Эксперты: РФ нуждается в срочном обновлении ледокольного флота для развития Арктики

© Лев Федосеев/ТАСС
© Лев Федосеев/ТАСС

С уве­ли­че­ни­ем гру­зо­по­то­ка по Сев­мор­пу­ти и появ­ле­ни­ем круп­ных эко­но­ми­че­ских про­ек­тов в Арк­ти­ке потреб­но­сть в новых ледо­ко­лах будет рас­ти, уве­ре­ны экс­пер­ты

МОСКВА, 15 мар­та. /ТАСС/

Устой­чи­вое раз­ви­тие Арк­ти­че­ской зоны РФ невоз­мож­но без сроч­но­го обнов­ле­ния как атом­но­го, так и дизель­но­го ледо­коль­но­го фло­та, счи­та­ют экс­пер­ты. В насто­я­щее вре­мя для бес­пе­ре­бой­ной рабо­ты Север­но­го мор­ско­го пути Рос­сия исполь­зу­ет более 30 дизель-элек­три­че­ских и 4 атом­ных ледо­ко­ла, но флот стре­ми­тель­но ста­ре­ет, рас­ска­зал ТАСС пред­се­да­тель сове­та по Арк­ти­ке и Антарк­ти­ке при Сове­те Феде­ра­ции Вяче­слав Шты­ров.

«Три из четы­рех дей­ству­ю­щих ато­мо­хо­да потре­бу­ют выво­да из экс­плу­а­та­ции в пери­од с 2020 по 2022 годы. Боль­шая часть дизель-элек­три­че­ских ледо­ко­лов «Росмор­пор­та» под­ле­жит спи­са­нию к 2017–2019 годах», – отме­ча­ет сена­тор.

Шты­ров доба­вил, что для отста­и­ва­ния наци­о­наль­ных инте­ре­сов Рос­сии необ­хо­ди­мо сроч­но обно­вить свой атом­ный ледо­коль­ный флот на новой тех­но­ло­ги­че­ской осно­ве.

Состояние ледокольного флота

На про­бле­му раз­ви­тия и обнов­ле­ния фло­та ука­зы­ва­ют мно­гие экс­пер­ты. Так, член Науч­но­го сове­та РАН Миха­ил Гри­го­рьев сооб­щил ТАСС о ста­ре­нии фло­та и нехват­ке ледо­ко­лов. «У нас есть три паро­ход­ства – Мур­ман­ское, Север­ное и Лен­ское объ­еди­нен­ное реч­ное, дав­но рабо­та­ю­щие на Север­ном мор­ском пути. Обо­рот­ных сред­ств на стро­и­тель­ство ново­го фло­та у них не хва­та­ет, так как в стра­не пока нет «длин­ных» и «деше­вых» денег, а за рубе­жом их не полу­чить. Так что идет объ­ек­тив­ное ста­ре­ние пар­ка судов», – пояс­нил он. Ситу­а­ция с ледо­ко­ла­ми, по сло­вам экс­пер­та, так­же «оста­ет­ся насто­ра­жи­ва­ю­щей».

Одна­ко, по сло­вам неко­то­рых экс­пер­тов, ледо­коль­ный флот Рос­сии в послед­нее вре­мя полу­чил суще­ствен­ное раз­ви­тие. «Лет 8–10 назад мы гово­ри­ли, что у нас весь ледо­коль­ный флот – и атом­ный и дизель­ный – уста­ре­ва­ет и под­ле­жит спи­са­нию. Сей­час стро­ит­ся новое поко­ле­ние дизель­ных и атом­ных ледо­ко­лов: серия дву­хо­са­доч­ных атом­ных ледо­ко­лов 22220 «Арк­ти­ка», «Сиби­рь» и «Урал», кото­рые заме­нят ста­рые ледо­ко­лы типа «Арк­ти­ка», и дизель-элек­три­че­ские ледо­ко­лы раз­лич­но­го назна­че­ния», – отме­ча­ет глав­ный кон­струк­тор Кры­лов­ско­го цен­тра по судам ледо­во­го клас­са Вале­рий Беля­шов.

Гене­раль­ный дирек­тор «Росмор­пор­та» Андрей Тара­сен­ко в отве­те на запрос ТАСС сооб­щил, что на сего­дняш­ний день в веде­нии ком­па­нии нахо­дит­ся 36 дизель­ных ледо­ко­лов. Основ­ной зада­чей фло­та пред­при­я­тия, по его сло­вам, явля­ет­ся обес­пе­че­ние ледо­коль­ных про­во­док судов в 15 замер­за­ю­щих мор­ских пор­тах РФ и на под­хо­дах к ним. «В 2018 году пла­ни­ру­ет­ся ввод в экс­плу­а­та­цию дизель-элек­три­че­ско­го ледо­ко­ла про­ек­та 22600М «Вик­тор Чер­но­мыр­дин» с мощ­но­стью судо­вой энер­ге­ти­че­ской уста­нов­ки 25 МВт, спо­соб­но­го круг­ло­го­дич­но осу­ществ­лять про­вод­ки судов в при­бреж­ной части трас­сы Сев­мор­пу­ти», – рас­ска­зал дирек­тор.

Беля­шов отме­ча­ет, что обнов­ле­ние дизель­но­го фло­та про­ис­хо­дит, в том числе, за счет ком­па­ний, рабо­та­ю­щих в Арк­ти­че­ской зоне РФ. Так ком­па­ния «Нориль­ский никель» вла­де­ет соб­ствен­ным транс­порт­ным фло­том ледо­во­го клас­са. «Это поз­во­ля­ет обес­пе­чить круг­ло­го­дич­ные постав­ки про­дук­ции в Евро­пу сво­и­ми сила­ми, сего­дня флот «Нор­ни­ке­ля» состо­ит из шести судов уси­лен­но­го ледо­во­го клас­са ARC7 – пять кон­тей­не­ро­во­зов типа «Нориль­ский никель» и один тан­кер «Ени­сей», – рас­ска­зал кор­ре­спон­ден­ту ТАСС пред­ста­ви­тель ком­па­нии.

Потребность в ледоколах будет расти

Гово­ря о потреб­но­сти в ледо­коль­ном фло­те, экс­пер­ты схо­дят­ся во мне­нии – с уве­ли­че­ни­ем гру­зо­по­то­ка по Север­но­му мор­ско­му пути и раз­ви­ти­ем круп­ных эко­но­ми­че­ских про­ек­тов в Арк­ти­че­ской зоне потреб­но­сть в ледо­ко­лах будет толь­ко рас­ти.

Неко­то­рые спе­ци­а­ли­сты счи­та­ют, что потреб­но­сти Рос­сии толь­ко для обслу­жи­ва­ния гру­зо­по­то­ков в Арк­ти­ке состав­ля­ют 14 ледо­ко­лов, вклю­ча­ю­щих 6 атом­ных, 4 дизель­ных линей­ных и 4 ледо­ко­ла-снаб­жен­ца для обслу­жи­ва­ния буро­вых плат­форм. Одна­ко, как счи­та­ет сена­тор Шты­ров, на самом деле ледо­коль­ный флот дол­жен быть зна­чи­тель­но боль­ше.

«По пла­ну к 2030 году гру­зо­по­ток по Север­но­му мор­ско­му пути дол­жен уве­ли­чить­ся до 80 млн тонн. Зна­чит, нам необ­хо­ди­мо обес­пе­чить посто­ян­но дей­ству­ю­щую мор­скую трас­су, кото­рая может экс­плу­а­ти­ро­вать­ся круг­ло­го­дич­но, непре­рыв­но. Это гран­ди­оз­ная зада­ча, для реше­ния кото­рой в первую оче­редь потре­бу­ет­ся зна­чи­тель­ное коли­че­ство ледо­ко­лов, постро­ен­ных по новым тех­но­ло­ги­ям», – пояс­ня­ет собе­сед­ник агент­ства.

По мне­нию кон­струк­то­ра Беля­шо­ва, судо­стро­и­тель­ные вер­фи смо­гут удо­вле­тво­рить потреб­но­сти Рос­сии по уве­ли­че­нию коли­че­ства необ­хо­ди­мых стра­не ледо­ко­лов. «С уче­том пла­нов раз­ви­тия транс­порт­ной систе­мы – выво­за с «Яма­ла СПГ» 15 млн тонн, а так­же через стро­я­щий­ся тер­ми­нал «Арк­тик СПГ-2» еще 15–17 млн тонн сжи­жен­но­го газа – потреб­но­сти в ледо­ко­лах вырас­тут. В рай­о­не пор­та Дудин­ка в пер­спек­ти­ве так­же будет выво­зить­ся уголь с Тай­мыр­ско­го полу­ост­ро­ва, и нефть с место­рож­де­ния Тана­лан. Неф­те- и рудо­до­бы­ва­ю­щие ком­па­нии не смо­гут реа­ли­зо­вы­вать свои пла­ны без нали­чия надеж­ной транс­порт­ной систе­мы, поэто­му новое поко­ле­ние ледо­ко­лов стро­ит­ся как раз вовре­мя. С уче­том всех этих пла­нов надо будет стро­ить еще два уни­вер­саль­ных ледо­ко­ла про­ек­та – 22220», – доба­вил он.

Что каса­ет­ся стро­и­тель­ства атом­ных ледо­ко­лов, то, как рас­ска­зал ТАСС ген­ди­рек­тор ФГУП «Атом­флот» Вяче­слав Рук­ша, в Санкт-Петер­бур­ге идет стро­и­тель­ство серии из трех уни­вер­саль­ных атом­ных ледо­ко­лов ЛК60 («Арк­ти­ка», «Урал» и «Сиби­рь»). «ЛК60 будут посте­пен­но заме­нять дей­ству­ю­щие ато­мо­хо­ды», – ска­зал Рук­ша.

Кро­ме того, при под­держ­ке Мин­пром­тор­га Рос­сии начи­на­ет­ся раз­ра­бот­ка тех­ни­че­ско­го про­ек­та ледо­ко­ла буду­ще­го – «Лидер». Дан­ный ледо­кол обес­пе­чит круг­ло­го­дич­ное пла­ва­ние по трас­сам Север­но­го мор­ско­го пути. «Это поз­во­лит Рос­сии кон­ку­ри­ро­вать с тра­ди­ци­он­ны­ми трас­са­ми пере­воз­ки гру­зов с Запа­да на Восток», – добав­ля­ет Беля­шов.

Пред­се­да­тель Гос­ко­мис­сии по вопро­сам раз­ви­тия Арк­ти­ки, заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства РФ Дмит­рий Рого­зин ранее сооб­щил в интер­вью «Рос­сий­ской газе­те», что обес­пе­чить круг­ло­го­дич­ный про­ход судов по Север­но­му ледо­ви­то­му оке­а­ну, а так­же обслу­жи­ва­ние пор­тов смо­гут 5–6 атом­ных ледо­ко­лов мощ­но­стью 60–110 МВт, 6–8 неатом­ных ледо­ко­лов мощ­но­стью 25–30 МВт и 8–10 неатом­ных ледо­ко­лов мощ­но­стью 16–18 МВт.

«А вот чего у Рос­сии реаль­но не хва­та­ет, так это серьез­ных судов тех­ни­че­ско­го назна­че­ния. Напри­мер, нет мощ­ных кра­нов, буро­вых судов ледо­во­го пла­ва­ния. <…> Мало кто может стро­ить такие суда, кото­рые спо­соб­ны рабо­тать в тяже­лых арк­ти­че­ских усло­ви­ях. Это пер­спек­тив­ное направ­ле­ние для рос­сий­ской про­мыш­лен­но­сти – такое суд­но мож­но исполь­зо­вать в любой аква­то­рии мира, но надеж­но­сть его будет высо­чай­шей», – счи­та­ет Рого­зин.

Тема раз­ви­тия транс­пор­та в Арк­ти­ке ста­нет одной из основ­ных на меж­ду­на­род­ном фору­ме «Арк­ти­ка – тер­ри­то­рия диа­ло­га», кото­рый прой­дет 29–30 мар­та в Архан­гель­ске. Форум при­зван объ­еди­нить меж­ду­на­род­ные орга­ни­за­ции, орга­ны госу­дар­ствен­ной вла­сти, науч­ные и биз­нес-сооб­ще­ства из Рос­сии и дру­гих стран для коор­ди­на­ции под­хо­дов в раз­ви­тии меж­ду­на­род­но­го сотруд­ни­че­ства, кон­со­ли­да­ции уси­лий по обес­пе­че­нию ста­биль­но­го раз­ви­тия Арк­ти­ки и повы­ше­ния уров­ня жиз­ни насе­ле­ния на арк­ти­че­ских тер­ри­то­ри­ях.