«Это реальная победа!» В России спущен на воду первый газовый гигант.

12 мая дальневосточная судоверфь «Звезда» спустила на воду танкер «Владимир Мономах» — первый танкер класса Aframax на газомоторном топливе.

sonar2050.org

«Зелё­ный» гигант ново­го поко­ле­ния дли­ною в 250 мет­ров пред­на­зна­чен для пере­воз­ки неф­ти в неогра­ни­чен­ном рай­о­не пла­ва­ния. Такое суд­но долж­но при­ве­сти в пол­ный вос­торг защит­ни­ков при­ро­ды — экс­плу­а­та­ция СПГ-дви­га­те­ля умень­ша­ет выбро­сы вред­ных веще­ств в атмо­сфе­ру: выбро­сы окси­да серы и сажи по срав­не­нию с ана­ло­гич­ны­ми суда­ми, рабо­та­ю­щи­ми на тяжё­лом топ­ли­ве, сни­жа­ют­ся на 100 %, окси­дов азо­та — на 76 %, угле­кис­ло­го газа — на 27 %. Это не про­сто дань моде, но и ход на упре­жде­ние — с 1 янва­ря теку­ще­го года уже­сто­чи­лись меж­ду­на­род­ные пра­ви­ла, регу­ли­ру­ю­щие содер­жа­ние серы в жид­ком судо­вом топ­ли­ве. Пред­ви­дя такое раз­ви­тие собы­тий, в Рос­сии ещё в 2017 году при­ня­ли реше­ние стро­ить новый ком­мер­че­ский флот на сжи­жен­ном при­род­ном газе.

Прав­да, пер­вый тан­кер на СПГ под назва­ни­ем «Про­спект Гага­ри­на» был полу­чен ещё в 2018 году, но стро­и­ли его корей­цы. Тем цен­нее спуск наше­го «Вла­ди­ми­ра Моно­ма­ха», за кото­рым после­ду­ют новые суда (и не толь­ко тан­ке­ры).

Учимся строить

Пер­вые подоб­ные суда цели­ком и пол­но­стью зака­зы­ва­ли на корей­ских вер­фях, пото­му что они были нуж­ны доста­точ­но сроч­но, а сво­их про­из­вод­ствен­ных воз­мож­но­стей не было. Это ста­ло одним из толч­ков к стро­и­тель­ству новой супер­вер­фи «Звез­да» на Даль­нем Восто­ке. Пред­по­ла­га­ет­ся, что здесь будет постро­е­но 200 плав­сред­ств — не толь­ко подоб­ные тан­ке­ры, но и дру­гих суда, мор­ские плат­фор­мы и даже самый мощ­ный в мире голов­ной атом­ный ледо­кол про­ек­та «Лидер». Пер­вые Aframax «Звез­ды» частич­но тоже про­из­во­дят­ся за гра­ни­цей, но посте­пен­но тре­бо­ва­ния по их лока­ли­за­ции уже­сто­ча­ют­ся: начи­ная с деся­то­го суд­на, все они долж­ны быть пол­но­стью сде­ла­ны в Рос­сии. Кста­ти, пере­ход на СПГ-дви­га­те­ли харак­те­рен не толь­ко для «Звез­ды».

В кон­це фев­ра­ля в Татар­ста­не на Зеле­но­доль­ском заво­де им. Горь­ко­го состо­я­лась цере­мо­ния заклад­ки пас­са­жир­ско­го реч­но­го суд­на «Чай­ка» с дви­га­те­ля­ми, рабо­та­ю­щи­ми на сжи­жен­ном при­род­ном газе. Это будет пер­вое в исто­рии стра­ны пас­са­жир­ское суд­но тако­го типа. «Чай­ка» может пере­во­зить до 170 чело­век и выпол­нять про­гу­лоч­ные и экс­кур­си­он­ные рей­сы по внут­рен­ним вод­ным путям без ущер­ба для окру­жа­ю­щей сре­ды.

Точка роста

«Звез­да» ещё про­дол­жа­ет стро­ить­ся, но на судо­стро­и­тель­ном ком­плек­се уже созда­но око­ло 6 тысяч рабо­чих мест, а в бли­жай­шие годы пла­ни­ру­ет­ся создать ещё 10 тыс. Бла­го­да­ря это­му чис­лен­но­сть жите­лей горо­да Боль­шой Камень уве­ли­чит­ся до 53 тысяч чело­век. Поэто­му недав­но там были утвер­жде­ны пла­ны стро­и­тель­ства новых поли­кли­ник, школ, дет­ских садов, куль­тур­ных и спор­тив­ных ком­плек­сов, цен­тра парус­но­го спор­та, а так­же рекон­струк­ции систем водо- и теп­ло­снаб­же­ния, стро­и­тель­ства новых дорог и про­че­го. Меж­ду тем на самой «Звез­де» про­дол­жа­ет­ся стро­и­тель­ство про­из­вод­ствен­ных цехов, достро­еч­ных набе­реж­ных и склад­ских пло­ща­док пер­вой рас­ши­рен­ной оче­ре­ди. А ещё постро­ен, но пока не вве­дён в экс­плу­а­та­цию новый завод «Сап­фир» по выпус­ку вин­то­ру­ле­вых коло­нок.