Лично я дар речи потерял… сочинение ученицы 11 класса…

Русский мир и европейская цивилизация (сочинение ученицы 11 класса)

Анна Жда­но­ва,
16 лет, уче­ни­ца Радь­ков­ской шко­лы Про­хо­ров­ско­го рай­о­на,
участ­ни­ца област­но­го кон­кур­са юнко­ров «Свой голос»

В послед­нее вре­мя в запад­ной и в либе­раль­ной оте­че­ствен­ной пуб­ли­ци­сти­ке мно­го пишут о рус­ском вар­вар­стве на фоне евро­пей­ской циви­ли­зо­ван­но­сти. Но если срав­нить нрав­ствен­ные иде­а­лы и реаль­ную жиз­нь наро­дов, поли­стать геро­и­че­ские стра­ни­цы исто­рии рус­ско­го наро­да, то воз­ни­ка­ет совсем дру­гая кар­ти­на.

Напри­мер, в рус­ском язы­че­ском пан­тео­не нико­гда не было бога вой­ны, в то вре­мя как сре­ди евро­пей­ских наро­дов поня­тие о воин­ствен­ном боже­стве доми­ни­ро­ва­ло, весь эпос постро­ен вокруг войн и заво­е­ва­ний.

Рус­ский чело­век после побе­ды над ино­вер­ца­ми нико­гда не стре­мил­ся насиль­ствен­но обра­тить их в свою веру.

В были­не «Илья Муро­мец и Идо­ли­ще» рус­ский бога­ты­рь осво­бож­да­ет Царь­град от пога­но­го Идо­ли­ща, но отка­зы­ва­ет­ся быть вое­во­дою горо­да и воз­вра­ща­ет­ся на роди­ну.

В древ­не­рус­ской лите­ра­ту­ре отсут­ству­ет тема обо­га­ще­ния при заво­е­ва­ни­ях, раз­бо­ях, в то вре­мя как сюже­ты на эту тему рас­про­стра­не­ны в запад­но­ев­ро­пей­ской лите­ра­ту­ре.

Герои «Пес­ни о Нибе­лун­гах» одер­жи­мы поис­ком зары­то­го кла­да – золо­та Рей­на.

Глав­ный герой древ­ней англий­ской поэ­мы «Бео­вульф» поги­ба­ет, «насы­тив зре­нье игрой само­цве­тов и блес­ком золо­та… В обмен на богат­ства жиз­нь поло­жил я».

Ни одно­му из геро­ев рус­ско­го эпо­са не при­хо­дит в голо­ву жиз­нь поло­жить в обмен на богат­ства. Более того, Илья Муро­мец не спо­со­бен при­нять откуп, пред­ла­га­е­мый раз­бой­ни­ка­ми, – «золо­той каз­ны, пла­тья цвет­но­го и коней доб­рых сколь­ко надоб­но». Он, не сомне­ва­ясь, отвер­га­ет путь, где «бога­ту быть», но доб­ро­воль­но испы­ты­ва­ет доро­гу, где «уби­ту быть».

И не толь­ко в эпо­се, но и в леген­дах, сказ­ках, пес­нях, посло­ви­цах и пого­вор­ках рус­ско­го наро­да долг лич­ной или родо­вой чести не име­ет ниче­го обще­го с дол­гом лич­ной или родо­вой мести.

Поня­тие мести как тако­вое вооб­ще отсут­ству­ет в рус­ском фольк­ло­ре, оно как бы изна­чаль­но не зало­же­но в «гене­ти­че­ском коде» наро­да, а рус­ский воин все­гда был вои­ном-осво­бо­ди­те­лем.

И в этом – отли­чие рус­ско­го чело­ве­ка от запад­но­ев­ро­пей­ско­го.

Рус­ский исто­рик и фило­соф Иван Ильин писал: «Евро­па не зна­ет нас… пото­му что ей чуж­до сла­вя­но­рус­ское созер­ца­ние мира, при­ро­ды и чело­ве­ка. Запад­но­ев­ро­пей­ское чело­ве­че­ство дви­жет­ся волею и рас­суд­ком. Рус­ский чело­век живёт преж­де все­го серд­цем и вооб­ра­же­ни­ем и лишь потом умом и волею.

Поэто­му сред­ний евро­пе­ец сты­дит­ся искрен­но­сти, сове­сти и доб­ро­ты как «глу­по­сти».
Рус­ский чело­век, наобо­рот, ждёт от чело­ве­ка преж­де все­го доб­ро­ты, сове­сти и искрен­но­сти.

Евро­пе­ец, вос­пи­тан­ный Римом, пре­зи­ра­ет про себя дру­гие наро­ды и жела­ет власт­во­вать над ними.

Рус­ский чело­век все­гда насла­ждал­ся есте­ствен­ной сво­бо­дой сво­е­го про­стран­ства… Он все­гда «удив­лял­ся» дру­гим наро­дам, доб­ро­душ­но с ними ужи­вал­ся и нена­ви­дел толь­ко втор­га­ю­щих­ся пора­бо­ти­те­лей…

О мило­сер­дии и спра­вед­ли­во­сти рус­ско­го чело­ве­ка сви­де­тель­ству­ет доб­ро­со­сед­ское отно­ше­ние к наро­дам при­со­еди­нён­ных тер­ри­то­рий. Рус­ский народ не тво­рил таких зло­де­я­ний, как про­све­щён­ные евро­пей­цы на заво­ё­ван­ных зем­лях.

В наци­о­наль­ной пси­хо­ло­гии было некое сдер­жи­ва­ю­щее нрав­ствен­ное нача­ло. От при­ро­ды силь­ный, вынос­ли­вый, дина­мич­ный народ был наде­лён уди­ви­тель­ной выжи­ва­е­мо­стью.

На силе духа осно­вы­ва­лись и зна­ме­ни­тое рус­ское дол­го­тер­пе­ние, и тер­пи­мо­сть к дру­гим.

Под непре­рыв­ны­ми наше­стви­я­ми со всех сто­рон, в неве­ро­ят­но суро­вых кли­ма­ти­че­ских усло­ви­ях рус­ский народ коло­ни­зи­ро­вал огром­ные тер­ри­то­рии, не истре­бив, не пора­бо­тив, не огра­бив и не пере­кре­стив насиль­но ни один народ.

Коло­ни­аль­ная поли­ти­ка запад­но­ев­ро­пей­ских наро­дов иско­ре­ни­ла або­ри­ге­нов трёх мате­ри­ков, пре­вра­ти­ла в рабов насе­ле­ние огром­ной Афри­ки и неиз­мен­но мет­ро­по­лии бога­те­ли за счёт коло­ний.

Рус­ский народ, ведя не толь­ко обо­ро­ни­тель­ные вой­ны, при­со­еди­няя, как и все боль­шие наро­ды, боль­шие тер­ри­то­рии, нигде не обра­щал­ся с заво­ё­ван­ны­ми, как евро­пей­цы. От евро­пей­ских заво­е­ва­ний луч­ше жилось евро­пей­ским наро­дам, ограб­ле­ние коло­ний обо­га­ща­ло мет­ро­по­лии.

Рус­ский народ не гра­бил ни Сиби­рь, ни Сред­нюю Азию, ни Кав­каз, ни При­бал­ти­ку. Рос­сия сохра­ни­ла каж­дый народ, в неё вошед­ший. Она была их защит­ни­цей, обес­пе­чи­ва­ла им пра­во на зем­лю, соб­ствен­но­сть, на веру, обы­чаи, куль­ту­ру.

Рос­сия нико­гда не была наци­о­на­ли­сти­че­ским госу­дар­ством, она при­над­ле­жа­ла одно­вре­мен­но всем, в ней живу­щим. Рус­ский народ имел толь­ко одно «пре­иму­ще­ство» – нести бре­мя госу­дар­ствен­но­го стро­и­тель­ства.

В резуль­та­те было созда­но уни­каль­ное в миро­вой исто­рии госу­дар­ство, кото­рое рус­ский народ защи­щал сво­ей кро­вью, не щадя жиз­ни.

Имен­но пото­му, что на его долю выпа­ли такие стра­да­ния и колос­саль­ные жерт­вы, мой народ при­нял, как свою соб­ствен­ную боль, стра­да­ния дру­гих наро­дов под гнё­том гит­ле­ров­ских фаши­стов.

И после осво­бож­де­ния род­ной стра­ны с таким же само­по­жерт­во­ва­ни­ем, с такой же энер­ги­ей осво­бо­дил пол-Евро­пы.

Вот какой был геро­изм! Вот какой силы духа людей рож­да­ет рус­ская зем­ля!

И дума­ет­ся мне, что на такой подвиг даже вели­кий народ может решить­ся один раз в века.

Пат­ри­о­тизм, кото­рый про­де­мон­стри­ро­вал рус­ский сол­дат на полях Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны – это пат­ри­о­тизм высо­чай­шей про­бы, кото­ро­го не зна­ла ни миро­вая, ни оте­че­ствен­ная исто­рия. И я нико­гда не согла­шусь с выска­зы­ва­ни­я­ми в прес­се о рус­ском «вар­вар­стве» и евро­пей­ской «доб­ро­де­тель­но­сти».

Я гор­жусь, что таки­ми кра­си­вы­ми, стой­ки­ми, муже­ствен­ны­ми и вынос­ли­вы­ми были наши пред­ки, наши геро­и­че­ские пред­ки, а мы – их потом­ки!