Темой выставки в Петербурге стала музыка как инструмент воздействия врача на пациента

Врачи и музыка
Врачи и музыка

Выставка «И музыки целительные звуки» откроется 15 июня в Военно-медицинском музее Петербурга

Фор­мы воз­дей­ствия музы­ки на про­цесс выздо­ров­ле­ния боль­ных, а так­же исто­рии док­то­ров, зна­чи­тель­ную часть сво­ей жиз­ни посвя­тив­ших музи­ци­ро­ва­нию, соста­ви­ли сюжет выстав­ки «И музы­ки цели­тель­ные зву­ки», кото­рая откро­ет­ся 15 июня в Воен­но-меди­цин­ском музее Петер­бур­га. Об этом сооб­щи­ла кор­ре­спон­ден­ту ТАСС кура­тор выстав­ки Свет­ла­на Обре­зан.

«Мы реши­ли под­го­то­вить необыч­ный пода­рок для петер­бург­ских меди­ков к их про­фес­си­о­наль­но­му празд­ни­ку, отме­ча­е­мо­му в тре­тье вос­кре­се­нье июня, – рас­ска­зать о роли музы­ки в искус­стве вра­че­ва­ния язы­ком выстав­ки. И при этом пока­зать ред­кие экс­по­на­ты наших фон­дов, мно­гие из кото­рых посе­ти­те­ли уви­дят впер­вые», – рас­ска­за­ла она.

По ее сло­вам, выстав­ка состо­ит из двух раз­де­лов. В пер­вом рас­ска­зы­ва­ет­ся о музы­ке как лекар­стве, вра­чу­ю­щем душу и тело: зову­щем на подвиг, помо­га­ю­щем вер­нуть пси­хо­ло­ги­че­ское рав­но­ве­сие после боя и вос­ста­но­вить дви­же­ния рук после ране­ния. В дру­гом раз­де­ле пред­став­ле­ны исто­рии вра­чей-музы­кан­тов: Сер­гея Бот­ки­на, Вла­ди­ми­ра Опе­ля, Вла­ди­ми­ра Воя­че­ка, Сер­гея Голи­ко­ва, Алек­сандра Боро­ди­на.

Пате­фон вре­мен Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, кото­рый мож­но было слу­шать в зем­лян­ке после боя, стал цен­тром пер­вой груп­пы экс­по­на­тов. Здесь так­же пред­став­ле­на кол­лек­ция фото­гра­фий оркест­ров выздо­рав­ли­ва­ю­щих, кото­рые созда­ва­ли в гос­пи­та­лях в пери­од Вели­кой Оте­че­ствен­ной. «Игра на музы­каль­ном инстру­мен­те – скрип­ке, бая­не, бала­лай­ке, помо­га­ла вос­ста­но­вить мото­ри­ку рук после ране­ний. Эти оркест­ры были нуж­ны для уско­ре­ния выздо­ров­ле­ния ране­ных, а не толь­ко для их отра­ды», – пояс­ни­ла собе­сед­ни­ца агент­ства.

Фото­гра­фия извест­но­го рос­сий­ско­го уче­но­го Бот­ки­на, где он изоб­ра­жен игра­ю­щим на вио­лон­че­ли, рас­кры­ва­ет док­то­ра с новой для мно­гих сто­ро­ны – он музи­ци­ро­вал часа­ми и даже в коман­ди­ров­ки брал с собой вио­лон­чель. В том же раз­де­ле пред­став­лен камер­тон извест­но­го ото­ла­рин­го­ло­га Воя­че­ка. С помо­щью это­го камер­то­на док­тор опре­де­лял остро­ту слу­ха и ее изме­не­ние у паци­ен­тов. С камер­то­ном сосед­ству­ет ста­мес­ка Воя­че­ка – его науч­ное изоб­ре­те­ние, поз­во­лив­ше­го про­дви­нуть ото­ла­рин­го­ло­гию и про­во­дить новые слож­ные опе­ра­ции.

Либ­рет­то опе­ры «Князь Игорь» Боро­ди­на, про­фес­со­ра Меди­ко-хирур­ги­че­ской ака­де­мии, док­то­ра и уче­но­го, рас­ска­зы­ва­ет о судь­бе чело­ве­ка, в жиз­ни кото­ро­го меди­ци­на и музы­ка зани­ма­ли при­мер­но рав­ные части. Боро­дин писал «Кня­зя Иго­ря» несколь­ко деся­ти­ле­тий, ее завер­ша­ли его бли­жай­шие дру­зья по Могу­чей куч­ке (нефор­маль­но­му объ­еди­не­нию ярких рус­ских ком­по­зи­то­ров вто­рой поло­ви­ны XIX века) и имен­но эта опе­ра зву­ча­ла в 1898 году на 100-летии Меди­ко-хирур­ги­че­ской ака­де­мии (сей­час Воен­но-меди­цин­ская ака­де­мия им. Киро­ва), где Боро­дин рабо­тал прак­ти­че­ски всю жиз­нь. Отрыв­ки из опе­ры про­зву­чат и на откры­тии выстав­ки, обоб­щив ее содер­жа­ние.