За железным занавесом

Такие резо­нанс­ные авто­мо­би­ли, как Trabant и «Лада», — лишь вер­ши­на айс­бер­га авто­мо­биль­ной исто­рии Восточ­ной Евро­пы и Рос­сии.

Госу­дар­ствен­ные авто­про­из­во­ди­те­ли исполь­зо­ва­ли свои огра­ни­чен­ные ресур­сы, что­бы обес­пе­чить мил­ли­о­ны води­те­лей транс­порт­ны­ми сред­ства­ми — неболь­ши­ми лег­ко­вы­ми маши­на­ми, вне­до­рож­ни­ка­ми и биз­нес-фур­го­на­ми.

От хэтч­бе­ков с ита­льян­ски­ми гена­ми до экс­пе­ри­мен­таль­ных сред­не­мо­тор­ных купе — в этой ста­тье пред­став­ле­ны неко­то­рые хиты, неуда­чи и стран­но­сти восточ­но­ев­ро­пей­ско­го и рос­сий­ско­го авто­про­ма.

ГАЗ-21 (ГАЗ-М-21) «Волга» (1954 год)
ГАЗ-21 (ГАЗ-М-21) «Волга» (1954 год)

ГАЗ-21 (ГАЗ-М-21) «Вол­га» (1954 год)

Пер­вая Вол­га, ГАЗ М-21 – авто­мо­биль, по сей день вызы­ва­ю­щий теп­лые чув­ства и при­ят­ные вос­по­ми­на­ния одним сво­им видом. Хариз­ма­тич­ный дизайн с харак­тер­ной «осан­кой», про­стор­ный салон с парой ком­фор­та­бель­ных дива­нов и репу­та­ция по-насто­я­ще­му «неуби­ва­е­мой» маши­ны сде­ла­ли своё дело – сего­дня «два­дцать пер­вая» в око­ло­за­вод­ском состо­я­нии явля­ет­ся меч­той мно­гих авто­мо­би­ли­стов само­го раз­но­го воз­рас­та.

Про­то­тип №1 собра­ли в пер­вом квар­та­ле 1954 года, а ходо­вые испы­та­ния про­то­ти­пов нача­лись летом 1954-го.

Зву­чит уди­ви­тель­но, но это факт: Вол­гу дей­стви­тель­но выпус­ка­ли за рубе­жом! Сбор­ку (а точ­нее, досбор­ку) авто­мо­би­лей под назва­ни­ем Scaldia-Volga в 1960 году начал бель­гий­ский импор­тёр – фир­ма Scaldia-Volga S.A., кото­рая импор­ти­ро­ва­ла в Евро­пу совет­ские маши­ны. Вол­га бель­гий­ской сбор­ки отли­ча­лась от совет­ской маши­ны «серд­цем»: под капо­том вме­сто обыч­ных 4-цилин­дро­вых дви­га­те­лей ЗМЗ сто­я­ли более эко­но­мич­ные дизе­ли несколь­ких марок – Indenor-Peugeot, Perkins и Rover.

Око­ло 600 Волг пер­во­го поко­ле­ния на заво­де осна­ща­лись… V-образ­ной «вось­мер­кой»! Прав­да, не мас­со­во и серий­но, а в рам­ках под­го­тов­ки машин для спец­служб. Выпол­няя заказ КГБ СССР, в Горь­ком уста­но­ви­ли под капо­том «два­дцать пер­вой» дви­га­тель V8 от ГАЗ-13 Чай­ка, раз­ви­вав­ший вну­ши­тель­ные 195 л.с. Бла­го­да­ря это­му горь­ков­ская «дого­нял­ка» раз­го­ня­лась до 100 км/ч за 17 секунд (про­тив 34 с у стан­дарт­ной Вол­ги), а её мак­си­маль­ная ско­ро­сть дости­га­ла 170 км/ч.

С октяб­ря 1956 года по июль 1970-го было выпу­ще­но 639 478 экзем­пля­ров семей­ства 21 трёх серий, общее коли­че­ство моди­фи­ка­ций кото­рых дости­га­ло шести­де­ся­ти! Послед­ний экзем­пляр «два­дцать пер­вой» ГАЗ-21УС антра­ци­то­во­го цве­та офи­ци­аль­но поки­нул кон­вей­ер 15 июля 1970 года, пол­но­стью усту­пив место в про­из­вод­ствен­ной гам­ме Вол­ге вто­ро­го поко­ле­ния.

«Застава 750» (1955 год)
«Застава 750» (1955 год)

«Заста­ва 750» (1955 год)

Сотруд­ни­че­ство меж­ду «Заста­ва» из быв­шей Юго­сла­вии и Fiat из Ита­лии нача­лось в 1954 году, когда ком­па­ния при­сту­пи­ла к про­из­вод­ству моде­ли 1400. У отно­си­тель­но боль­шой и доро­гой 1400 было мало поку­па­те­лей в Юго­сла­вии. Поэто­му «Заста­ва» полу­чи­ла лицен­зию на про­из­вод­ство толь­ко что вышед­ше­го Fiat 600 и нача­ла про­да­вать его на мест­ном рын­ке. Пер­вые моде­ли про­из­во­ди­лись с исполь­зо­ва­ни­ем дета­лей, импор­ти­ро­ван­ных из Ита­лии, но вско­ре «Заста­ва» нача­ла стро­ить с нуля, что­бы удо­вле­тво­рить мест­ный спрос на более деше­вые и про­стые авто­мо­би­ли.

В «Заста­ве» несколь­ко раз моди­фи­ци­ро­ва­ли модель 600, но им не при­ш­ло в голо­ву скон­стру­и­ро­вать четы­рех­двер­ный кузов, кото­рый созда­ла испан­ская ком­па­ния SEAT.

В ито­ге эта модель полу­чи­ла четы­рех­ци­лин­дро­вый дви­га­тель объ­е­мом 848 куби­че­ских сан­ти­мет­ров мощ­но­стью 32 лоша­ди­ные силы, кото­рый раз­го­нял авто от 0 до 100 кило­мет­ров в час за 29,4 секун­ды. Для срав­не­ния, ори­ги­наль­ной моде­ли 600 мощ­но­стью 21.5 лоша­ди­ных силы тре­бо­ва­лось более мину­ты для раз­го­на до сот­ни.

«Татра 603» (1956 год)
«Татра 603» (1956 год)

«Татра 603» (1956 год)

Чеш­ская «Татра» оста­ви­ла свой след в исто­рии авто­мо­биль­но­го дизай­на. Модель 603, выпу­щен­ная в 1956 году, была одним из самых пере­до­вых авто­мо­би­лей за всю исто­рию ком­па­нии. У нее хоро­шая даже по сего­дняш­ним мер­кам аэро­ди­на­ми­ка и дви­га­тель V8 с воз­душ­ным охла­жде­ни­ем, уста­нов­лен­ный сза­ди.

В Восточ­ной Евро­пе вы бы не хоте­ли уви­деть «Татру 603» перед сво­им домом рано утром. Дело в том, что ей в основ­ном поль­зо­ва­лись госу­дар­ствен­ные слу­жа­щие. «Татра» экс­пор­ти­ро­ва­лась в неко­то­рые стра­ны. По слу­хам, Фидель Кастро при­об­рел белую модель, осна­щен­ную кон­ди­ци­о­не­ром.

«Шкода 1000МВ» (1964 год)
«Шкода 1000МВ» (1964 год)

«Шко­да 1000МВ» (1964 год)

Имен­но с при­це­лом на запад­но­ев­ро­пей­ский рынок чеш­ский про­из­во­ди­тель авто­мо­би­лей «Шко­да» начал раз­ра­бот­ку моде­ли 1000MB. У мно­гих попу­ляр­ных в Запад­ной Евро­пе авто­мо­би­лях, напри­мер, Volkswagen Beetle, Renault 8 или Fiat 600, дви­га­тель уста­нов­лен сза­ди.

«Шко­да» про­бо­ва­ла вари­ан­ты с перед­не­мо­тор­ной ком­по­нов­кой и с перед­ним или зад­ним при­во­дом, но в ито­ге оста­но­ви­лась на зад­не­мо­тор­ной ком­по­нов­ке и зад­нем при­во­де. Дело в том, что в то вре­мя перед­ний при­вод был слиш­ком нова­тор­ским.

Про­из­вод­ство 1000MB пре­кра­ти­лось в 1969 году. «Шко­да» про­дол­жа­ла выпус­кать авто­мо­би­ли с зад­ним рас­по­ло­же­ни­ем дви­га­те­ля до 1990 года.

Trabant 601 (1964 год)
Trabant 601 (1964 год)

Trabant 601 (1964 год)

В 1964 году восточ­но­гер­ман­ская ком­па­ния Trabant на заме­ну моде­ли 600 выпу­сти­ла авто­мо­биль эко­ном­клас­са 601, кото­рый могли поз­во­лить себе даже рабо­чие заво­да. В нем не было ниче­го рево­лю­ци­он­но­го. Двух­такт­ный двух­ци­лин­дро­вый дви­га­тель был поза­им­ство­ван у пред­ше­ствен­ни­ка, а кузов изго­тав­ли­вал­ся из дюро­пла­ста.

Тем не менее, после вос­со­еди­не­ния Гер­ма­нии в 1989 году цен­но­сть и ими­дж 601 рез­ко упа­ли. Восточ­но­гер­ман­ские води­те­ли отка­за­лись от сво­их 601, как толь­ко полу­чи­ли доступ к быст­рым и совре­мен­ным авто­мо­би­лям Запад­ной Гер­ма­нии.

В резуль­та­те воз­никла неожи­дан­ная про­бле­ма, свя­зан­ная с необ­хо­ди­мо­стью ути­ли­за­ции тысяч бро­шен­ных Trabant по всей Восточ­ной Гер­ма­нии. Посколь­ку кузов сде­лан не из метал­ла, пунк­ты метал­ло­ло­ма их не при­ни­ма­ли.

Одна ком­па­ния раз­ра­бо­та­ла бак­те­рию, кото­рая поеда­ла Trabant все­го за 20 дней.

Wartburg 353 (1966 год)
Wartburg 1,3 (1988 год)

Wartburg 1,3 (1988 год)

Это так­же мар­ка из Восточ­ной Гер­ма­нии. С точ­ки зре­ния дизай­на Wartburg 353 был боль­шим шагом впе­ред по срав­не­нию со ста­рым 312. У него угло­ва­тый дизайн, кото­рый был попу­ля­рен в кон­це 1960-х годов. Одна­ко, если загля­нуть под капот, выяс­ня­ет­ся, что все было не так, как изна­чаль­но рекла­ми­ро­ва­лось: двух­такт­ный трех­ци­лин­дро­вый дви­га­тель, уста­нав­ли­вав­ший­ся на 353, изна­чаль­но дол­жен был выда­вать 45 лоша­ди­ных сил, но мощ­но­сть сни­зи­ли для умень­ше­ния сто­и­мо­сти раз­ра­бот­ки.

Это затруд­ня­ло про­да­жи 353 в Запад­ной Евро­пе, но, несмот­ря на это, Wartburg экс­пор­ти­ро­вал не менее 20 тысяч пра­во­руль­ных авто­мо­би­лей в пери­од с 1968 по 1976 год.

Он так­же был попу­ля­рен в каче­стве так­си в стра­нах Бени­люк­са (Бель­гия, Нидер­лан­ды и Люк­сем­бург). Кро­ме того, неболь­шое коли­че­ство было про­да­но в Запад­ной Гер­ма­нии.

Поз­же доба­ви­лись дру­гие вари­а­ции, напри­мер, фур­гон и пикап. Модель 353 несколь­ко раз меня­ла свой внеш­ний вид в тече­ние дол­го­го вре­ме­ни про­из­вод­ства, но ее двух­такт­ный дви­га­тель сохра­нил­ся доль­ше, чем Бер­лин­ская сте­на. В 1989 году был выпу­щен послед­ний авто­мо­биль с двух­такт­ным дви­га­те­лем ком­па­нии Wartburg.

ЗАЗ 966 (1966 год)
ЗАЗ 966 (1966 год)

ЗАЗ 966 (1966 год)

Гово­рят, что укра­ин­ский ЗАЗ 965 был настоль­ко несо­вер­ше­нен, что вме­сто того, что­бы вно­сить посте­пен­ные улуч­ше­ния на про­тя­же­нии деся­ти­ле­тий, завод решил раз­ра­бо­тать пре­ем­ни­ка с нуля.

В резуль­та­те появи­лась модель 966, кото­рую выпу­сти­ли в 1966 году. Она была удоб­ной, вме­сти­тель­ной и с улуч­шен­ной систе­мой охла­жде­ния. 966 был зад­не­мо­тор­ным двух­двер­ным седа­ном, и его дизайн напо­ми­нал NSU Prinz и Chevrolet Corvair.

В 1971 году вышла модель 968, и имен­но к тако­му дизай­ну стре­мил­ся ЗАЗ. Она оста­ва­лась в про­из­вод­стве до 1994 года, пре­тер­пев незна­чи­тель­ные изме­не­ния. 968 запом­нил­ся как послед­ний авто­мо­биль, серий­но выпус­кав­ший­ся с дви­га­те­лем V4.

Dacia 1300 (1969 год)
Dacia 1300 (1969 год)

Dacia 1300 (1969 год)

В 1960-х годах пра­ви­тель­ство Румы­нии иска­ло запад­ный авто­мо­биль, кото­рый мож­но было бы про­из­во­дить у себя в стра­не. После рас­смот­ре­ния пред­ло­же­ний от Alfa Romeo, Austin и Fiat был выбран Renault 12.

Ран­ние моде­ли были постро­е­ны с исполь­зо­ва­ни­ем дета­лей, постав­ля­е­мых из Фран­ции, поэто­му они мало чем отли­ча­лись от 12, но вско­ре завод Dacia в Румы­нии начал соби­рать 1300 с нуля. Поз­же выпус­ка­лось пол­но­цен­ное семей­ство, вклю­ча­ю­щее четы­рех­двер­ные моде­ли, пика­пы и купе.

Послед­ний пре­ем­ник 12-й моде­ли были выпу­щен в 2004 году. На сме­ну ему при­ш­ло пер­вое поко­ле­ние Logan. 1300 стал отправ­ной точ­кой на пути к при­об­ре­те­нию Dacia ком­па­ни­ей Renault в 1999 году. Сего­дня это успеш­ный народ­ный бренд, про­дав­ший в 2017 году 655228 авто­мо­би­лей, что почти в три раза боль­ше, чем деся­ть лет назад.

«Лада-2101» (1970 год)
«Лада-2101» (1970 год)

«Лада-2101» (1970 год)

Пер­вый серий­ный авто­мо­биль «Лада», модель 2101, дебю­ти­ро­вал в 1970 году. Он был создан на базе хоро­шо заре­ко­мен­до­вав­ше­го себя Fiat 124, но кон­струк­ция была несколь­ко изме­не­на для соот­вет­ствия рос­сий­ским дорож­ным усло­ви­ям.

Уста­но­ви­ли новый дви­га­тель, кузов­ные пане­ли сде­ла­ли тол­ще, что­бы предот­вра­тить кор­ро­зию, и улуч­ши­ли дета­ли под­вес­ки.

В одно­ча­сье 2101 стал народ­ным авто­мо­би­лем в Рос­сии. Про­из­вод­ство было пре­кра­ще­но в 1988 году. Это про­изо­шло после того, как Fiat снял с про­из­вод­ства модель 124.

На сме­ну при­шли усо­вер­шен­ство­ван­ные моде­ли под назва­ни­ем 2105 и 2107, кото­рые про­дол­жа­ли выпус­кать­ся до нача­ла 2010-х годов. В 2012 году была выпу­ще­на послед­няя модель на базе 124 — 2104 «Эстет».

«Шкода 110R» (1970 год)
«Шкода 110R» (1970 год)

«Шко­да 110R» (1970 год)

«Шко­да» пере­де­ла­ла 1000MB в купе, но про­да­жи не рос­ли отча­сти из-за недо­ста­точ­ной жест­ко­сти, вызван­ной отсут­стви­ем цен­траль­ных сто­ек. Тем не менее в 1970 году ком­па­ния вно­вь вышла на рынок купе с моде­лью 110R.

Создан­ная на базе седа­на 110, она отли­ча­лась кры­шей «фаст­бэк», что при­да­ва­ло авто более спор­тив­ный вид. Авто­мо­биль­ные кри­ти­ки того вре­ме­ни лас­ко­во окре­сти­ли эту модель «ком­му­ни­сти­че­ским Пор­ше».

Неко­то­рые моде­ли осна­ща­лись кол­па­ка­ми, напо­ми­на­ю­щи­ми дис­ки Fuchs. К 1980 году было про­из­ве­де­но око­ло 57 тысяч штук. 110R наи­бо­лее извест­на бла­го­да­ря созда­нию моде­ли 130RS, дина­мич­но­го купе, раз­ра­бо­тан­но­го для гонок.

130RS побе­ди­ла на Чем­пи­о­на­те Евро­пы по шос­сей­но-коль­це­вым гон­кам в 1981 году, опе­ре­див таких про­из­во­ди­те­лей, как BMW и Alfa Romeo.

«Застава Скала» (1971 год)
«Застава Скала» (1971 год)

«Заста­ва Ска­ла» (1971 год)

В 1971 году, в резуль­та­те сотруд­ни­че­ства меж­ду Fiat и «Заста­ва», был выпу­щен четы­рех­двер­ный седан 128. Во вто­рой поло­ви­не того же года модель­ный ряд был рас­ши­рен хэтч­бе­ком, вдох­нов­лен­ным моде­лью Simca 1100. Хэтч­бек полу­чил мар­ки­ров­ку 101, но на раз­ных рын­ках для авто­мо­би­ля исполь­зо­ва­лись раз­лич­ные назва­ния (напри­мер, «Ска­ла»).

Вари­а­ции 128 оста­ва­лись в про­из­вод­стве до 2008 года. В том же году на авто­са­ло­не в Бел­гра­де «Заста­ва» пред­ста­ви­ла новую модель, при­влек­шую нема­лое вни­ма­ние. Послед­няя модель Scala полу­чи­ла алю­ми­ни­е­вый ради­а­тор, уси­лен­ные ком­по­нен­ты при­во­да и совре­мен­ную панель при­бо­ров.

Изме­не­ния были неболь­ши­ми, но важ­ны­ми. В них про­сле­жи­ва­ют­ся кор­ни моде­ли, полу­чив­шей награ­ду «Евро­пей­ский авто­мо­биль года» в 1970 году.

Polski Fiat 126p (1973 год)
Polski Fiat 126p (1973 год)

Polski Fiat 126p (1973 год)

В поис­ках даль­ней­шей при­бы­ли Fiat начал актив­но заво­е­вы­вать восточ­но­ев­ро­пей­ский рынок. Ком­па­ния нача­ла про­из­вод­ство моде­ли 125p в Поль­ше, предо­ста­ви­ла «Ладе» про­ект­ную доку­мен­та­цию на 124, помо­гла «Заста­ве» постро­ить модель 128, а затем про­да­ла лицен­зию на про­из­вод­ство 126 поль­ской ком­па­нии Fabryka Samochodow Malolitrazowych (FSM).

Про­из­вод­ство моде­ли 126 (назван­ной Maluch, что в пере­во­де с поль­ско­го озна­ча­ет «малень­кий») нача­лось в 1973 году, и она ста­ла одним из самых попу­ляр­ных авто­мо­би­лей в Поль­ше бла­го­да­ря сво­ей низ­кой цене и про­сто­му дизай­ну.

FSM потре­бо­ва­лось менее деся­ти лет, что­бы дости­чь про­из­вод­ства в один мил­ли­он еди­ниц про­дук­ции. В 1991 году в Запад­ной Евро­пе модель Cinquecento заме­ни­ла 126-ю, но в Поль­ше ее про­из­вод­ство про­дол­жа­лось до 2000 года. Из 4,6 мил­ли­о­на выпу­щен­ных 126-х око­ло 3,3 мил­ли­о­на были сде­ла­ны в Поль­ше.

«Лада Нива» (1977 год)
«Лада Нива» (1977 год)

«Лада Нива» (1977 год)

«Renault 5 на шас­си Land Rover» — такую уста­нов­ку полу­чи­ли дизай­не­ры «Лада Нива». Мис­сия была выпол­не­на. Тща­тель­но про­те­сти­ро­ван­ная в пусты­нях Узбе­ки­ста­на «Нива» была запу­ще­на в про­из­вод­ство в Рос­сии в 1977 году как недо­ро­гой, про­стой в обслу­жи­ва­нии вне­до­рож­ник на каж­дый день.

«Лада» испы­ты­ва­ла про­то­тип с откры­тым вер­хом, похо­жий на Jeep, но разум­но пред­по­чла закры­тую кры­шу, учи­ты­вая суро­вые усло­вия сибир­ской зимы.

«Нива» пови­да­ла весь мир и про­шла через все на све­те. «Лада» экс­пор­ти­ро­ва­ла эту модель прак­ти­че­ски во все стра­ны (даже неко­то­рое вре­мя в Кана­ду) и отпра­ви­ла ее на ост­ров Кинг-Джор­дж в Антарк­ти­де. «Нива» до сих пор про­да­ет­ся хоро­шо, осо­бен­но в Рос­сии, но ее пла­ни­ру­ют снять с про­из­вод­ства в кон­це 2023 года.

Oltcit (1981 год)
Oltcit (1981 год)

Oltcit (1981 год)

Oltosit выгля­дит как двух­двер­ный Citroen Viza. На самом деле, воз­мож­но, это и была Visa. Полу­чив заказ от румын­ско­го пра­ви­тель­ства на неболь­шой и доступ­ный авто­мо­биль, Citroen пред­ло­жил про­ект под назва­ни­ем Y, кото­рый был раз­ра­бо­тан сов­мест­но с Fiat в нача­ле 1970-х годов как пре­ем­ник Ami8.

Базо­вая модель осна­ща­лась ряд­ным двух­ци­лин­дро­вым дви­га­те­лем объ­е­мом 652 куби­че­ских сан­ти­мет­ра, но у Oltosit не было общих с Viza узлов. Более доро­гие моде­ли осна­ща­лись ряд­ной чет­вер­кой GSA.

Citroen про­да­вал эту румын­скую модель на неко­то­рых евро­пей­ских рын­ках под назва­ни­ем Axel, но она не оправ­да­ла ожи­да­ний. В 1990 году, через год после паде­ния пра­ви­тель­ства Нико­лае Чау­ше­ску, Citroen пре­кра­тил сотруд­ни­че­ство с румын­ским пра­ви­тель­ством. Одна­ко про­из­вод­ство про­дол­жа­лось до 1995 года.

Dacia Sport (1983 год)
Dacia Sport (1983 год)

Dacia Sport (1983 год)

Dacia пре­вра­ти­ла модель 12 в пол­но­цен­ное семей­ство. В допол­не­ние к седа­нам и уни­вер­са­лам в сере­ди­не 1970-х годов появи­лись двух­двер­ные и четы­рех­двер­ные пика­пы.

Из них наи­бо­лее инте­рес­ной моде­лью, кото­рую Renault так и не выпу­сти­ла, была Sport, выпу­щен­ная в 1983 году. Пере­де­лать 12-ю модель в купе было про­ще, чем полу­чить у Renault лицен­зию на мест­ное про­из­вод­ство 1517.

Двух­двер­ный кузов, раз­ра­бо­тан­ный соб­ствен­ны­ми сила­ми, выгля­дел не очень про­пор­ци­о­наль­но, как и сле­до­ва­ло ожи­дать от бюд­жет­ной моде­ли, создан­ной на ско­рую руку. Самой мощ­ной вари­а­ци­ей Sport была модель 1410 с 1,4-литровым дви­га­те­лем мощ­но­стью 65 лоша­ди­ных сил.

«Лада Спутник/Самара» (1984 год)
«Лада Спутник (Самара)» (1984 год)

«Лада Спут­ник (Сама­ра)» (1984 год)

В Рос­сии «Лада Сама­ра» была извест­на под назва­ни­ем «Спут­ник». Она ока­за­лась намно­го луч­ше одно­имен­но­го кос­ми­че­ско­го аппа­ра­та, кото­рый, про­ве­дя три неде­ли на орби­те Зем­ли, исчер­пал заряд бата­рей и вер­нул­ся на Зем­лю (сго­рел в атмо­сфе­ре).

В Рос­сии эта модель ста­ла лиде­ром про­даж. «Спутник/Самара» — это так­же пер­вый авто­мо­биль, раз­ра­бо­тан­ный «Лада» без уча­стия Fiat (гово­рят, что Fiat не понра­ви­лась идея созда­ния перед­не­при­вод­ной моде­ли).

Вме­сто это­го при под­держ­ке Porsche был раз­ра­бо­тан угло­ва­тый хэтч­бек с при­це­лом на меж­ду­на­род­ные про­да­жи, при созда­нии кото­ро­го инже­не­ры вдох­но­ви­лись рядом моде­лей, вклю­чая попу­ляр­ный Volkswagen Golf.

Авто­мо­биль про­из­во­дил­ся в Рос­сии до 2012 года. Он так­же про­да­вал­ся в Запад­ной Евро­пе, но те, кто его купил его, назы­ва­ли авто­мо­биль слиш­ком зауряд­ным.

Yugo (1985 год)
Yugo (1985 год)

Yugo (1985 год)

Авто­мо­биль, кото­рый аме­ри­кан­цы назы­ва­ют Yugo, появил­ся в 1977 году как «Заста­ва Корал». Он был эво­лю­ци­ей моде­ли Fiat 127 с угло­ва­тым дизай­ном. Его раз­ра­ба­ты­ва­ли для мест­но­го рын­ка и неко­то­рых зару­беж­ных стран, где пред­по­чте­ние отда­ва­лось восточ­но­ев­ро­пей­ским авто­мо­би­лям, но про­да­жи в США не пла­ни­ро­ва­лись.

Меж­ду тем биз­нес­мен Мал­кольм Бруклин, осно­вав­ший Subaru of America в 1968 году, уви­дел в «Корал» потен­ци­ал. Он счи­тал его экви­ва­лен­том Subaru 360, кото­рый импор­ти­ро­вал­ся в 1980-х годах в каче­стве аль­тер­на­ти­вы евро­пей­ским эко­но­мич­ным авто­мо­би­лям.

Но вре­ме­на меня­ют­ся, и охот­ник пре­вра­ща­ет­ся в цель. «Корал» дол­жен был кон­ку­ри­ро­вать с япон­ски­ми эко­но­мич­ны­ми авто­мо­би­ля­ми. Бруклин помог раз­ра­бо­тать авто­мо­биль для аме­ри­кан­ско­го рын­ка под назва­ни­ем Yugo и начал импор­ти­ро­вать его в 1985 году. Одна­ко успех был недол­гим. Были про­бле­мы с каче­ством, и в США над этим авто сме­я­лись. Про­да­жи пре­кра­ти­лись в 1992 году, когда Yugo America пода­ла заяв­ле­ние о банк­рот­стве.

Dacia MD87 (1987 год)
Dacia MD87 (1987 год)

Dacia MD87 (1987 год)

Пыта­ясь пре­взой­ти 1410 Sport, Dacia сме­ло бро­си­ла вызов недо­ро­гим спор­тив­ным авто­мо­би­лям, в част­но­сти, FiatX1/9. В 1987 году был раз­ра­бо­тан сред­не­мо­тор­ный про­то­тип под назва­ни­ем MD87 с дви­га­те­лем, заим­ство­ван­ным у Renault 12. Подроб­но­стей мало, но на фото­гра­фи­ях авто выгля­дит как гибрид Toyota MR2 и Lancia 007. MD87 Evo, эво­лю­ция MD87, был раз­ра­бо­тан с целью улуч­ше­ния аэро­ди­на­ми­ки с обте­ка­е­мой перед­ней частью и под­ни­ма­ю­щи­ми­ся фара­ми. Ком­па­ния Dacia выпус­ка­ла обе эти моде­ли, но они исчез­ли в кон­це 1980-х годов. Что с ними про­изо­шло — неиз­вест­но.

«Шкода Фаворит» (1987 год)
«Шкода Фаворит» (1987 год)

«Шко­да Фаво­рит» (1987 год)

Модель «Фаво­рит» озна­ме­но­ва­ла нача­ло новой эры «Шко­да». Ее кузов в сти­ле Bertone скры­вал перед­не­мо­тор­ную, перед­не­при­вод­ную архи­тек­ту­ру, раз­ра­бо­тан­ную для экс­пор­та.

Более того, авто был раз­ра­бо­тан соб­ствен­ны­ми сила­ми, а не по лицен­зии запад­но­го авто­про­из­во­ди­те­ля. «Фаво­рит» раз­ве­ял ими­дж авто­мо­би­ля, сде­лан­но­го за желез­ным зана­ве­сом, и пока­зал, что «Шко­да» спо­соб­на кон­ку­ри­ро­вать на миро­вой аре­не. Модель­ный ряд состо­ял из четы­рех­двер­но­го хэтч­бе­ка, уни­вер­са­ла и пика­па. Так­же рас­смат­ри­ва­лись вари­ан­ты купе, седа­на и горя­че­го хэтч­бе­ка, но они так и не уви­де­ли свет.

Wartburg 1,3 (1988 год)
Wartburg 353 (1966 год)

Wartburg 353 (1966 год)

Как и Trabant 601, Wartburg 353 про­из­во­дил­ся доль­ше, чем пред­по­ла­га­лось. Эта модель так­же полу­чи­ла дви­га­тель с водя­ным охла­жде­ни­ем от Volkswagen. 1,3-литровый четы­рех­ци­лин­дро­вый дви­га­тель мощ­но­стью 58 лоша­ди­ных сил, исполь­зо­вав­ший­ся в неко­то­рых Golf вто­ро­го поко­ле­ния, про­длил жиз­нь 353 до апре­ля 1991 года. Четы­рех­такт­ная модель отли­ча­лась более совре­мен­ной перед­ней частью, соот­вет­ству­ю­щей дви­га­те­лю с уве­ли­чен­ной мощ­но­стью.

Trabant 1,1 (1990 год)
Trabant 1,1 (1990 год)

Trabant 1,1 (1990 год)

Пра­ви­тель­ство Восточ­ной Гер­ма­нии откло­ня­ло все прось­бы инже­не­ров и руко­во­ди­те­лей ком­па­нии о модер­ни­за­ции Trabant 601. Одним из пред­ло­же­ний была заме­на двух­такт­но­го дви­га­те­ля на ротор­ный.

Trabant назвал модель 1.1 и выпус­кал ее с 1990 по 1991 год. Но было уже слиш­ком позд­но. Trabant, как и создав­шее его ком­му­ни­сти­че­ское пра­ви­тель­ство, был уже обре­чен.

«Лада 111 Тарзан-2» (1999 год)
«Лада 111 Тарзан-2» (1999 год)

«Лада 111 Тар­зан-2» (1999 год)

Вне­до­рож­ник «Лада Тар­зан-2» изна­чаль­но был обыч­ным уни­вер­са­лом 111. Он полу­чил рам­ную кон­струк­цию, поза­им­ство­ван­ную у бес­смерт­ной «Нивы» пол­ный при­вод и надеж­ные вне­до­рож­ные шины.

В резуль­та­те полу­чил­ся проч­ный, про­хо­ди­мый и вме­сти­тель­ный уни­вер­сал не хуже Toyota RAV4 и Suzuki Jimny.

«Лада» не рас­кры­ва­ет коли­че­ство выпу­щен­ных авто­мо­би­лей, но боль­шин­ство экс­пер­тов уве­ре­но, что их было про­из­ве­де­но менее тыся­чи. Сей­час, когда 2021 год под­хо­дит к кон­цу, «Тар­зан-2» оста­ет­ся таким же мало­из­вест­ным, как буд­то его нико­гда и не было.