Фильм о месте человека во Вселенной получил Гран-при фестиваля «Мир знаний»

Фильм канад­ско­го режис­се­ра Кеви­на Мак­Ма­хо­на «Кос­ми­че­ский корабль Зем­ля», ста­вя­щий вопрос о месте чело­ве­ка во Все­лен­ной, удо­сто­ен Гран-при XI меж­ду­на­род­но­го кино­фе­сти­ва­ля науч­но-попу­ляр­ных и обра­зо­ва­тель­ных филь­мов «Мир зна­ний». Об этом сооб­щи­ли кор­ре­спон­ден­ту ТАСС в орг­ко­ми­те­те фести­ва­ля. «Гран-при име­ни Сер­гея Капи­цы полу­ча­ет фильм «Кос­ми­че­ский корабль Зем­ля», – ска­за­ли в орг­ко­ми­те­те. В филь­ме сум­ми­ро­ва­ны полу­чен­ные к момен­ту его созда­ния науч­ные фак­ты, пока­зы­ва­ю­щие, как чело­век вли­я­ет на жиз­нен­ные ресур­сы пла­не­ты.
Кос­ми­че­ская доми­нан­та
Филь­мов кос­ми­че­ской тема­ти­ки в кон­курс­ной про­грам­ме фести­ва­ля ока­за­лось сра­зу четы­ре. Кро­ме филь­ма-обла­да­те­ля глав­но­го при­за, это: кар­ти­на фран­цуз­ско­го режис­се­ра Жана-Кри­сто­фа Рибо­та «Розет­та – в пого­не за коме­той», рас­ска­зы­ва­ю­щая о кос­ми­че­ском зон­де, отправ­лен­ном к коме­те Чурю­мо­ва-Гера­си­мен­ко; фильм аме­ри­кан­ско­го режис­се­ра Мар­ка Крен­зи­е­на «Путе­ше­ствие в кос­мос» повест­ву­ет о раз­ви­тии кос­ми­че­ской про­грам­мы NASA, под­чер­ки­вая, что иссле­до­ва­ния кос­мо­са не оста­нов­ле­ны с пре­кра­ще­ни­ем поле­тов на Шатт­лах в 2011 году; фильм рос­сий­ско­го режис­се­ра Марии Вол­чан­ской «Медо­вый месяц на Луне» рас­ска­зы­ва­ет о жиз­ни рос­сий­ских уче­ных – роман­ти­ков и меч­та­те­лей. Они нико­гда не быва­ли в кос­мо­се, но зна­ют о нем боль­ше, чем кос­мо­нав­ты.
Пат­ри­о­ти­че­ский счет
Комис­сия фести­ва­ля, фор­ми­ру­ю­щая кон­курс­ную про­грам­му, слов­но спе­ци­аль­но соблю­да­ла пари­тет меж­ду рос­сий­ски­ми и ино­стран­ны­ми филь­ма­ми. Ока­за­лось, что в нее вош­ли ров­но по 12 рос­сий­ских и зару­беж­ных филь­ма. При раз­да­че при­зов чаша весов несколь­ко скло­ни­лась на сто­ро­ну оте­че­ствен­ных кине­ма­то­гра­фи­стов – на их сче­ту 6 из 10 при­зов. Сра­зу два при­за за луч­шую режис­сер­скую рабо­ту и за луч­ший дебют полу­чи­ла самая лако­нич­ная кар­ти­на фести­ва­ля – 17-минут­ный фильм рос­сий­ско­го режис­се­ра Мари­ам Махи­евой «Ней­три­но и Андыр­тау». Местом дей­ствия она выбра­ла Бак­сан­скую ней­трин­ную обсер­ва­то­рию в под­зе­ме­лье и горах Кав­ка­за. Там рос­сий­ские аст­ро­фи­зи­ки ловят эле­мен­тар­ную части­цу – ней­три­но.
На сче­ту рос­сий­ских кине­ма­то­гра­фи­стов два спе­ци­аль­ных при­за жюри за фильм «Нау­ка в лицах» режис­се­ра Ста­ни­сла­ва Дем­чен­ко – его геро­я­ми ста­ли петер­бург­ские уче­ные, рабо­та­ю­щие в обла­сти химии, гене­ти­ки, био­ин­фор­ма­ти­ки и кван­то­вой меха­ни­ки, и за фильм «Эффект рения» режис­се­ра Дмит­рия Семиб­ра­то­ва, кото­рый рас­ска­зы­ва­ет, как уче­ные добы­ва­ют рений – необ­хо­ди­мый для кос­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти металл, на вул­ка­нах Куриль­ской гря­ды.
Приз Пре­зи­дент­ской биб­лио­те­ки при­суж­ден за фильм «Нико­лай Прже­валь­ский. Экс­пе­ди­ция дли­ною в жиз­нь» режис­се­ра Вла­ди­ми­ра Шуван­ни­ко­ва. Кар­ти­на ста­вит в цен­тр вни­ма­ния гео­по­ли­ти­че­скую игру Рос­сии и Бри­та­нии за вли­я­ние в Цен­траль­ной Азии и все­сто­рон­нее изу­че­ние это­го реги­о­на. Ста­ра­ясь отве­тить на вопро­сы, кем был Нико­лай Прже­валь­ский – вели­ким уче­ным или талант­ли­вым раз­вед­чи­ком, поче­му он так стре­мил­ся в Тибет и за что ази­а­ты назы­ва­ют его свя­тым, авто­ры филь­ма изла­га­ют исто­рию путе­ше­ствий и откры­тий Прже­валь­ско­го.
Спе­ци­аль­но­го дипло­ма жюри за ори­ги­наль­ное реше­ние удо­сто­ен фильм «Тай­на апте­ки док­то­ра Пеля» режис­се­ра Евге­ния Тата­ро­ва. С помо­щью кино­язы­ка он рас­ска­зал об одном из зага­доч­ных мест Север­ной сто­ли­цы – апте­ке док­то­ра Пеля, где исто­рия пере­пле­лась с леген­да­ми и мисти­кой. В 1850 году апте­ку при­об­рел в соб­ствен­но­сть Васи­лий Васи­лье­вич Пель, с это­го момен­та она ста­ла назы­вать­ся «Апте­кой Пеля». 11 мар­та 2010 года ста­рей­шая в Рос­сии апте­ка откры­лась после рекон­струк­ции.
На сче­ту зару­беж­ных кине­ма­то­гра­фи­стов поми­мо Гран-при еще три при­за. За луч­шую опе­ра­тор­скую рабо­ту награж­ден фильм «Бао­ба­бы: меж­ду сушей и морем» (Фран­ция). Режис­сер Сириль Кор­ню и опе­ра­тор Уил­фрид Рам­ха­фа­ли отпра­ви­лись на пиро­ге, прой­дя 400 км вдоль без­люд­ной бере­го­вой линии на юго-запа­де Мада­га­ска­ра, позна­ко­мив зри­те­ля с места­ми, кото­рые еще нико­гда не попа­да­ли в объ­ек­ти­вы камер. Воз­мож­но­сть загля­нуть в мир финан­сов предо­ста­ви­ли зри­те­лю созда­те­ли филь­ма «Вверх или нику­да» (Нидер­лан­ды, режис­сер Йона Хонер). Кар­ти­на пока­зы­ва­ет напря­же­ние в труд­ный пери­од суще­ство­ва­ния финан­со­вой ком­па­нии.
Рус­ское гео­гра­фи­че­ское обще­ство при­су­ди­ло свой приз филь­му казах­стан­ских режис­се­ров Бахы­та Каир­бе­ко­ва и Алек­сея Камен­ско­го «Дешт-и-Кып­чак. Тай­ные зна­ки». Фильм рас­ска­зы­ва­ет о куль­ту­ре и язы­ке кып­ча­ков, чей язык счи­та­ет­ся пра­ро­ди­те­лем зна­чи­тель­ной части тюрк­ских язы­ков. 700 лет назад на этом язы­ке гово­ри­ли от Алтая до Дуная и даже в Егип­те, в пери­од прав­ле­ния там Сул­та­на Бей­бар­са. «Кни­га Кип­ча­ков» – пись­мен­ный источ­ник ста­ро­кип­чак­ско­го язы­ка нача­ла XIV века хра­нит­ся в Собо­ре свя­то­го Мар­ка в Вене­ции. В филь­ме рас­ска­зы­ва­ет­ся исто­рия о том, как выда­ю­щий­ся поэт эпо­хи воз­рож­де­ния Фран­че­ско Пет­рар­ка пода­рил это фоли­ант Вене­ци­ан­ской биб­лио­те­ке в 1362 году.
Фести­валь «Мир зна­ний» про­шел в Петер­бур­ге в 11-й раз. Пре­зи­ден­том фести­ва­ля в насто­я­щее вре­мя явля­ет­ся рек­тор Уни­вер­си­те­та ИТМО Вла­ди­мир Васи­льев. Пред­се­да­те­лем жюри – гла­ва коми­те­та по нау­ке и выс­шей шко­ле пра­ви­тель­ства Санкт-Петер­бур­га Андрей Мак­си­мов. В этом году глав­ной фести­валь­ной пло­щад­кой ста­ла откры­тая сту­дия «Лен­док», а орг­ко­ми­тет фести­ва­ля сфор­ми­ро­ва­ли пред­ста­ви­те­ли кино­сту­дии име­ни Горь­ко­го, куда тра­ди­ци­он­но про­во­див­шая фести­валь сту­дия «Лен­на­уч­фильм» вошла в каче­стве струк­тур­но­го под­раз­де­ле­ния. Фести­валь, как рас­ска­за­ли в орг­ко­ми­те­те, нара­щи­ва­ет сотруд­ни­че­ство с уни­вер­си­те­та­ми и шко­ла­ми для того, что­бы обес­пе­чить доступ к науч­но-попу­ляр­но­му кино детям и моло­дё­жи.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 нояб­ря.
© Орг­ко­ми­тет фести­ва­ля «Мир зна­ний»
Корр. ТАСС Ната­лия Михаль­чен­ко