«Зарядье» без занавеса: чем удивит новый концертный зал возле Кремля

Здание Московского концертного зала "Зарядье" © Сергей Бобылев/ТАСС

Репортаж о концертном зале в парке «Зарядье», который откроется в сентябре

Ана­ста­сия Сил­ки­на

Совсем ско­ро, 8 сен­тяб­ря, в мос­ков­ском пар­ке «Заря­дье» откро­ет­ся одно­имен­ный кон­церт­ный зал. К откры­тию уже почти все гото­во, в кори­до­рах сто­ят обер­ну­тые поли­эти­ле­но­вой плен­кой кресла, на кото­рые вот-вот сядут пер­вые зри­те­ли.

Два в одном: сцена эстрады и сцена-арена

Кон­церт­ный зал «Заря­дье» нару­ша­ет все тра­ди­ци­он­ные пред­став­ле­ния о подоб­ных поме­ще­ни­ях, он необы­чен почти во всем — этот зал-транс­фор­мер, где зри­тель­ские места рас­по­ло­же­ны даже за сце­ной, не преду­смат­ри­ва­ет нали­чия зана­ве­са.

«Есть такие поня­тия — сце­на эст­ра­ды и сце­на-аре­на. Когда исче­за­ют зри­тель­ские места за сце­ной, полу­ча­ет­ся сце­на эст­ра­ды. Как толь­ко они там появ­ля­ют­ся — полу­ча­ет­ся сце­на-аре­на, — пояс­ня­ет заве­ду­ю­щий худо­же­ствен­но-поста­но­воч­ной частью Мак­сим Бори­сов. — Сей­час это миро­вая прак­ти­ка — мак­си­маль­ная при­бли­жен­но­сть зри­те­лей к испол­ни­те­лю, созда­ние настро­е­ния».

«Это очень инте­рес­но, и не в каж­дом кон­церт­ном зале мож­но взгля­нуть в гла­за дири­же­ру», — отме­ча­ет гене­раль­ный дирек­тор зала «Заря­дье» Оль­га Жуко­ва.

«Кресла опус­ка­ют­ся под пол по С-образ­ной тра­ек­то­рии, — рас­ска­зы­ва­ет заме­сти­тель началь­ни­ка отде­ла меха­ни­за­ции ком­плек­са Сер­гей Саен­ко. — Дви­же­ние пола ком­пью­те­ри­зи­ро­ва­но: из тех­ни­че­ско­го поме­ще­ния им мож­но управ­лять через спе­ци­аль­ный пульт. Мож­но уста­но­вить и сохра­нить любую кон­фи­гу­ра­цию зала: для раз­ных фор­ма­тов выступ­ле­ний — сим­фо­ни­че­ский оркестр, камер­ный ансамбль, соли­сты, а так­же для отдель­ных кол­лек­ти­вов».

Новый кон­церт­ный ком­плекс заду­ман как часть доступ­ной сре­ды горо­да. В Боль­шом зале преду­смот­ре­ны 20 мест для мало­мо­биль­ных зри­те­лей: в седь­мом ряду в цен­тре и по кра­ям, в про­хо­де меж­ду седь­мым и вось­мым ряда­ми, а так­же на бал­ко­не. Кро­ме того, такие зри­те­ли смо­гут попасть в зда­ние само­сто­я­тель­но, без сопро­вож­де­ния: у вхо­да на ули­це и внут­ри поме­ще­ния нет порож­ков и сту­пе­ней.

Поми­мо Боль­шо­го зала, в зда­нии ком­плек­са «Заря­дье» есть и Малый зал. Он преду­смот­рен для более камер­ных кон­цер­тов, репе­ти­ций и неболь­ших меро­при­я­тий, в нем смо­гут раз­ме­стить­ся 400 зри­те­лей.

Зал без «неудобных» мест

Архи­тек­то­ры поста­ра­лись сде­лать так, что­бы в зале не было «неудоб­ных» мест: оди­на­ко­во хоро­шо сце­на вид­на и с бал­ко­на, и из угла амфи­те­ат­ра. Не будет и «глу­хих» зон. А зву­ча­ние зала лич­но про­ве­рит его про­ек­ти­ров­щик, аку­стик из Япо­нии Ясу­хи­са Той­о­та — один из самых вос­тре­бо­ван­ных спе­ци­а­ли­стов. В его резю­ме — рабо­та над аку­сти­кой все­мир­но извест­ных пло­ща­док, напри­мер, Дом музы­ки в Хель­син­ки, Эльб­ская филар­мо­ния в Гам­бур­ге, кон­церт­ный зал Мари­ин­ско­го теат­ра в Санкт-Петер­бур­ге.

«Про­ба аку­сти­ки с оркест­ром прой­дет в 20-х чис­лах авгу­ста. Но спе­ци­а­ли­сты, кото­рые здесь уже про­во­ди­ли аку­сти­че­ские испы­та­ния, нам обе­ща­ли, что «глу­хих» зон не будет», — отме­ти­ла дирек­тор зала.

Дере­во, а так­же оформ­ле­ние амфи­те­ат­ра и бал­ко­на «вол­ной» — это не дань моде, а выпол­не­ние реко­мен­да­ций спе­ци­а­ли­стов Nagata Acoustics — для луч­шей есте­ствен­ной аку­сти­ки пло­щад­ки. Хоро­ше­му зву­ча­нию слу­жат и дру­гие при­е­мы. «Меж­ду стро­и­тель­ной сте­ной и отдел­кой орга­ни­зо­ва­ны скры­тые ниши. Про­стран­ство под сце­ной так­же выпол­ня­ет роль сво­е­го рода деки. Даже дере­вян­ный кар­кас и мате­ри­ал обив­ки зри­тель­ских кре­сел рабо­та­ют на аку­сти­ку», — под­черк­нул Бори­сов.

На слу­чай, если арти­стам все же пона­до­бит­ся элек­тро­аку­сти­че­ская систе­ма, из потол­ка выпус­ка­ют­ся колон­ки мощ­но­стью до 110 деци­бел. В рас­по­ря­же­нии «Заря­дья» — мик­ро­фон­ный парк, насчи­ты­ва­ю­щий око­ло 200 экзем­пля­ров от веду­щих про­из­во­ди­те­лей.

Студия «Зарядья»

Эти же мик­ро­фо­ны будут рабо­тать на про­фес­си­о­наль­ную зву­ко­за­пи­сы­ва­ю­щую сту­дию, кото­рая в бли­жай­шие меся­цы откро­ет­ся в соста­ве ком­плек­са «Заря­дье». «В сту­дии смо­жет запи­сать­ся любой арти­ст, вне зави­си­мо­сти от жан­ра», — рас­ска­зы­ва­ет началь­ник отде­ла аудио- и видео­обес­пе­че­ния ком­плек­са Олег Ива­нов. По его сло­вам, сре­ди арти­стов даже уже нашлись жела­ю­щие запи­сать­ся на сту­дии «Заря­дья».

Лишний билетик найдется!

На сай­те «Заря­дья» уже опуб­ли­ко­ва­на афи­ша меро­при­я­тий до кон­ца декаб­ря. Элек­трон­ная про­да­жа биле­тов тоже уже откры­та. Исклю­че­ние — пер­вый кон­церт в Боль­шом зале 8 сен­тяб­ря, на кото­ром высту­пит Сим­фо­ни­че­ский оркестр Мари­ин­ско­го теат­ра под управ­ле­ни­ем Вале­рия Гер­ги­е­ва. Попасть на кон­церт мож­но будет толь­ко по имен­ным при­гла­си­тель­ным. Зато с 9 сен­тяб­ря зал откро­ет­ся для всех жела­ю­щих. Как пообе­ща­ли в адми­ни­стра­ции пло­щад­ки, на вто­рой вечер откры­тия с уча­сти­ем Рос­сий­ско­го наци­о­наль­но­го оркест­ра биле­ты посту­пят в про­да­жу в бли­жай­шее вре­мя.