Эксперты: мавзолей Ленина достоин включения в список наследия ЮНЕСКО

Мавзолей Ленина © АГН "Москва"Мавзолей Ленина © АГН "Москва"

Зна­че­ние мав­зо­лея как объ­ек­та куль­тур­но­го насле­дия сохра­нит­ся, даже если будет при­ня­то реше­ние захо­ро­нить тело Лени­на, счи­та­ет про­фес­сор Мос­ков­ско­го архи­тек­тур­но­го инсти­ту­та Ната­лья Душ­ки­на

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 17 мар­та. /ТАСС/
Мав­зо­лей Лени­на как выда­ю­ще­е­ся архи­тек­тур­ное соору­же­ние ХХ века мог бы сыг­рать важ­ную роль в про­дви­же­нии рос­сий­ских памят­ни­ков ХХ века в спи­сок Все­мир­но­го насле­дия ЮНЕСКО.

Такое мне­ние выска­за­ла ТАСС вице-пре­зи­дент Наци­о­наль­но­го коми­те­та Меж­ду­на­род­но­го сове­та по охра­не памят­ни­ков и досто­при­ме­ча­тель­ных мест (ИКОМОС), про­фес­сор Мос­ков­ско­го архи­тек­тур­но­го инсти­ту­та Ната­лья Душ­ки­на, кото­рая при­ня­ла уча­стие в круг­лом сто­ле по сохра­не­нию памят­ни­ков эпо­хи кон­струк­ти­виз­ма в Санкт-Петер­бур­ге.

«Мав­зо­лей сле­ду­ет рас­смат­ри­вать, забыв о всей поли­ти­че­ской состав­ля­ю­щей, как один из уни­каль­ных образ­цов совре­мен­ной архи­тек­ту­ры, выра­жен­ный нова­тор­ским язы­ком и впи­сан­ный в исто­ри­че­ский ансамбль мак­си­маль­но так­тич­но. Это может быть одним из потен­ци­а­лов, кото­ры­ми обла­да­ет стра­на с точ­ки зре­ния про­дви­же­ния в спи­сок Все­мир­но­го насле­дия объ­ек­тов, создан­ных в ХХ веке, пото­му что Мос­ков­ский крем­ль и Крас­ная пло­ща­дь – это объ­ект все­мир­но­го насле­дия, и на тер­ри­то­рии Крас­ной пло­ща­ди, на пят­не охран­ной зоны ЮНЕСКО, сто­ит мав­зо­лей, кото­рый обла­да­ет таки­ми осо­бен­но­стя­ми», – счи­та­ет Ната­лья Душ­ки­на.

По ее мне­нию, архи­тек­тур­ные досто­ин­ства это­го соору­же­ния недо­оце­не­ны. «Что каса­ет­ся цве­та, фор­мы, мас­шта­ба, вза­и­мо­свя­зи с про­стран­ствен­ной ком­по­зи­ци­ей, важ­ней­ши­ми пла­ни­ро­воч­ны­ми исто­ри­че­ски­ми ося­ми, все сде­ла­но настоль­ко мастер­ски. И это пони­ма­ют все, кро­ме тех, кто выка­зы­ва­ет поли­ти­зи­ро­ван­ное отно­ше­ние к это­му объ­ек­ту», – отме­ти­ла архи­тек­тор.

Здание, достойное музея

Архи­тек­тур­ный стиль мав­зо­лея, по мне­нию Душ­ки­ной, «мож­но назвать даже супре­ма­тиз­мом, пото­му что у него есть один потря­са­ю­щий угол, он очень напо­ми­на­ет три­бу­ны, кото­рые делал Мале­вич». «Щусев (автор про­ек­та мав­зо­лея) – архи­тек­тор очень мно­го­пла­но­вый, один из самых талант­ли­вых архи­тек­то­ров ХХ века, и его сила в том, что он мог «раз­го­ва­ри­вать» на любом архи­тек­тур­ном язы­ке – от неорус­ско­го, модер­на до кон­струк­ти­вист­ских постро­ек, и в дан­ном слу­чае это такой сгу­сток ново­го архи­тек­тур­но­го язы­ка, кото­рый появ­ля­ет­ся в самом цен­тре Моск­вы», – отме­ча­ет экс­перт.

Зна­че­ние мав­зо­лея как объ­ек­та куль­тур­но­го насле­дия, по мне­нию пред­ста­ви­те­ля ИКОМОС, сохра­нит­ся даже в том слу­чае, если когда-либо будет при­ня­то реше­ние захо­ро­нить тело Лени­на. В этом слу­чае, по мне­нию экс­пер­та, «зда­ние может стать музе­ем того же само­го кон­струк­ти­виз­ма».

Камен­ное зда­ние усы­паль­ни­цы для вождя про­ле­та­ри­а­та, скон­чав­ше­го­ся 21 янва­ря 1924 года, было постро­е­но по про­ек­ту архи­тек­то­ра Алек­сея Щусе­ва на Крас­ной пло­ща­ди в кон­це 1920-х годов. Поми­мо выпол­не­ния глав­но­го пред­на­зна­че­ния, оно выпол­ня­ло в совет­ское вре­мя функ­цию три­бу­ны для выступ­ле­ний руко­во­ди­те­лей госу­дар­ства во вре­мя меро­при­я­тий на Крас­ной пло­ща­ди.

Пора ценить советские памятники

Ранее руко­вод­ство наци­о­наль­но­го коми­те­та ИКОМОС сооб­ща­ло, что рос­сий­ские архи­тек­то­ры и экс­пер­ты в обла­сти охра­ны памят­ни­ков будут реко­мен­до­вать для вклю­че­ния в спи­сок ЮНЕСКО несколь­ко объ­ек­тов эпо­хи кон­струк­ти­виз­ма, рас­по­ло­жен­ных в Москве, Санкт-Петер­бур­ге и Ека­те­рин­бур­ге. Сре­ди них – Авто­бус­ный парк и гараж на Ново­ря­зан­ской ули­це и Дом куль­ту­ры име­ни Зуе­ва в Москве, зна­ме­ни­тый ансамбль фаб­ри­ки «Крас­ное зна­мя» в Санкт-Петер­бур­ге и спор­тив­ный ком­плекс «Дина­мо» в Ека­те­рин­бур­ге».

«Нуж­но помочь госу­дар­ству вой­ти в этот спи­сок имен­но объ­ек­та­ми аван­гар­да. Это, во-пер­вых, даст импульс для вос­при­я­тия нашей куль­ту­ры в мире, что­бы этот пери­од аван­гар­да вошел в клас­си­ку наше­го куль­тур­но­го насле­дия, а во-вто­рых, таким обра­зом госу­дар­ство при­мет на себя забо­ту об этих объ­ек­тах», – пояс­нил эту ини­ци­а­ти­ву пред­се­да­тель ИКОМОС ака­де­мик Алек­сан­др Куд­ряв­цев.

Он напом­нил, что сей­час во все­мир­ном спис­ке 27 рос­сий­ских объ­ек­тов, и сре­ди них нет ни одно­го зда­ния ХХ века. Экс­пер­ты под­чер­ки­ва­ют так­же, что памят­ни­ки совет­ско­го аван­гар­да гораз­до выше ценят­ся в дру­гих стра­нах, чем в Рос­сии.

Международный образец в России

Как отме­ти­ла Душ­ки­на, для про­дви­же­ния памят­ни­ков эпо­хи кон­струк­ти­виз­ма необ­хо­ди­мо под­нять ста­тус их охра­ны и про­ве­сти каче­ствен­ную рестав­ра­цию, посколь­ку боль­шин­ство зда­ний совет­ской эпо­хи име­ют ста­тус объ­ек­тов реги­о­наль­но­го, а не феде­раль­но­го зна­че­ния, а ремонт в них выпол­нял­ся очень небреж­но.

По ее мне­нию, самый «под­го­тов­лен­ный» рос­сий­ский объ­ект ХХ века для вклю­че­ния в спи­сок миро­во­го насле­дия – это биб­лио­те­ка Аал­то в Выбор­ге. «Если сей­час гово­рить, какой из объ­ек­тов в нашей стра­не в иде­а­ле готов быть вклю­чен­ным в спи­сок Все­мир­но­го насле­дия от Рос­сии, это, конеч­но, биб­лио­те­ка в Выбор­ге. Но посколь­ку все осталь­ные зна­чи­мые построй­ки Аал­то нахо­дят­ся в Фин­лян­дии, надо созда­вать кон­сор­ци­ум двух стран и гото­вить эту номи­на­цию», – счи­та­ет Душ­ки­на.

Биб­лио­те­ка в Выбор­ге – уни­каль­ный памят­ник архи­тек­ту­ры ХХ века, шедевр функ­ци­о­на­лиз­ма, един­ствен­ное из про­из­ве­де­ний про­слав­лен­но­го фин­ско­го архи­тек­то­ра Алва­ра Аал­то на тер­ри­то­рии Рос­сии. Она откры­лась в октяб­ре 1935 года. Выборг­ская биб­лио­те­ка серьез­но постра­да­ла в годы Вто­рой миро­вой вой­ны. С 1994 по 2013 год зда­ние реста­ври­ро­ва­лось в рам­ках Меж­ду­на­род­но­го про­ек­та ком­плекс­ной науч­ной рестав­ра­ции, кото­рый финан­си­ро­вал­ся из рос­сий­ско­го бюд­же­та и меж­ду­на­род­ных источ­ни­ков. Рестав­ра­то­ры биб­лио­те­ки Алва­ра Аал­то в Выбор­ге удо­сто­е­ны пре­стиж­ной евро­пей­ской пре­мии «Евро­па Ностра», кото­рая счи­та­ет­ся «Оска­ром» в обла­сти куль­ту­ры.

Все­го Аал­то постро­ил 11 биб­лио­тек, боль­ше поло­ви­ны из них – в Фин­лян­дии, три биб­лио­те­ки откры­ты в Гер­ма­нии как состав­ные части обще­ствен­ных ком­плек­сов, одна из биб­лио­тек Аал­то была спро­ек­ти­ро­ва­на для Скан­ди­нав­ско­го цен­тра в Рейкья­ви­ке.