Что думают сегодняшние немцы о войне с Советским Союзом

Вторая мировая война – незаживающая рана в памяти двух народов – русского и немецкого. В истории каждого государства существуют не только победы и светлые моменты созидания, но и периоды, вызывающие ощущение горечи и сожаления. Что думают современные немцы о войне с Советским Союзом, и как те страшные годы повлияли на национальное самосознание этого народа?

zen.yandex.ru

Память поколений

Со Дня Побе­ды про­шло более 70 лет, за это вре­мя сме­ни­лось несколь­ко поко­ле­ний, не зна­ю­щих ужа­сов вой­ны. Народ Гер­ма­нии мог пре­дать забве­нию позор­ные стра­ни­цы сво­ей исто­рии, но это­го не про­ис­хо­дит. Муд­рые нем­цы не дают под­рас­та­ю­ще­му поко­ле­нию забыть ошиб­ки про­шло­го, что­бы убе­речь нацию от подоб­ных тра­ге­дий в буду­щем.

Обще­ствен­ные орга­ни­за­ции и пра­ви­тель­ство Гер­ма­нии хра­нят память о пери­оде наци­о­нал-соци­а­лиз­ма, не допус­кая оправ­да­ний фашист­кой идео­ло­гии и иска­же­ний исто­ри­че­ских собы­тий. При этом инфор­ма­ция о про­шлом пода­ет­ся без излиш­ней исте­рии или само­би­че­ва­ния. Неза­ви­си­мые СМИ и теле­ви­де­ние прак­ти­ку­ют разум­ный, взве­шен­ный под­ход к тем­ным стра­ни­цам исто­рии. В немец­ких музе­ях пери­о­ди­че­ски про­хо­дят выстав­ки, посвя­щен­ные вре­ме­нам фашиз­ма, устрой­ству тре­тье­го рей­ха или лич­но­сти Гит­ле­ра. Такой праг­ма­тич­ный и прав­ди­вый путь дела­ет гер­ман­ское обще­ство одним из самых толе­рант­ных в Евро­пе.

Чув­ству­ют ли нем­цы свою вину? Без­услов­но! Самое страш­ное обви­не­ние для них – подо­зре­ние в нео­на­циз­ме. Абсо­лют­ное боль­шин­ство сего­дняш­них жите­лей Гер­ма­нии про­дол­жа­ют ощу­щать вину за ужа­сы Вто­рой миро­вой вой­ны и не хотят, что­бы их ассо­ци­и­ро­ва­ли с наци­ста­ми. В боль­шей сте­пе­ни рас­ка­я­ние за звер­ства фашист­ско­го режи­ма при­су­ще стар­ше­му поко­ле­нию, но и моло­дые нем­цы край­не непри­яз­нен­но отно­сят­ся к иде­ям наци­о­нал-соци­а­лиз­ма.

В Гер­ма­нии 9-го мая – обыч­ный рабо­чий день. Офи­ци­аль­ной датой, назван­ной Днем Осво­бож­де­ния, счи­та­ет­ся 8-е мая 1945 г, когда был под­пи­сан Акт о без­ого­во­роч­ной капи­ту­ля­ции наци­стов. В этот день люди идут с цве­та­ми в Треп­тов парк к мемо­ри­а­лу совет­ским вой­нам, что­бы отдать дать ува­же­ния тем, кто ценой сво­ей жиз­ни оста­но­вил «корич­не­вую чуму». Здесь в брат­ской моги­ле захо­ро­не­но более 7 тысяч вои­нов, участ­во­вав­ших в боях за Бер­лин.

Русские и их союзники: кто был лучше?

Нем­цы при­зна­ют­ся, что силь­но недо­оце­ни­ли рус­ских сол­дат. В их пред­став­ле­нии до нача­ла вой­ны совет­ские граж­да­не – экс­плу­а­ти­ру­е­мые люди, не име­ю­щие соб­ствен­но­го мне­ния. Такие все­рьез вое­вать не долж­ны и будут толь­ко рады при­хо­ду успеш­но­го про­тив­ни­ка. Как же они оши­ба­лись…

Что же каса­ет­ся союз­ни­ков СССР – все их сол­да­ты были гораз­до сла­бее, вспо­ми­на­ют немец­кие вете­ра­ны.

«Для каж­до­го немец­ко­го сол­да­та, кото­рый вое­вал на запа­де с аме­ри­кан­ца­ми – для них это был отпуск после Восточ­но­го фрон­та. Они гово­ри­ли, что аме­ри­кан­цы как воя­ки гораз­до сла­бее рус­ских. И когда я смот­рю аме­ри­кан­ское кино, у меня воз­ни­ка­ет неко­то­рая иро­ния. Пото­му что там один выстрел аме­ри­кан­ско­го снай­пе­ра – и уже пять нем­цев пада­ют», – рас­ска­зы­ва­ет в интер­вью газе­те «Ком­со­моль­ская прав­да» немец­кий жур­на­ли­ст Ште­фан Шолль.

В совре­мен­ном гер­ман­ском обще­стве идеи наци­о­нал-соци­а­лиз­ма пори­ца­ют­ся на всех уров­нях, а лич­но­сть Адоль­фа Гит­ле­ра счи­та­ет­ся пер­со­ной нон гра­та. Нега­тив­ное отно­ше­ние к про­яв­ле­ни­ям нациз­ма и тота­ли­та­риз­ма при­ви­ва­ет­ся со школь­ной ска­мьи. Теле­ви­де­ние, кни­ги, неза­ви­си­мые СМИ не замал­чи­ва­ют страш­ные стра­ни­цы про­шло­го, обес­пе­чи­вая свое­об­раз­ную при­вив­ку от нео­на­циз­ма для под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния.

Инте­рес­ные фак­ты о реак­ции немец­ких под­рост­ков на дей­ствия фаши­стов при­во­дят жур­на­ли­сты. В Гер­ма­нии посе­ще­ние мемо­ри­а­ла на месте конц­ла­ге­ря Дахау под Мюн­хе­ном вхо­дит в обя­за­тель­ную школь­ную про­грам­му для уча­щих­ся стар­ших клас­сов. Моло­дым людям пока­зы­ва­ют фото­гра­фии изу­вер­ских опы­тов над детьми, газо­вые каме­ры и печи-кре­ма­то­рии, в кото­рых зажи­во были сожже­ны сот­ни тыся­чи узни­ков. Мно­гие не выдер­жи­ва­ют страш­но­го зре­ли­ща – у гер­ман­ских под­рост­ков слу­ча­ют­ся исте­ри­ки и нерв­ные сры­вы. Они не могут понять, как нем­цы могли тво­рить такие зло­де­я­ния. Имен­но такие места, будь то Бухен­вальд, Освен­цим или Дахау, остав­ля­ют наи­бо­лее силь­ный эмо­ци­о­наль­ный отпе­ча­ток в памя­ти чело­ве­ка.

«Заслу­жи­ва­ем ли мы про­ще­ния?» – этот вопрос часто зада­ют школь­ни­ки сво­им учи­те­лям после экс­кур­сии. Моло­дые нем­цы испы­ты­ва­ют чув­ство вины, гово­рят о том, что после посе­ще­ния мемо­ри­а­ла их пре­сле­ду­ют кош­ма­ры. Но педа­го­ги и сотруд­ни­ки музея счи­та­ют, что экс­кур­сии в про­шлое необ­хо­ди­мы для того, что­бы зло­де­я­ния не повто­ри­лись вно­вь. Такой под­ход сохра­ня­ет в памя­ти поко­ле­ний прав­ду о страш­ной вой­не и пре­ступ­ле­ни­ях про­тив чело­ве­че­ства.

Соглас­но иссле­до­ва­ни­ям, око­ло 20% опро­шен­ных нем­цев при­зна­ют, что их род­ствен­ни­ки вое­ва­ли на сто­ро­не гит­ле­ров­цев и участ­во­ва­ли в кара­тель­ных акци­ях наци­стов. Дру­гая часть респон­ден­тов утвер­жда­ет, что их пред­ки ста­ли жерт­вой режи­ма, либо были участ­ни­ка­ми анти­фа­шист­ско­го сопро­тив­ле­ния. Такой пара­докс иссле­до­ва­те­ли объ­яс­ня­ют тем, что потом­ки не хотят быть частью наро­да, винов­но­го в изу­вер­ской поли­ти­ке наци­стов.

Этот момент объ­яс­ня­ет насто­ро­жен­ное и неод­но­знач­ное отно­ше­ние нем­цев к вете­ра­нам той вой­ны. Пока­за­тель­на судь­ба одно­го из наи­бо­лее извест­ных офи­це­ров вой­ск СС Йоахи­ма Пай­пе­ра. На Нюрн­берг­ском про­цес­се он полу­чил пожиз­нен­ный срок по обви­не­нию в мас­со­вом рас­стре­ле воен­но­плен­ных. Через мно­го лет Пай­пер все же вышел на сво­бо­ду, но так и не нашел сво­е­го места в немец­ком обще­стве. В резуль­та­те пре­ста­ре­лый участ­ник вой­ны был вынуж­ден поки­нуть стра­ну.

Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство нем­цев счи­та­ет, что исто­рия воз­ло­жи­ла на Гер­ма­нию осо­бую мораль­ную ответ­ствен­но­сть за зло­де­я­ния, совер­шен­ные в ходе вой­ны с Совет­ским Сою­зом. Имен­но поэто­му важ­ная зада­ча обще­ства – избе­жать повто­ре­ния преж­них оши­бок и не допу­стить воз­рож­де­ния наци­о­на­ли­сти­че­ских идей.

Еле­на Воши­ни­на