О чём молчал Вячеслав Тихонов

Народный артист СССР Вячеслав Тихонов
Народный артист СССР Вячеслав Тихонов

11 лет назад, 4 декабря 2009 г. ушел из жизни знаменитый актер, народный артист СССР Вячеслав Тихонов.

Для боль­шин­ства зри­те­лей его имя неот­де­ли­мо от обра­за Штир­ли­ца, хотя для неко­то­рых он ассо­ци­и­ру­ет­ся с Мат­ве­ем из филь­ма «Дело было в Пень­ко­ве», для дру­гих он – учи­тель из филь­ма «Дожи­вем до поне­дель­ни­ка», а кто-то счи­та­ет его луч­шей ролью Андрея Бол­кон­ско­го из «Вой­ны и мира». Но при этом ник­то не дога­ды­вал­ся, каким он был за кад­ром, вда­ли от камер и любо­пыт­ных глаз. Глав­ное, что род­ни­ло его с кино­ге­ро­ем-раз­вед­чи­ком, – сдер­жан­но­сть, мол­ча­ли­во­сть и скрыт­но­сть.

Актер в молодости


Вяче­слав Тихо­нов в филь­ме *Дело было в Пень­ко­ве*, 1957

Роди­те­ли буду­ще­го арти­ста не име­ли ника­ко­го отно­ше­ния к миру искус­ства: отец рабо­тал меха­ни­ком на ткац­ких стан­ках, мать была вос­пи­та­тель­ни­цей в дет­ском саду. Они хоте­ли, что­бы их сын посту­пил в сель­хоз­а­ка­де­мию, а он с юно­сти меч­тал об актер­ской про­фес­сии. Когда ему было 13 лет, нача­лась вой­на, его шко­лу пере­обо­ру­до­ва­ли под воен­ный гос­пи­таль, а сам он окон­чил ремес­лен­ное учи­ли­ще и устро­ил­ся на завод тока­рем, выпол­няя воен­ные зака­зы. В 1944 г. Тихо­нов посту­пил на под­го­то­ви­тель­ный курс Авто­ме­ха­ни­че­ско­го инсти­ту­та, но от сво­ей меч­ты не отка­зал­ся. Через год он подал доку­мен­ты во ВГИК и про­ва­лил­ся на экза­ме­не по актер­ско­му мастер­ству. Его судь­бу решил педа­гог Борис Биби­ков – он уви­дел боль­шой потен­ци­ал в Тихо­но­ве и все же при­нял его в свою груп­пу.


Вяче­слав Тихо­нов в филь­ме *В мир­ные дни*, 1950


Кадр из филь­ма *Звез­ды на кры­льях*, 1955

Тихо­нов при­зна­вал­ся, что его глав­ным вос­пи­та­те­лем была ули­ца, «маль­чи­ше­ское брат­ство», и еще в юно­сти он начал курить и сде­лал тату­и­ров­ку на кисти руки – свое имя, «Сла­ва». Тогда это было мод­но, и накол­ки дела­ли мно­гие его ровес­ни­ки. Пона­ча­лу это не очень меша­ло ему в актер­ской про­фес­сии, ведь в нача­ле твор­че­ско­го пути он играл толь­ко мат­ро­сов, кур­сан­тов, мото­ри­стов, меха­ни­ков, трак­то­ри­стов. А вот поз­же, когда режис­се­ры раз­гля­де­ли в нем насто­я­ще­го ари­сто­кра­та, кото­рым он и был, не по про­ис­хож­де­нию, а по внут­рен­ней сути, тату­и­ров­ку на съем­ках при­хо­ди­лось тща­тель­но пря­тать – напри­мер, с помо­щью пер­ча­ток. Актер сме­ял­ся: «При­шлось двух кня­зей с накол­кой играть». Сна­ча­ла ему пред­ло­жи­ли сыг­рать роль кня­зя Наще­ки­на в филь­ме «Две жиз­ни», а спу­стя 4 года – кня­зя Бол­кон­ско­го в «Вой­не и мире». Прав­да, в этом обра­зе его изна­чаль­но режис­сер не видел.


Вяче­слав Тихо­нов в роли Андрея Бол­кон­ско­го

Тихо­нов меч­тал о роли Бол­кон­ско­го и даже намек­нул режис­се­ру Сер­гею Бон­дар­чу­ку о том, что хотел бы прой­ти про­бы на роль само­го зага­доч­но­го героя рома­на Льва Тол­сто­го. Но когда актер задал вопрос о том, каким видит режис­сер это­го пер­со­на­жа, услы­шал ответ: «Совер­шен­но не похо­жим на тебя!» На эту роль утвер­ди­ли Инно­кен­тия Смок­ту­нов­ско­го, но он отка­зал­ся от нее в поль­зу роли в «Гам­ле­те». Олег Стри­же­нов тоже по каким-то при­чи­нам не стал сни­мать­ся.


Вяче­слав Тихо­нов в роли Андрея Бол­кон­ско­го

Слож­но пред­по­ло­жить, кого бы мы в ито­ге уви­де­ли на экра­нах в обра­зе кня­зя Бол­кон­ско­го, если бы в дело не вме­ша­лась сама Фур­це­ва, мини­стр куль­ту­ры СССР. За год до это­го она обра­ти­ла вни­ма­ние на Тихо­но­ва в филь­ме «Опти­ми­сти­че­ская тра­ге­дия» и одна­жды, встре­тив в мини­стер­стве Сер­гея Бон­дар­чу­ка, зада­ла ему вопрос: «А поче­му бы вам не обра­тить вни­ма­ние на моло­до­го арти­ста Тихо­но­ва?» После это­го его сроч­но вызва­ли на кино­про­бы. И хотя он полу­чил жела­е­мое, поз­же при­зна­вал­ся, что испы­ты­вал «ком­плекс навя­зан­но­го арти­ста».


Кадр из филь­ма *Дожи­вем до поне­дель­ни­ка*, 1968

Уди­ви­тель­но, но даже после сво­их звезд­ных ролей Тихо­нов не был уве­рен в себе и в сво­их актер­ских спо­соб­но­стях. В шко­ле он нико­гда не участ­во­вал в само­де­я­тель­но­сти, пото­му что стес­нял­ся выхо­дить на сце­ну. Поз­же, когда режис­се­ры нача­ли засы­пать его пред­ло­же­ни­я­ми, он часто отка­зы­вал­ся – не из тще­сла­вия и не из кокет­ства, а из-за сомне­ний в том, что смо­жет сыг­рать того или ино­го героя. Сам актер назы­вал это тру­со­стью – ему было про­ще увиль­нуть от пред­ло­же­ния, чем прий­ти на пло­щад­ку и не най­ти в себе нуж­ных для обра­за каче­ств и эмо­ций. Тихо­нов даже поду­мы­вал о том, что­бы уйти из про­фес­сии из-за того, что у него ниче­го не полу­ча­ет­ся так, как хоте­лось бы.


Вяче­слав Тихо­нов в роли Штир­ли­ца, 1973

Роль Штир­ли­ца, кото­рая при­несла ему все­со­юз­ную сла­ву и все­на­род­ную любо­вь, а так­же зва­ние Народ­но­го арти­ста СССР, сам Тихо­нов не счи­тал чем-то выда­ю­щим­ся и не любил о ней гово­рить. Он охот­но рас­ска­зы­вал толь­ко о раз­ных курье­зах, с ней свя­зан­ных. Одна­жды на даче у него раз­бо­ле­лось серд­це, и его отвез­ли в бли­жай­шую боль­ни­цу – воен­ный гос­пи­таль. Поз­же он вспо­ми­нал: «Док­тор в при­ем­ном отде­ле­нии запол­ня­ет кар­ту: «Фами­лия, имя, отче­ство?» Я гово­рю: «Тихо­нов Вяче­слав Васи­лье­вич». Он спра­ши­ва­ет даль­ше: «Воин­ское зва­ние?» «Штан­дар­тен­фю­рер», – отве­чаю. Док­тор под­нял гла­за, вгля­дел­ся: «Ох, изви­ни­те, не узнал…»


Вяче­слав Тихо­нов в филь­ме *Они сра­жа­лись за Роди­ну*, 1975

Одна­жды в интер­вью актер при­знал­ся: «Я не то что­бы очень люб­лю мол­чать, но мне все­гда инте­рес­нее не то, что чело­век ска­зал, а то, о чем он про­мол­чал. Сло­ва сами по себе не все­гда важ­ны». Имен­но поэто­му ему были осо­бен­но доро­ги сце­ны, в кото­рых его герой не про­из­но­сил ни сло­ва, как в эпи­зо­де встре­чи Штир­ли­ца с женой, где они обща­лись толь­ко взгля­да­ми. Это­го прин­ци­па Тихо­нов при­дер­жи­вал­ся и в жиз­ни за кад­ром. Пуб­лич­но­сть и сла­ва были для него обре­ме­ни­тель­ны, актер не любил откро­вен­ни­чать с жур­на­ли­ста­ми и ред­ко появ­лял­ся на пуб­ли­ке. Когда ему при­хо­ди­лось посе­щать свет­ские меро­при­я­тия, Тихо­нов или сидел мол­ча в сто­ро­не, или ста­рал­ся побыст­рее уйти. В послед­ние годы он вел уеди­нен­ный образ жиз­ни, что назы­вал «осо­знан­ной необ­хо­ди­мо­стью».


Кадр из филь­ма *…И дру­гие офи­ци­аль­ные лица*, 1976


Вла­ди­мир Тихо­нов с мате­рью, Нон­ной Мор­дю­ко­вой

Нико­гда не рас­ска­зы­вал актер и о той боли, кото­рая жила внут­ри дол­гие годы. В 1990 г. их с Нон­ной Мор­дю­ко­вой сын Вла­ди­мир в воз­расте 40 лет ушел из жиз­ни вслед­ствие упо­треб­ле­ния запре­щен­ных веще­ств. Вяче­слав Тихо­нов очень тяже­ло пере­жи­вал эту утра­ту и ни с кем не делил­ся сво­и­ми пере­жи­ва­ни­я­ми – к себе в душу он нико­го и нико­гда не пус­кал.


Кадр из филь­ма *Белый Бим Чер­ное ухо*, 1976


Вяче­слав Тихо­нов в филь­ме *Утом­лен­ные солн­цем*, 1994

В сере­ди­не 1990-х гг. Вяче­слав Тихо­нов прак­ти­че­ски пере­стал сни­мать­ся – он не нашел сво­е­го места в новом изме­нив­шем­ся мире и не хотел играть роли шуле­ров, пья­ниц-гене­ра­лов и депу­та­тов, кото­рые ему пред­ла­га­ли в новом сто­ле­тии. Исклю­че­ния он делал толь­ко для тех про­ек­тов, за кото­рые навер­ня­ка не было бы стыд­но. Его послед­ней кино­ра­бо­той стал эпи­зод в филь­ме «Андер­сен. Жиз­нь без люб­ви» в 2006 г.


Вяче­слав Тихо­нов в филь­ме *Андер­сен. Жиз­нь без люб­ви*, 2006

Спу­стя 3 года Вяче­слав Тихо­нов ушел из жиз­ни в воз­расте 81 года.