Объ­ект-195» добрал­ся лишь мно­го лет спу­стя. Маши­ну с мно­го­ка­наль­ным моду­лем управ­ле­ния огнем, спо­соб­ную про­би­вать себе путь через город­ские квар­та­лы, уни­что­жая все живое на сво­ем пути, про­ве­ри­ли в деле на поли­го­не «Ста­ра­тель» толь­ко в 2002 году. А в кон­це «нуле­вых» вто­рой про­то­тип «отстре­лял­ся» на «отлич­но» на поли­го­не Дон­гуз, после чего комис­сия при­ня­ла реше­ние реко­мен­до­вать маши­ну к серий­но­му про­из­вод­ству.

Но у воен­ных было свое мне­ние по это­му вопро­су. Танк сочли «слиш­ком совет­ским», а его огне­вую мощь «слиш­ком избы­точ­ной». Так на теме маши­ны, спо­соб­ной про­ез­жать там, где не про­бьет­ся ни одна дру­гая, поста­ви­ли кре­ст.

«Черный орел»

В око­ло­во­ен­ной сре­де гово­рят, что Т-14 «Арма­та» собра­ли из двух пер­спек­тив­ных машин. От «Объ­ек­та-195» маши­на полу­чи­ла схе­му раз­ме­ще­ния эки­па­жа и сило­вой уста­нов­ки, элек­тро­ни­ку и дви­га­тель, а все осталь­ное, вклю­чая про­дви­ну­тую систе­му управ­ле­ния огнем и спо­соб­но­сть пере­мах­нуть через про­ти­во­тан­ко­вые заграж­де­ния, у само­го сек­рет­но­го тан­ка «Объ­ект-640», полу­чив­ше­го про­зви­ще «Чер­ный орел». Этот танк раз­ра­ба­ты­ва­ли в 90-е годы в Омском кон­струк­тор­ском бюро транс­порт­но­го маши­но­стро­е­ния как бое­вую маши­ну чет­вер­то­го поко­ле­ния (такое же поко­ле­ние при­сво­е­но и тан­ку «Арма­та»).

Танк Т-14 «Арма­та». Фото: Wikimedia / Vitaly V. Kuzmin / CC BY-SA 4.0

Изю­мин­кой тан­ка ста­ла трех­уров­не­вая систе­ма защи­ты, собран­ная после изу­че­ния всех зару­беж­ных машин, вклю­чая аме­ри­кан­ские М1 Abrams и изра­иль­ские Merkava. В резуль­та­те иссле­до­ва­ний зару­беж­ной тех­ни­ки и появил­ся зна­ме­ни­тый при­зе­ми­стый силу­эт, семи­кат­ко­вое шас­си и быст­рый авто­мат заря­жа­ния.

От аме­ри­кан­ско­го М1 кон­струк­то­ры взя­ли кон­струк­цию кор­мо­вой ниши с вышиб­ны­ми пане­ля­ми — при­ме­не­ние такой тех­но­ло­гии зна­чи­тель­но повы­ша­ло шан­сы маши­ны на выжи­ва­ние при попа­да­нии сна­ря­дов любо­го типа. Фир­мен­ным отли­чи­ем «Чер­но­го орла» от любых дру­гих машин ста­ло при­ме­не­ние газо­тур­бин­но­го дви­га­те­ля мощ­но­стью под 1700 лоша­ди­ных сил. При мас­се в 48 тонн удель­ная мощ­но­сть агре­га­та состав­ля­ла по 35 «лоша­дей» на тон­ну, что счи­та­лось луч­ши­ми пока­за­те­лем сре­ди бое­вых машин.

Танк M1 «Абрамс». Фото: Wikimedia / Joseph A. Lambach, U.S. Marine Corps

В базо­вой вер­сии маши­ны кон­струк­то­ры раз­ме­сти­ли штат­ное для оте­че­ствен­ных тан­ков 125-мм ору­дие, одна­ко опци­о­наль­но «Орла» могли уком­плек­то­вать и 152-мм штур­мо­вой пуш­кой. По све­де­ни­ям воен­ных, имев­ших отно­ше­ние к испы­та­ни­ям этой маши­ны, на тесто­вых стрель­бах «Объ­ект 640» с таким ору­ди­ем (позд­нее маши­на была ути­ли­зи­ро­ва­на) обру­шил пяти­этаж­ный кир­пич­ный дом дву­мя выстре­ла­ми.

Несмот­ря на пер­спек­тив­но­сть новых машин, ни одной из них не нашлось места в вой­сках. Близ­кие к Мино­бо­ро­ны источ­ни­ки утвер­жда­ют, что ни один из тан­ков до кон­ца не удо­вле­тво­рил воен­ных. «Объ­ект 195» при мас­се в 60 тонн был слиш­ком мед­лен­ным и не мог актив­но манев­ри­ро­вать на поле боя, а «Объ­ект 640» был слиш­ком дорог в про­из­вод­стве — его сто­и­мо­сть, по слу­хам, была при­мер­но в 3 раза боль­ше, чем у тан­ка Т-90. Кро­ме того, воен­ных не устро­и­ла эффек­тив­но­сть штат­ной бро­ни тан­ка, поэто­му было при­ня­то ради­каль­ное реше­ние — спро­ек­ти­ро­вать новую маши­ну, но исполь­зо­вать нара­бот­ки и тех­но­ло­гии, исполь­зо­ван­ные в «Объ­ек­те 195» и «Чер­ном орле». Через несколь­ко лет рабо­ты, в 2015 году, на брус­чат­ке Крас­ной пло­ща­ди, весь мир уви­дел резуль­тат это­го экс­пе­ри­мен­та — новая маши­на полу­чи­ла индекс Т-14 и назва­ние «Арма­та». Серий­ное про­из­вод­ство ново­го тан­ка назна­че­но на 2022 год.