Гастрономическое путешествие в Плёс

Плес есть за что похвалить. Во-первых, конечно, за Левитана и левитановские виды (тут есть даже дом-музей художника, довольно, правда, скромный). Во-вторых, за исполинские горы и Волгу. Есть и ценители здешней архитектуры.

Иван Глуш­ков

Тут нет тако­го оби­лия древ­но­стей и досто­при­ме­ча­тель­но­стей, как в том же Суз­да­ле, но зато Плес — один из немно­гих рос­сий­ских горо­дов с еди­ным архи­тек­тур­ным кодом. Строя новый (а уж тем более реста­ври­руя ста­рый) дом в цен­тре горо­да, надо стро­го выдер­жи­вать клас­си­че­ский сред­не­рус­ский дач­ный стиль рубе­жа 19 и 20 веков: дере­во, налич­ни­ки, мезо­ни­ны. Поэто­му Плес в цен­траль­ной его части (на окра­и­нах, увы, над­зор не такой стро­гий, и там застрой­ка напо­ми­на­ет уже обыч­ный про­вин­ци­аль­ный город) выгля­дит на удив­ле­ние цель­но и орга­нич­но. Ну и, нако­нец, тиши­на: дру­гой при­знан­ный тури­сти­че­ский цен­тр, Суз­даль, при­ни­ма­ет тури­стов в кон­вей­ер­ном поряд­ке, и вся инфра­струк­ту­ра горо­да выстро­е­на вокруг это­го бес­ко­неч­но­го пото­ка гостей. В Пле­се тако­го нет, и даже в раз­гар лета тут велик шанс погу­лять по набе­реж­ной или Собор­ной горе в гор­дом оди­но­че­стве. Ну и, нако­нец, в Пле­се на удив­ле­ние непло­хо обсто­ит дело с гастро­но­ми­ей. О том, где в горо­де мож­но отлич­но поесть, сей­час и пого­во­рим.

Глав­ная гастро­но­ми­че­ская арте­рия горо­да — набе­реж­ная. Еда тут повсю­ду: через каж­дые несколь­ко мет­ров вам будут встре­чать­ся мага­зин­чи­ки и лот­ки с коп­че­ной и вяле­ной волж­ской рыбой, кото­рую порой про­да­ют сами рыба­ки. Поэто­му мно­гие точ­ки непо­сто­ян­ны. А вот в боль­шой камен­ный дом на углу набе­реж­ной и глав­ной пло­ща­ди (адрес места край­не про­за­и­че­ский: Совет­ская, 41, на углу с Лени­на) надо зай­ти обя­за­тель­но. Здесь нахо­дит­ся «Рыб­ный Угол» — одно из глав­ных заве­де­ний горо­да. В аске­тич­ном, под­черк­ну­то ста­ром инте­рье­ре тор­гу­ют, соб­ствен­но, рыб­ны­ми угла­ми — хит­ро слеп­лен­ны­ми полу­от­кры­ты­ми пиро­га­ми из ржа­но­го теста с той самой коп­че­ной рыбой. Под тон­ким, оре­хо­во-мас­ля­ни­стым тестом спря­та­на жир­ная, соч­ная, отчет­ли­во коп­че­ная рыба, акку­рат­но очи­щен­ная ото всех костей, с кото­ры­ми все­гда так муча­ют­ся люби­те­ли про­дук­та. Плюс про­чая выпеч­ка, плюс чаи и тра­вя­ные сбо­ры и раз­ные хит­ро­ум­ные настой­ки (осо­бен­но хоро­ша фир­мен­ная мас­ля­ни­стая, хвой­но-тра­вя­ная под назва­ни­ем «Шаля­пин­ский чай»). Рыб­ные углы воз­ве­де­ны в пекар­не в культ — одна из стен заши­та кера­ми­че­ски­ми израз­ца­ми, изоб­ра­жа­ю­щи­ми эти самые пирож­ки. Выгля­дит место так, буд­то в нем тор­гу­ют угла­ми как мини­мум лет 150, но на самом деле нико­гда в Пле­се ника­ких углов не пек­ли. Это ново­дел, изоб­ре­те­ние хозя­ев места, но настоль­ко ост­ро­ум­ное и настоль­ко орга­нич­но испол­нен­ное, что в древ­но­сть его веришь без­ого­во­роч­но. Наобо­рот, рука сама тянет­ся к теле­фо­ну про­ве­рять: да не может тако­го быть, что углы при­ду­ма­ны все­го несколь­ко лет назад! А как же все эти сте­ны, фото­гра­фии, вывес­ка, израз­цы?

В отли­чие от углов, дру­гое фир­мен­ное плес­ское блю­до — кулей­ка — впол­не тра­ди­ци­он­на и упо­ми­на­ет­ся во мно­гих доре­во­лю­ци­он­ных источ­ни­ках. Кулей­ку при­ня­то назы­вать рус­ским чиз­кей­ком. Это дей­стви­тель­но боль­шой откры­тый пирог с воз­душ­ной начин­кой из тво­ро­га, яиц, сли­вок и сме­та­ны, ино­гда при­прав­лен­ной фрук­та­ми и яго­да­ми. Толь­ко тесто у кулей­ки не песоч­ное, а дрож­же­вое. На самом деле куда пра­виль­ней будет срав­не­ние с ватруш­кой — кулей­ка почти в точ­но­сти ее повто­ря­ет, раз­ве что в раз­ме­рах будет раз в пять боль­ше. Соб­ствен­но кулей­ка — это и есть раз­но­вид­но­сть ватруш­ки, кото­рую все­гда пек­ли имен­но здесь, в север­ном Повол­жье. В сло­ва­ре Даля сло­во «кулей­ка» зна­чит­ся как костром­ское. Кулей­ку гото­вят мно­го где, но самое пра­виль­ное место — «Кон­ди­тер­ская Софьи Кув­шин­ни­ко­вой» здесь же, на набе­реж­ной, на дру­гой сто­ро­не от цен­траль­ной пло­ща­ди.

На самой пло­ща­ди, воз­ле ста­рой, очень роман­тич­но обвет­шав­шей пожар­ной части нахо­дит­ся «Плес­ский пив­ной дом» — пиво­вар­ня, как нетруд­но дога­дать­ся, с очень недур­ным напит­ком и доволь­но про­стой, но достой­ной кух­ней. Ценен он в первую оче­редь стра­те­ги­че­ским поло­же­ни­ем, даю­щим абсо­лют­но евро­пей­скую воз­мож­но­сть сидеть с кру­жеч­кой пря­мо на глав­ной город­ской пло­ща­ди, наблю­дая за ее спо­кой­ной и раз­ме­рен­ной жиз­нью.

Ну и, нако­нец, глав­ное гастро­но­ми­че­ское явле­ние в горо­де — ресто­ран «Икра», пер­вый из буду­щей сети, вос­пе­ва­ю­щей локаль­ное и сезон­ное (вто­рой ресто­ран зара­бо­тал зимой в Сочи). Пре­крас­но всё: во-пер­вых, это вос­ста­нов­лен­ный дере­вен­ский дом в зареч­ной низин­ной части горо­да. Внут­ри кото­ро­го — зна­ко­мая по мос­ков­ско­му Chef’s Table пла­ни­ров­ка: П-образ­ный стол, окру­жа­ю­щий кух­ню, на кото­рой каж­дый вечер (в лет­нее вре­мя, пото­му что с сере­ди­ны осе­ни до сере­ди­ны вес­ны ресто­ран закрыт) дают сеты, прак­ти­че­ски пол­но­стью постро­ен­ные из локаль­ных про­дук­тов вокруг локаль­ных же исто­рий. Сет «Бур­ла­ки» вос­со­зда­ет про­стые, но яркие вку­сы кре­стьян­ской и бур­лац­кой еды Повол­жья. Сет «Дач­ни­ки» рас­ска­зы­ва­ет о нра­вах и гастро­но­ми­че­ских при­выч­ках Пле­са как попу­ляр­но­го дач­но­го места, кото­рым он стал еще в кон­це 19 века. Каж­дый ужин закан­чи­ва­ет­ся на дере­вян­ной веран­де дома, где для гостей рас­тап­ли­ва­ют само­ва­ры, раз­ли­ва­ют чай с тра­ва­ми и рас­кла­ды­ва­ют сла­до­сти. На этой же веран­де днем накры­ва­ют обе­ды, опять-таки, с тра­ди­ци­он­ной дач­ной едой: щами и окрош­ка­ми, све­жи­ми ово­ща­ми с паху­чим под­сол­неч­ным мас­лом, пиро­га­ми и настой­ка­ми, сде­лан­ны­ми на кух­не ресто­ра­на. Пер­со­нал, кста­ти, тоже исклю­чи­тель­но мест­ный — и офи­ци­ан­ты в «Икре» рабо­та­ют без мос­ков­ской вышко­лен­но­сти и тех­нич­но­сти, но с таким искрен­ним рве­ни­ем и любо­вью к гостям, что про­сто диву даешь­ся.

Когда после ужи­на и чая выхо­дишь в плес­скую ноч­ную про­хла­ду, с ред­ки­ми огонь­ка­ми и столь же ред­ко нару­ша­е­мую соба­чьим лаем тиши­ну — пони­ма­ешь: этот момент запом­нит­ся надол­го.