Выставка «И музыки целительные звуки» откроется 15 июня в Военно-медицинском музее Петербурга
«Мы решили подготовить необычный подарок для петербургских медиков к их профессиональному празднику, отмечаемому в третье воскресенье июня, – рассказать о роли музыки в искусстве врачевания языком выставки. И при этом показать редкие экспонаты наших фондов, многие из которых посетители увидят впервые», – рассказала она.
По ее словам, выставка состоит из двух разделов. В первом рассказывается о музыке как лекарстве, врачующем душу и тело: зовущем на подвиг, помогающем вернуть психологическое равновесие после боя и восстановить движения рук после ранения. В другом разделе представлены истории врачей-музыкантов: Сергея Боткина, Владимира Опеля, Владимира Воячека, Сергея Голикова, Александра Бородина.
Патефон времен Великой Отечественной войны, который можно было слушать в землянке после боя, стал центром первой группы экспонатов. Здесь также представлена коллекция фотографий оркестров выздоравливающих, которые создавали в госпиталях в период Великой Отечественной. «Игра на музыкальном инструменте – скрипке, баяне, балалайке, помогала восстановить моторику рук после ранений. Эти оркестры были нужны для ускорения выздоровления раненых, а не только для их отрады», – пояснила собеседница агентства.
Фотография известного российского ученого Боткина, где он изображен играющим на виолончели, раскрывает доктора с новой для многих стороны – он музицировал часами и даже в командировки брал с собой виолончель. В том же разделе представлен камертон известного отоларинголога Воячека. С помощью этого камертона доктор определял остроту слуха и ее изменение у пациентов. С камертоном соседствует стамеска Воячека – его научное изобретение, позволившего продвинуть отоларингологию и проводить новые сложные операции.
Либретто оперы «Князь Игорь» Бородина, профессора Медико-хирургической академии, доктора и ученого, рассказывает о судьбе человека, в жизни которого медицина и музыка занимали примерно равные части. Бородин писал «Князя Игоря» несколько десятилетий, ее завершали его ближайшие друзья по Могучей кучке (неформальному объединению ярких русских композиторов второй половины XIX века) и именно эта опера звучала в 1898 году на 100-летии Медико-хирургической академии (сейчас Военно-медицинская академия им. Кирова), где Бородин работал практически всю жизнь. Отрывки из оперы прозвучат и на открытии выставки, обобщив ее содержание.