Одним из главных выводов стратегической видеоконференции Путин-Си на прошлой неделе стало ближайшее будущее трубопровода «Сила Сибири — 2», который пройдёт через Монголию и будет поставлять в Китай до 50 млрд. кубометров природного газа в год.
То, что прямо сказал президент Путин, прозвучало как гром среди ясного неба:
«Нам нужны долгосрочные, юридически обязывающие гарантии. Но мы ведь с вами хорошо знаем: и этому-то нельзя верить, и этому нельзя верить — никаким юридическим гарантиям, потому что США легко выходят из всех международных договоров, которые им по той или иной причине становятся неинтересны. Но хоть это, хоть юридически обязывающие договоренности должны быть, а не устные заверения».
И вот как российско-американские отношения приходят к окончательному кризису — после бесконечной череды вежливых предупреждений из Москвы.
Путин ещё раз был вынужден указать, что Россия стремится к установлению равной для всех и справедливой безопасности — принципу, установленному со времён Хельсинки в 1975 году — даже при том, что он больше не видит в США надёжного партнёра, поскольку те выходят по своему желанию из всех заключаемых с ними договоров.
Путин в очередной раз проявил даосское терпение, столь характерное для министра иностранных дел Сергея Лаврова: объясняя то, что уже очевидно не только российской, но и мировой аудитории.
В конце концов, всё сводится к тому, что европейцы сталкиваются с перспективой превращения континента в поле военной конфронтации.
Это будет неизбежным следствием «решения» НАТО, фактически принятого в Вашингтоне.
Между прочим: любые возможные будущие противодействия угрозам будут согласовываться между Россией и Китаем.
Сэр, на линии мистер Циркон
Каждому разумному существу от берегов Атлантики до евразийских степей к настоящему времени известно содержание представленных американцам российских проектов соглашений о гарантиях безопасности, изложенных замминистра иностранных дел РФ Сергеем Рябковым.
Ключевые положения включают запрет на дальнейшее расширение НАТО; никакого приёма в НАТО Украины; никаких махинаций НАТО на Украине, в Восточной Европе, Закавказье и Средней Азии; Россия и НАТО соглашаются не размещать ракеты средней и малой дальности в районах, откуда они могут поразить территорию друг друга; установление горячих линий; Совет Россия-НАТО активно участвует в разрешении споров.
США получили детальное изложение логики и подходов России, и сейчас мяч на стороне Вашингтона.
Что ж, советник по национальной безопасности Салливан сначала, казалось, принял подачу, когда публично признал, что у Путина, возможно, нет намерения вторгаться на Украину.
Затем были слухи, что американцы представят на этой неделе Москве собственные «конкретные предложения по безопасности» после того, как де-факто написали сценарий для своих приспешников из НАТО, озвученные генсеком НАТО Столтенбергом. Украинский нарратив не изменился ни на йоту: «будут приняты жёсткие меры, если Россия не остановит дальнейшую агрессию против Украины».
Фактически, нравится это функционерам США и НАТО или нет, на самом деле в сфере реальной политики Россия диктует новые условия с позиции силы. Вкратце: вы можете принять новые условия игры мирным путём, включая цивилизованный диалог, или придётся придти к этому трудным путём, через диалог с мистерами Искандером, Калибром, Кинжалом и Цирконом.
Россия готова на раскол с Западом и готова принять на себя любые последствия, включая уже идущее ухудшение отношений, сокращение торговли и сокращение поставок углеводородов в ЕС».
И здесь балет вокруг гарантий безопасности пересекается с важнейшим поворотом Трубопроводистана. Если вкратце – переход от «Северного потока – 2» к «Силе Сибири – 2».
Итак, давайте посмотрим, почему надвигающаяся энергетическая катастрофа в ЕС Россию не волнует.
Танцы в сибирской ночи
Одним из главных выводов стратегической видеоконференции Путин-Си на прошлой неделе стало ближайшее будущее трубопровода «Сила Сибири — 2», который пройдёт через Монголию и будет поставлять в Китай до 50 млрд. кубометров природного газа в год.
Так что не случайно Путин принял президента Монголии в Кремле на следующий день после того, как он поговорил с Си, чтобы обсудить «Силу Сибири – 2». Ключевые параметры уже определены, ТЭО будет завершено в начале 2022 года, и сделка практически заключена.
«Сила Сибири – 2» является продолжением проекта «Сила Сибири — 1» протяжённостью 2200 км, запущенного в 2019 г., из Восточной Сибири в северный Китай; это предмет сделки на 400 млрд. долларов, заключенной между «Газпромом» и китайской CNPC. На полную мощность «Сила Сибири — 1» выйдет в 2025 году, когда это 38 млрд. кубометров газа в год.
Создание гораздо более крупного проекта «Сила Сибири — 2» было запланировано несколько лет назад, но было трудно прийти к единому мнению относительно его окончательного маршрута. «Газпром» хотел, чтобы он шёл из Западной Сибири в Синьцзян через Горный Алтай. Китайцы хотели транзита через Монголию прямо в центральный Китай. В конце концов китайцы настояли на своём. Окончательный маршрут через Монголию был определён всего два месяца назад. Строительство должно начаться в 2024 году.
Это кардинально меняет геоэкономическую ситуацию, полностью согласуясь с всё более развитым стратегическим партнёрством России и Китая.
Газ для «Силы Сибири — 2» будет поступать с тех же месторождений, которые в настоящее время поставляют газ на рынок ЕС.
Какие бы безумные выдумки Европейская комиссия — и новое правительство Германии — не применяли, чтобы затормозить ввод в эксплуатацию «Северного потока — 2», «Газпром» будет уделять основное внимание Китаю.
Для «Газпрома» не имеет значения, что Китай, как заказчик, в ближайшем будущем не заменит полностью весь рынок ЕС. Важен стабильный бизнес-поток и отсутствие инфантильного политиканства. Для Китая важны дополнительные гарантированные сухопутные поставки, в русле его стратегии «ухода от Малакки»: исключение вероятности того, что в случае обострения холодной войны 2.0 ВМС США в конечном итоге заблокируют морские перевозки энергоресурсов через Юго-Восточную Азию в Китай. .
Когда речь идёт о покупке российского природного газа, Пекин, конечно, тут как тут. Китайцы владеют долей в 30% в проекте «Новатэк» на Ямале стоимостью 27 млрд. долларов и долей в 20% в арктическом проекте стоимостью 21 млрд. долларов.
Поэтому добро пожаловать в 2022 год и новую Большую Игру с высокими ставками.
Американские элиты боялись настраивать Россию против Китая из опасения, что это приведёт Германию к союзничеству с Россией и Китаем, оставив Империю Хаоса в одиночестве.
И это объясняет «загадку внутри тайны» облика Украины: использовать её, чтобы оттеснить ЕС от российских природных ресурсов.
Россия переворачивает всё это шоу с ног на голову.
Как энергетическая сверхдержава, а не проржавевший изнутри ЕС под диктатом НАТО, Россия будет в основном сосредоточена на своих азиатских потребителях.
Параллельно с этим военная сверхдержава Россия, которая видела достаточно издевательств со стороны США и НАТО, теперь диктует условия нового соглашения. Лавров подтвердил, что первый раунд переговоров о гарантиях безопасности между Россией и США пройдёт в начале 2022 года.
Это ультиматумы? Не совсем. Похоже, российский МИД будет вынужден снова и снова объяснять:
«Мы ни с кем не говорим языком ультиматумов. Мы ответственно относимся к своей безопасности и безопасности других. Дело не в том, что мы выставили ультиматум, а в том, что нельзя недооценивать серьёзность нашего предупреждения».