Эксперты: открытие Крымского моста приведет к росту турпотока на полуостров

Эксперты: открытие Крымского моста приведет к росту турпотока на полуостров
Эксперты: открытие Крымского моста приведет к росту турпотока на полуостров

По мнению специалистов, также изменится направление туристических потоков

СИМФЕРОПОЛЬ, 14 мар­та. /Корр. ТАСС Татья­на Кузнецова/

Рес­пуб­ли­ка Крым в слу­чае досроч­но­го откры­тия транс­порт­но­го пере­хо­да через Кер­чен­ский про­лив к курорт­но­му сезо­ну может рас­счи­ты­вать на рост тури­сти­че­ско­го пото­ка в срав­не­нии с 2017 годом, когда на фоне воз­об­нов­ле­ния авиа­со­об­ще­ния с Тур­ци­ей реги­он поте­рял часть отды­ха­ю­щих. Такое мне­ние в сре­ду выска­за­ли ТАСС экс­пер­ты тури­сти­че­ской отрас­ли.

Пре­зи­дент Рос­сии Вла­ди­мир Путин, обща­ясь в сре­ду со стро­и­те­ля­ми Крым­ско­го моста, не исклю­чил, что дви­же­ние авто­мо­би­лей по транс­порт­но­му пере­хо­ду через про­лив откро­ют рань­ше пла­ни­ро­вав­ше­го­ся на декабрь сро­ка. Руко­во­ди­тель ком­па­нии «Строй­газ­мон­таж», кото­рая явля­ет­ся гене­раль­ным под­ряд­чи­ком стро­и­тель­ства моста, Арка­дий Ротен­берг, в свою оче­редь, доло­жил, что авто­мо­биль­ная часть стро­я­ще­го­ся моста может быть сда­на уже после 9 мая 2018 года. Вве­сти в экс­плу­а­та­цию желез­но­до­рож­ной части моста пла­ни­ру­ют в коне­це 2019 года.

Гла­ва Кры­ма Сер­гей Аксе­нов после это­го заявил, что в пер­спек­ти­ве ожи­да­ет уве­ли­че­ние тур­по­то­ка в реги­он до 8–10 млн чело­век. Ранее сооб­ща­лось, что в про­шлом году тур­по­ток в рес­пуб­ли­ку на фоне откры­тия для тури­стов Тур­ции сни­зил­ся на 3,2% – до 5,39 млн чело­век. В 2016 году Крым при­нял 5,6 млн отды­ха­ю­щих, а в 2015 году – 4,6 млн.

Рост турпотока и конец очередям на переправе

Боль­шин­ство опро­шен­ных экс­пер­тов туро­т­рас­ли уве­ре­ны, что откры­тие Крым­ско­го моста пози­тив­но отра­зит­ся на курорт­ном сезо­не 2018 года, посколь­ку за счет инте­ре­са рос­си­ян к ново­му транс­порт­но­му объ­ек­ту уве­ли­чит­ся тур­по­ток на полу­ост­ров. Кро­ме того, отды­ха­ю­щим уже не при­дет­ся вол­но­вать­ся по пово­ду рабо­ты Кер­чен­ской пере­пра­вы, кото­рая в насто­я­щее вре­мя явля­ет­ся един­ствен­ной авто­транс­порт­ной арте­ри­ей меж­ду Кры­мом и осталь­ной частью Рос­сии, но не рабо­та­ет в слу­чае тума­на или штор­ма.

«Если он [Крым­ский мост] откро­ет­ся до нача­ла высо­ко­го курорт­но­го сезо­на, тур­по­ток толь­ко в этом году вырас­тет на 700 тыс. – 1 млн чело­век [в срав­не­нии с 2017 годом]. Самое глав­ное – раз и навсе­гда закон­чат­ся муче­ния с паром­ной пере­пра­вой: ожи­да­ния в оче­ре­дях, пере­сад­ки и так далее. Это для нас как баль­зам на душу, пото­му что, когда воз­ни­ка­ет шторм, води­те­ли вынуж­де­ны сто­ять и ждать воз­об­нов­ле­ния рабо­ты пере­пра­вы», – рас­ска­зал ТАСС пред­се­да­тель коми­те­та Гос­со­ве­та рес­пуб­ли­ки по сана­тор­но-курорт­но­му ком­плек­су и туриз­му Алек­сей Чер­няк.

В декабре 2018 года пер­вый авто­мо­биль дол­жен про­ехать по мосту через Кер­чен­ский про­лив

Рост тур­по­то­ка в Крым в 2018 году после откры­тия авто­мо­биль­ной части моста про­гно­зи­ру­ет и зам­ген­ди­рек­то­ра туро­пе­ра­то­ра «Кан­да­гар» Эве­ли­на Рус­нак. «Рост одно­знач­но будет. <…> Не думаю, что поток уве­ли­чит­ся сра­зу в разы, но какая-то часть тури­стов к нам при­е­дет одно­знач­но», – ска­за­ла собе­сед­ни­ца агент­ства.

Как и Чер­няк, она так­же обра­ти­ла вни­ма­ние, что откры­тие моста для дви­же­ния авто­мо­би­лей сни­жет логи­сти­че­ские огра­ни­че­ния при поезд­ке тури­стов в Крым. «Хотя у нас и паром­ная пере­пра­ва рабо­та­ла хоро­шо и почти без сбо­ев, тем не менее погруз­ка-выгруз­ка, сама пере­пра­ва все­гда зани­ма­ла [для авто­мо­би­лей] при­мер­но два часа. <…> Сей­час люди смо­гут сесть на свои авто­мо­би­ли и при­е­хать в Крым, минуя пере­пра­ву», – отме­тил Рус­нак.

По мне­нию гла­вы пар­ла­мент­ско­го коми­те­та, как мини­мум поло­ви­на рос­си­ян захо­чет хотя бы раз про­ехать по Крым­ско­му мосту. «Откры­тие моста сим­во­лич­но. Плюс та инже­нер­ная мысль, то, как он соби­рал­ся, заста­вит боль­шин­ство людей хотя бы раз по нему про­ехать. Я думаю, что такое жела­ние воз­ник­нет у поло­ви­ны насе­ле­ния Рос­сии», – уве­рен Чер­няк.

Как изменятся туристические направления

Экс­пер­ты так­же уве­ре­ны, что откры­тие Крым­ско­го моста изме­нит направ­ле­ния тури­сти­че­ских пото­ков на полу­ост­ро­ве. По их сло­вам, если сей­час сре­ди отды­ха­ю­щих боль­шей попу­ляр­но­стью поль­зу­ет­ся южный берег Кры­ма, то после вво­да моста тур­по­ток вырас­тет в первую оче­редь на восто­ке реги­о­на.

«Я думаю, что эта сто­ро­на [восток Кры­ма] полу­чит свой поток», – ска­за­ла ТАСС пред­се­да­тель рес­пуб­ли­кан­ской обще­ствен­ной орга­ни­за­ции «Коми­тет по курорт­но-тури­сти­че­ской и выста­воч­ной дея­тель­но­сти в Кры­му» Мария Маль­ги­на.

Вме­сте с тем она отме­ти­ла, что необ­хо­ди­мо так­же решать вопро­сы с повы­ше­ни­ем каче­ства дорог внут­ри полу­ост­ро­ва, что при­ве­дет боль­ше тури­стов в его запад­ную часть.

«Возь­мем Чер­но­мор­ский рай­он [запад­ное побе­ре­жье Кры­ма]. У людей [вла­дель­цев гости­нич­но­го биз­не­са] цена ниже неку­да – 1200 руб­лей с трех­ра­зо­вым пита­ни­ем за пол­но­цен­ный номер со все­ми удоб­ства­ми. <…> При этом исхо­дя из транс­порт­ной логи­сти­ки они уже несколь­ко сезо­нов сто­ят пустые», – отме­ти­ла экс­перт.

В насто­я­щее вре­мя на полу­ост­ро­ве стро­ит­ся феде­раль­ная трас­са «Таври­да», кото­рая соеди­нит Крым­ский мост с Сева­сто­по­лем и раз­гру­зит транс­порт­ные арте­рии в реги­о­нах.

Стройка века

Мост в Крым – самый про­тя­жен­ный в Рос­сии и один из круп­ней­ших в Евро­пе, его про­тя­жен­но­сть состав­ля­ет 19 км. Он начи­на­ет­ся на Таман­ском полу­ост­ро­ве, про­хо­дит по суще­ству­ю­щей пяти­ки­ло­мет­ро­вой дам­бе и ост­ро­ву Туз­ла, затем пере­се­ка­ет Кер­чен­ский про­лив, оги­бая с севе­ра мыс Ак-Бурун и выхо­дит на крым­ский берег. Мост вклю­ча­ет две парал­лель­но рас­по­ло­жен­ные трас­сы для авто­мо­би­лей и поез­дов.

Крым­ский мост воз­во­дит­ся за счет сред­ств феде­раль­но­го бюд­же­та в рам­ках ФЦП «Соци­аль­но-эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие Рес­пуб­ли­ки Крым и горо­да Сева­сто­поль до 2020 года» без при­вле­че­ния вне­бюд­жет­но­го финан­си­ро­ва­ния. Общая сто­и­мо­сть про­ек­та (в ценах соот­вет­ству­ю­щих лет) состав­ля­ет 227,92 млрд руб­лей. В нее вхо­дят затра­ты под­ряд­чи­ка про­ек­та ООО «Строй­газ­мон­таж» и затра­ты заказ­чи­ка стро­и­тель­ства ФКУ Упр­дор «Тама­нь».